Обзор литературы ко Дню славянской письменности и культуры

Содержание

Слайд 2

История праздника

Славянскую азбуку создали Кирилл и Мефодий -славянские просветители, проповедники христианства, первые

История праздника Славянскую азбуку создали Кирилл и Мефодий -славянские просветители, проповедники христианства,
переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык. Кирилл (около 827-14.2.869) и его старший брат Мефодий (около 815-6. 4. 885) родились в г. Фессалоники (Солунь) в семье военачальника. Кирилл (до принятия монашества Константин) получил образование при дворе византийского императора Михаила III в Константинополе. Хорошо знал славянский, греческий, латинский, еврейский и арабский языки. Он стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал философию (получил прозвище «Философ»). В 840-х успешно участвовал в диспутах с иконоборцами; в 850-х был в Сирии, где одержал победу в богословских спорах с мусульманами. Около 860 совершил дипломатическую поездку к хазарам. Перед отъездом Кирилл создал славянскую азбуку и вместе с Мефодием перевел с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг (избранные чтения из Евангелия, апостольские послания, псалтырь и др.). На этом языке (обычно называемом старославянским языком) была создана богатейшая оригинальная и переводная литература в Моравии, Паннонии, Болгарии, на Руси, в Сербии. В древней азбуке = кириллице было 24 буквы греческого унциального устава и специально созданные буквы, отсутствующие в греческой азбуке и необходимые для передачи соответствующих славянских звуков. В славянских государствах, в том числе и в России, широко отмечается День славянской письменности и культуры.
Празднование памяти святых братьев еще в старые времена имело место у всех славянских народов, но затем, под влиянием различных исторических и политических обстоятельств, было забыто. В начале XIX века, вместе с возрождением славянских народностей, обновилась и память славянских первоучителей. В 1863 году на Руси было принято постановление праздновать память святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю).

Слайд 3

24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Праздник

24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Праздник известен
известен как день памяти первоучителей славянских народов - святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Этот день дорог для нас тем, что каждый год позволяет прикоснуться к истокам славянской культуры, и является праздником просвещения, родного слова, книги, литературы. А так же для всех, кто интересуется историей и родным словом.

Слайд 4

Брукфильд, К. Письменность
Эта книга рассказывает обо всех видах
письма - от простейшего

Брукфильд, К. Письменность Эта книга рассказывает обо всех видах письма - от
рисуночного до
записи с голоса. На уникальных фотографиях
- наскальные рисунки, старинные рукописи и
книжки с движущимися картинками.
Рассмотрите их во всех подробностях! Вы
увидите: книги из слоновой кости; автограф
Вильгельма Завоевателя и недошедшее
письмо Наполеона; первую печатную Библию;
книгу без начала и конца. Вы узнаете: когда
был создан алфавит; как делали чернила в
Древнем Китае; что такое тимпан; где книги
приковывали цепями. Вы поймете: почему
никто не мог прочитать дневник Леонардо да Винчи; кого освобождали от
налогов в Древнем Египте; как открыли тайну Розеттского камня.
Режим доступа: http://bookshelf.ucoz.ua/news/brukfild_karen_ pismennost_2001_pdf/2017-10-05-36429

Слайд 5

Воскобойников, В.М. Равноапостольные святые братья Кирилл и Мефодий Братья Кирилл и Мефодий

Воскобойников, В.М. Равноапостольные святые братья Кирилл и Мефодий Братья Кирилл и Мефодий
выросли в знатной семье, жившей в греческом городе Солуни. Мефодий был старшим из семи братьев, Константин – самым младшим. Мефодий был в военном звании и являлся правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку. Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из отцов Церкви IV века – Григория Богослова.

Слайд 6

Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко

Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко
двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. Константин учился у лучших учителей Константинополя и в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, получив за свой ум и выдающиеся познания прозвание Философ. Его ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но он предпочел удалиться в монастырь на гору Олимп к Мефодию, брату своему, – рассказывает его жизнеописание, -чтобы беспрестанно творить молитву и заниматься благочестивыми размышлениями. Вся жизнь Константина была наполнена частыми трудными, тяжкими испытаниями и напряженной работой. Это подорвало его силы, и в 42 года он сильно заболел. Незадолго перед кончиной он принял монашество с именем Кирилл и тихо скончался в 869 году. Случилось это в Риме, когда братья в очередной раз приехали искать у папы Римского поддержки в главном своем деле – распространении славянской письменности. Перед смертью Кирилл говорил брату: “Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору”. Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения 4 и поношения, он продолжал великое дело – перевод на славянский язык Священных книг, проповедь православной веры, крещение славянского народа. Преемником себе он оставил лучшего из своих учеников, архиепископа Горазда, и около двухсот обученных им священников – славян.
Режим доступа:
https://www.litmir.me/br/?b=172472&p=1

Слайд 7

Как была крещена Русь.
Читателю предлагается яркий, увлекательный рассказ о трудном и

Как была крещена Русь. Читателю предлагается яркий, увлекательный рассказ о трудном и
во многом еще загадочном периоде, когда христианство стало официальной религией русского государства. На широком фоне эпохи очерчены выдающиеся деятели Киевской Руси: князья Святослав, Ольга, Владимир, воеводы Добрыня, Свенельд и др. Читатель может также обратиться непосредственно к первоисточнику - "Повести временных лет", фрагмент которой включен в сборник. Здесь же помещены специальные работы ученых СССР, ГДР. Режим доступа : http://padaread.com/?book=46902

Слайд 8

Крутогоров, Ю.А. Крещение Руси. Владимир Красное Солнышко
В предлагаемом издании рассказана история
необыкновенной

Крутогоров, Ю.А. Крещение Руси. Владимир Красное Солнышко В предлагаемом издании рассказана история
жизни Князя Владимира (952-1015).
Жизнь, в которой был и великий грех братоубийства,
и великое святое деяние - крещение Руси. Крещение
Руси - главное дело жизни князя Владимира
Святославовича. Книга повествует о крещении Руси -
главном деле жизни князя Владимира Святославовича.
С тех пор его стали звать и Святым Владимиром.
Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001870136

Слайд 9

Повесть временных лет.
О начале славянской письменности узнаем мы из главной русской
летописи

Повесть временных лет. О начале славянской письменности узнаем мы из главной русской
– “Повести временных лет”. Там говорится о том, как однажды
славянские князья
Ростислав, Святополк и
Коцел отправили к
византийскому царю
Михаилу послов со
словами: “Земля наша
крещена, но нет у нас
учителя, который бы
наставил и поучил нас, и
объяснил святые книги.
Ведь не знаем мы ни
греческого языка, ни
латинского; одни учат нас
так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их
значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о
книжных словах и о смысле их”.

Слайд 10

Филякова Е. Русская письменность
Эта книга об этапах развития русской
письменности - от зарубок

Филякова Е. Русская письменность Эта книга об этапах развития русской письменности -
на деревьях и до
первых печатных изданий до наших дней.
Филологические науки. Художественная
литература - Детская литература – Научно -
популярная литература - Языкознание -
Славянские языки - Письмо - История письма -
Кириллица
кириллица. Серия "История России" -
единственная в своем роде серия книг для детей,наиболее полно раскрывающая перед юным читателем весь уникальный мир русской истории.
Режим доступа:
https://litmy.ru/knigi/kultura/355383-russkaya-pismennost-istoriya-rossii.html

Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев – Константина и Мефодия, и “уговорил их царь и послал их в славянскую землю... Когда же братья эти пришли, начали они составлять
славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие”. Совершилось это в863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность. “И радыбыли славяне, что услышали о величии Божием на своем языке”. Затем братья перевели Псалтирь, Октоих и другие церковные книги.
С принятием христианства на Русь пришла и славянская азбука. И в Киеве, и в Новгороде, и в других городах стали создавать школы для обучения славянской грамоте.
Явились в Русской земле учителя из Болгарии– продолжатели дела Кирилла и Мефодия.
Новый алфавит получил название "кириллица» по монашескому имени Константина. Славянская азбука была составлена на основе греческой, существенно изменив ее, чтобы передать славянскую
звуковую систему. Были созданы две азбуки –глаголица и кириллица.
Образцом для написания буквкириллицы послужили знаки греческого уставного алфавита. Первые книги на кириллице также написаны уставом. Устав - это такое письмо, когда буквы пишутся прямо, старательно, отдельно одна от другой и нет промежутка между словами. Письменность русскими была воспринята от соседней Болгарии — страны, принявшей крещение на сто с лишним лет раньше Руси. О том, что письменность проникла на Русь до принятия христианства,то есть до 988 года, свидетельствуют договоры князей Олега и Игоря с греками
Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopisets/povest-vremennyh-let/

Слайд 11

Слово о полку Игореве : в летописях,
сказаниях и былинах / Пересказ В.
Жуковского.

Слово о полку Игореве : в летописях, сказаниях и былинах / Пересказ

Памятник древнерусской литературы XII в.,
Слово о полку Игореве, повествует о походе
1185 года русских князей на половцев.
Произведение переведено В.Жуковским и по
художественным достоинствам стоит в ряду
крупнейших достижений средневекового
эпоса.
Выдающееся произведение древнерусской
поэзии говорит о высоком уровне культуры,
национального сознания и патриотизма русского народа далекой эпохи.
Режим доступа:
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/slovo-o-polku-igoreve/

Слайд 12

История празднования Дня славянской письменности и культуры восходит к церковной традиции, существовавшей

История празднования Дня славянской письменности и культуры восходит к церковной традиции, существовавшей
в Болгарии еще в X–XI вв. И уже более 150 лет в этой стране он отмечается именно 24 мая, хотя раньше эта дата варьировалась. В России в силу исторических и политических обстоятельств традиция празднования прерывалась. В 1863 году Российский Святейший Синод определил, в связи с празднованием тысячелетия Моравской миссии святых Кирилла и Мефодия, установить ежегодное празднование в честь преподобных Мефодия и Кирилла 11 мая. В 1918 г. общероссийское празднование этого дня было отменено. Лишь в 1985 году, когда славянские народы отмечали 1100-летие со дня кончины святителя Мефодия, архиепископа Моравского и Паннонского, день 24 мая был объявлен в календаре СССР "Праздником славянской культуры и письменности". Впервые он прошел в Мурманске в 1986 году. 30 января 1991 г. Президиум Верховного Совета РСФСР принял Постановление о ежегодном проведении Дня славянской культуры и письменности. Праздник получил статус государственно-церковного. До 2010 года каждый год центр празднования переносился в какой-либо из русских городов. С 2010 года столицей дней славянской письменности стала Москва.
Имя файла: Обзор-литературы-ко-Дню-славянской-письменности-и-культуры.pptx
Количество просмотров: 50
Количество скачиваний: 0