Память о матери в творчестве Твардовского

Содержание

Слайд 2

Алекса́ндр Три́фонович Твардо́вский русский советский писатель, поэт и прозаик, журналист, специальный корреспондент.

Алекса́ндр Три́фонович Твардо́вский русский советский писатель, поэт и прозаик, журналист, специальный корреспондент.
Родился 8 июня 1910 года на хуторе Загорье рядом с деревней Сельцо (ныне в Починковском районе Смоленской области) в семье деревенского кузнеца Трифона Гордеевича Твардовского и Марии Митрофановны, происходившей из однодворцев. Твардовский настолько сильно любил свою мать что посвятил ей отдельно цикл произведений под назаванием Цикл Пмяти Матери.

Слайд 3

Лирический цикл стихов А. Твардовского “Памяти матери” является непосредственным откликом на смерть

Лирический цикл стихов А. Твардовского “Памяти матери” является непосредственным откликом на смерть
горячо любимой матери, умершей 23 марта 1965-го года (он напечатан в сентябре того же года в “Новом мире” вместе с другими стихотворениями. Все они объединены названием “Из лирики этих лет”). Но тема цикла и шире, и глубже лежащей на поверхности. Смерть матери заставила поэта обратиться памятью к самым тяжким испытаниям, выпавшим на её долю. Таким испытанием стало раскулачивание, выселение из родных мест, жизнь на немилой чужбине, возвращение на Смоленщину, но не в родные края, к тому времени разорённые.

Слайд 4

Незаживаемая и до смерти не заживлённая рана самого поэта (в его партийной

Незаживаемая и до смерти не заживлённая рана самого поэта (в его партийной
учётной карточке так и написано было - “сын кулака”), переживания матери и трагедия крестьянства, подвергшегося насильственной коллективизации, слились воедино в цикле, главной героиней которого стала мать.
Чтобы понять, почему так трогает маленький, из 4-х стихотворений состоящий цикл, надо увидеть особую роль Матери, Марии Митрофановны Твардовской, в жизни и творчестве поэта. Чтобы понять особый характер лиризма в цикле, надо увидеть место этих стихов не только в подборке “Из лирики этих лет”, но и путь А. Твардовского в лирике, надо, говоря словами В. Каверина, увидеть, “как Твардовский работал над поэзией, как поэзия работала над ним.”

Слайд 5

Композиция цикла стихотворений А.Твардовского “Памяти матери”

Зачин цикла - стихотворение “Прощаемся мы с

Композиция цикла стихотворений А.Твардовского “Памяти матери” Зачин цикла - стихотворение “Прощаемся мы
матерями...” - поднимает тему невольной вины сына перед матерью, тему сыновнего эгоизма. Позднее раскаяние, осознание непоправимой утраты пробуждает чувство сыновнего долга. Но это чувство долга сына перед матерью. Это чувство не выходит за пределы их семейных взаимоотношений.

Слайд 6

Второе стихотворение, “В краю, куда их вывезли гуртом...”, обращает нашу память к

Второе стихотворение, “В краю, куда их вывезли гуртом...”, обращает нашу память к
трагедии общенационального масштаба. Она рисуется как неискупимая вина государства перед крестьянством. Именно на фоне общенациональной трагедии рисуются переживания матери, которая не может осуществить свою мечту - быть похороненной на кладбище вблизи своего родного хутора. В сюжете стихотворения мы ощущаем нарастание и личного чувства вины лирического героя, и его чувства ответственности.

Слайд 7

Последнее стихотворение, “Перевозчик-водогрёбщик” - не просто заключительное, оно - итоговое. Его особое

Последнее стихотворение, “Перевозчик-водогрёбщик” - не просто заключительное, оно - итоговое. Его особое
положение в цикле выявляется при первом же чтении и сопоставлении с остальными стихами. Отметим, что оно находится в некой оппозиции к первому стихотворению и продолжает и углубляет сюжет, заданный вторым. Не глубина переживаний противопоставлена в первом и последнем стихотворениях, а лишь их масштаб. В первом стихотворении лишь намечена тема долга, она понимается как долг сына перед матерью.

Слайд 8

Прощаемся мы с матерями
Задолго до крайнего срока –
Еще в нашей юности ранней,
Еще

Прощаемся мы с матерями Задолго до крайнего срока – Еще в нашей
у родного порога,

Когда нам платочки, носочки
Уложат их добрые руки,
А мы, опасаясь отсрочки,
К назначенной рвемся разлуке.

Разлука еще безусловней
Для них наступает попозже,
Когда мы о воле сыновней
Спешим известить их по почте.

И карточки им посылая
Каких-то девчонок безвестных,
От щедрой души позволяем
Заочно любить их невесток.

А там – за невестками – внуки…
И вдруг назовет телеграмма
Для самой последней разлуки
Ту старую бабушку мамой.