Петербургские повести Н.В. Гоголя. Образ маленького человека в литературе

Содержание

Слайд 2

Эпиграф урока:
Совершенная истина жизни в повестях Гоголя тесно соединяется с

Эпиграф урока: Совершенная истина жизни в повестях Гоголя тесно соединяется с простотою
простотою вымысла… он рад выставить наружу все, что есть в ней прекрасного, человеческого, и, в то же время, не скрывает нимало и ее безобразия.
В.Г.Белинский

Слайд 3

Николай Васильевич Гоголь (1809 - 1852)

«Петербург мне показался
не таким, как я думал…»

Николай Васильевич Гоголь (1809 - 1852) «Петербург мне показался не таким, как я думал…»

Слайд 4

«Петербургские повести» - третий цикл произведений Гоголя, объединенных общим идейным замыслом. Через

«Петербургские повести» - третий цикл произведений Гоголя, объединенных общим идейным замыслом. Через
все повести проходит образ столицы русского государства. Тема Петербурга в 1830-е годы не являлась чем-то новым и неожиданным. В поэме «Медный всадник» А.С. Пушкин изобразил Петербург как город русской славы и одновременно как город социальных контрастов. Тема Петербурга, наметившаяся в творчестве Пушкина, была расширена и углублена Гоголем.

Слайд 5

«ТИШИНА В НЕМ НЕОБЫКНОВЕННАЯ, НИКАКОЙ ДУХ НЕ БЛЕСТИТ В НАРОДЕ, ВСЕ СЛУЖАЩИЕ

«ТИШИНА В НЕМ НЕОБЫКНОВЕННАЯ, НИКАКОЙ ДУХ НЕ БЛЕСТИТ В НАРОДЕ, ВСЕ СЛУЖАЩИЕ
ДА ДОЛЖНОСТНЫЕ ВСЕ ТОЛКУЮТ О СВОИХ ДЕПАРТАМЕНТАХ ДА КОЛЛЕГИЯХ, ВСЕ ПОДАВЛЕНО, ВСЕ ПОГРЯЗЛО В НИЧТОЖНЫХ ТРУДАХ, В КОТОРЫХ БЕСПЛОДНО ИЗДЕРЖИВАЕТСЯ ЖИЗНЬ ИХ». ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ СВОЕЙ ЖИЗНИ ГОГОЛЬ ПРОВЕЛ В ПЕТЕРБУРГЕ. ЭТО НЕ МОГЛО НЕ ОТРАЗИТЬСЯ НА ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯХ. ПЕТЕРБУРГ У ГОГОЛЯ – ЭТО ЦАРСТВО РОСКОШИ И ВЛАСТИ, ГДЕ БОГАТАЯ ЧАСТЬ ГОРОДА ПОЛНОСТЬЮ ПОДЧИНЯЕТ СЕБЕ БЕДНУЮ. ПО СЛОВАМ НАБОКОВА, «ПЕТЕРБУРГ ОБНАРУЖИЛ ВСЮ СВОЮ ПРИЧУДЛИВОСТЬ, КОГДА ПО ЕГО УЛИЦАМ СТАЛ ГУЛЯТЬ САМЫЙ ПРИЧУДЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК ВО ВСЕЙ РОССИИ».

Слайд 6

«ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОВЕСТИ» 

Повесть – это эпический прозаический жанр, занимающий промежуточное положение между романом и

«ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОВЕСТИ» Повесть – это эпический прозаический жанр, занимающий промежуточное положение между
рассказом с ограниченным числом действующих лиц, объемом и охватом жизненных явлений.
«Петербургские повести» — общее название ряда повестей, написанных Николаем Васильевичем Гоголем. Объединены общим местом действия — Санкт-Петербургом 1830 -1840 годов. Во всех повестях рассматривается проблема "маленького человека".

Слайд 7

– Когда же Гоголь делает Петербург героем цикла своих повестей?
«Невский

– Когда же Гоголь делает Петербург героем цикла своих повестей? «Невский проспект»
проспект» – 1835, «Записки сумасшедшего» – 1835, «Нос» – 1836, «Портрет» –1835-1842, «Шинель» – 1842. (Название «Петербургские повести» появилось после смерти писателя.)Этот образ поражает обольстительной призрачностью, которая таит в себе обман, губящий человеческие души.

Слайд 8

РОЛЬ ПЕТЕРБУРГА

 Объединены повести по общему месту событий — Петербургу. Петербург, однако, не только

РОЛЬ ПЕТЕРБУРГА Объединены повести по общему месту событий — Петербургу. Петербург, однако,
место действия, но и своеобразный герой указанных повестей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях. Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры столичного общества. Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые, нищие художники — «маленькие люди ». Петербург был выбран писателем неслучайно, именно этот каменный город был особенно равнодушен и безжалостен к «маленькому человеку». Впервые эта тема была открыта А.С. Пушкиным. Она становится ведущей в творчестве Н.В. Гоголя.

Слайд 9

Повести петербургского цикла продолжают галерею так назы­ваемых мертвых душ, начатую автором еще

Повести петербургского цикла продолжают галерею так назы­ваемых мертвых душ, начатую автором еще
в сбор­нике «Миргород». Петербург здесь предстает своего рода городом мертвых, своеобразной фантасмагорией, в которой не находится места нормальным человеческим чувствам, ведь тут даже влюб­ленность и различные искренние порывы встречают непонима­ние, поскольку человеку вполне нравится та жизнь, которой он живет («Невский проспект») . Здесь челове­ческие качества оказываются совершенно неважными: даже нос, одетый в вицмундир, разъезжает в карете по улицам. Здесь господствует власть денег, которая губит в человеке все лучшие качества ( «Портрет»). Ведьмы здесь лишены сво­ей сказочно-мифологической атрибутики — это просто продаж­ные женщины легкого поведения, издевающиеся над настоящим, чистым, искренним чувством («Невский проспект»).

Слайд 10

«Маленький человек» — тип литературного героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, то есть в 20-30 годах XIX

«Маленький человек» — тип литературного героя, который возник в русской литературе с
века.
Первым образом маленького человека стал Самсон Вырин из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Традиции Пушкина продолжил Гоголь в повести «Шинель».
Маленький человек — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.[

Слайд 11

Образ "маленького человека" таков: это бедный, не знатный человек, оскорбляемый высшими по

Образ "маленького человека" таков: это бедный, не знатный человек, оскорбляемый высшими по
чину людьми и доведенный до отчаянья всем образом своей жизни. Это социально-психологический тип человека, ощущающий свое бессилие перед жизнью. Порой он способен на протест. К бунту "маленького человека" всегда ведет жизненная катастрофа, но исход протеста - безумие, смерть. Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер, а Гоголь продолжил развитие этой темы в цикле "петербургских повестей": "Нос", "Невский проспект", "Записки сумасшедшего", "Портрет" и "Шинель".      Гоголь был подготовлен к созданию «Петербургских повестей" той суровой школой жизни, которую ему самому пришлось пройти в юношеские годы. Приехав в Петербург в 1828 году, Гоголь был поражен картинами глубоких общественных противоречий, трагических социальных катастроф. Он узнал на собственном опыте и положение бедного чиновника, и среду молодых художников (Гоголь одно время посещал рисовальные классы Академии художеств), и переживания бедняка, у которого нет денег на покупку теплой шинели. Именно этот жизненный опыт позволил Гоголю столь зримо показать в своих повестях Петербург с его внешним великолепием и глубокими социальными контрастами. 

Слайд 12

«Невский проспект» (1835)

«Невский проспект» (1835)

Слайд 13

центральная проблема повести – столкновение мечты и действительности

центральная проблема повести – столкновение мечты и действительности

Слайд 14

«нос» (1836)

«нос» (1836)

Слайд 15

Повесть «Нос»- пародия на чинолюбцев, для которых характерна пустота.
Это главная нелепость,

Повесть «Нос»- пародия на чинолюбцев, для которых характерна пустота. Это главная нелепость,
показанная через фантастику: поклонение не уму, а пустышке в мундире.

Слайд 16

«ПОРТРЕТ» (1835 )


«ПОРТРЕТ» (1835 )

Слайд 17

Писатель создает два типа художника: первый, талантливый художник Чартков, под влиянием власти

Писатель создает два типа художника: первый, талантливый художник Чартков, под влиянием власти
денег и жажды быстрой славы проходит путь деградации,
а другой - создатель дьявольского портрета - путь восхождения

Слайд 18

Вторая часть повести – это проповедь нравственного очищения, которую можно представить в

Вторая часть повести – это проповедь нравственного очищения, которую можно представить в
виде свода нравоучительных правил:
1. «Талант есть драгоценнейший дар бога – не погуби его».

2. «Исследуй, изучай все, что ни видишь, покори все кисти, но во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья».
«Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант,
тот чище всех должен быть душою».

Слайд 19

«Шинель»
(1842 г.)

«Шинель» (1842 г.)

Слайд 20

«Я брат твой…»

«Я брат твой…»

Слайд 21

В. Г. Белинский: «Шинель» – одно из глубочайших созданий Гоголя».
Ф. М. Достоевский:

В. Г. Белинский: «Шинель» – одно из глубочайших созданий Гоголя». Ф. М.
«Мы все вышли из "Шинели" Гоголя».

Слайд 23

Н.В. Гоголь, защищая своего героя,
изображает протест в фантастическом
продолжении повести.
Справедливость

Н.В. Гоголь, защищая своего героя, изображает протест в фантастическом продолжении повести. Справедливость торжествует в мечтах писателя.
торжествует в мечтах
писателя.

Слайд 24

Петербург в повестях Гоголя олицетворяет собой мир, живущий обманом и ложью. Жизнь

Петербург в повестях Гоголя олицетворяет собой мир, живущий обманом и ложью. Жизнь
может неожиданно обернуться для человека нелепой, странной, фантастической и безжалостной. Страшная и мрачная романтика Петербурга пропитана злом, губительным для "маленького человека" и способна принимать самые неожиданные и волшебные формы.

Слайд 25

КТО ЖЕ ТАКОЙ «МАЛЕНЬКИЙ» ЧЕЛОВЕК?

Сопоставьте иллюстрации Саввы Бродского и Бориса Кустодиева.
Кто

КТО ЖЕ ТАКОЙ «МАЛЕНЬКИЙ» ЧЕЛОВЕК? Сопоставьте иллюстрации Саввы Бродского и Бориса Кустодиева.
из художников ближе подошел к пониманию глобальности поднятой Гоголем проблемы?
В произведениях каких писателей в дальнейшем отражена тема «маленького человека»?