Пейзаж. Формы присутствия природы в литературе. Классификация разновидностей пейзажа

Содержание

Слайд 2

План работы

Формы присутствия природы в литературе
Определение пейзажа
Происхождение пейзажа
Пейзаж в фольклоре
Пейзаж в

План работы Формы присутствия природы в литературе Определение пейзажа Происхождение пейзажа Пейзаж
древнерусской литературе
Пейзаж в литературе ХVIII века
Пейзаж в литературе ХIХ века
Классификация разновидностей пейзажа

Слайд 3

Формы присутствия природы в литературе

ее поэтические олицетворения
эмоционально окрашенные суждения
описания животных
описания растениймифологические воплощения

Формы присутствия природы в литературе ее поэтические олицетворения эмоционально окрашенные суждения описания
сил природы
собственно пейзажи (фр. pays - страна, местность) — описания широких пространств

Слайд 5

Определение пейзажа

Пейзаж - один из содержательных и композиционных компонентов художественного произведения: описание

Определение пейзажа Пейзаж - один из содержательных и композиционных компонентов художественного произведения:
природы, шире - любого незамкнутого пространства

Слайд 7

-преобладают внепейзажные образы
-картина мира создана на основе воображения и имеет знаковый характер
-пейзаж

-преобладают внепейзажные образы -картина мира создана на основе воображения и имеет знаковый
предопределен набором, суммой определенных элементов
-это итог коллективного сознания
-пейзаж архетипичен

Слайд 8

*силы природы мифологизируются,
олицетворяются, персонифицируются и
в этом качестве участвуют

*силы природы мифологизируются, олицетворяются, персонифицируются и в этом качестве участвуют в жизни
в жизни людей
*отражают мировоззрение средневекового
человека, впитавшего древнейшие
мифологические представления славян
о мире, но уже воспринимающего их на
уровне эстетических категорий

Слайд 9

*являясь посредником между древнерусской литературой и литературой нового времени делает пейзаж эмблематичным,

*являясь посредником между древнерусской литературой и литературой нового времени делает пейзаж эмблематичным, сочетая знаковость и декларативность
сочетая знаковость и декларативность

Слайд 10

-стремление с помощью разума понять гармоничное устройство натуры ставится на первый план
-изображается

-стремление с помощью разума понять гармоничное устройство натуры ставится на первый план
“вторая природа” - природа городов и
поместий (парки) с регулярной, геометрической
планировкой, основанной на уравновешенности частей и
симметрии
-природа не только упорядоченная, но и приукрашенная
-пейзаж тяготеет к выражению в образах и картинах идей,
поэтому нередко является аллегорическим
-распространен героизированный пейзаж, в котором в
природные формы вписаны архитектурные руины природа
расценивается как эталон, как совокупность идеальных
пропорций
-характерна условность видения природы и жанровая
закрепленность того или иного типа «идеального» пейзажа
(торжественная ода, идиллически-буколические, в любовная
лирика ранней элегии XVIII в.)

Слайд 11

-открыл новое видение человека и его места в окружающем мире
-природа была провозглашена

-открыл новое видение человека и его места в окружающем мире -природа была
как истинное благо, как высшая категория прекрасного
-только наедине с природой человек может задуматься о своем месте в этом мире, осмыслить себя частью универсума
-уединение на лоне природы, описание сельских пейзажей стало основным предметом изображения

Слайд 12

-трансформация мировоззрения переломной эпохи конца XVIII — начала XIX в. отразилась в

-трансформация мировоззрения переломной эпохи конца XVIII — начала XIX в. отразилась в
движении от сентиментализма к предромантизму
-сложная система образов-символов (неба, моря, земли, света и др.) вносит в природу мистическое значение, расширяя план интерпретации
-трагичность предромантического мироощущения, чувство одиночества и страх перед непонятным и непостижимым отражаются в пейзаже

Слайд 13

-эпоха индивидуально –
авторского видения и осознания
природы
-образы природы обладают

-эпоха индивидуально – авторского видения и осознания природы -образы природы обладают уникальной содержательной и эстетической значимостью
уникальной содержательной и
эстетической значимостью

Слайд 14

Пейзаж в литературе ХIХ века

-результат оформленности чувства природы в образе
вмещает философию

Пейзаж в литературе ХIХ века -результат оформленности чувства природы в образе вмещает
природы
-характеризует социально-эстетические идеи эпохи
отражает направленность мировоззрения художника
-включает в себя нравственные традиции осмысления
темы человека и природы
-воплощает своеобразие поэтики и стиля
произведения

Слайд 16

*сентименталистский
*романтический
*реалистический
*воссоздающий –
пересоздающий природу
*символистский
*экспрессионистский
*авангардистский

*сентименталистский *романтический *реалистический *воссоздающий – пересоздающий природу *символистский *экспрессионистский *авангардистский

Слайд 17

*изображение обыденной, непритязательной природы, мерилом прекрасного которой являются покой, мягкость, нежность, дружелюбие

*изображение обыденной, непритязательной природы, мерилом прекрасного которой являются покой, мягкость, нежность, дружелюбие
по отношению к человеку
*представляет идеализированную природу, лишенную противоречий, стихий, полноты жизни, это пейзаж-идиллия
*пейзаж представляет собой, по сути, декорацию, на фоне которой протекает идеализированная жизнь человека

Слайд 18

-пейзаж преображенной природы или пейзаж реальной природы, но в ее исключительных особенностях,

-пейзаж преображенной природы или пейзаж реальной природы, но в ее исключительных особенностях,
чертах
-природные картины созданы на основе романтического контраста: идеальное в них преобладает над реальным, возвышенное над обыденным, поэтическое над прозаическим
-природа яркая, экзотическая, необычная, исполненная стихийной силы, выступающая как таинственное, одухотворенное существо
-пейзаж во многом условен, обобщен, в нем значительно чудесное, фантастическое
-линии, формы, краски в романтической картине природы вызывают в зрителе ярко эмоциональное впечатление: восторг, страх
-пейзаж может быть красочным,  изысканно нарядным, экзотическим, с выраженным музыкальным началом
-создает выразительный эмоциональный фон

Слайд 19

-естественная среда важна не только сама по себе, но и как отражение

-естественная среда важна не только сама по себе, но и как отражение
иной реальности – это знак, опознавательная примета подразумеваемого смысла
-более всего символизация картин природы и отдельных природных образов свойственна символизму

Слайд 20

-передает материальный мир в деформированном виде,
демонстрирует неприятие писателем гармонии и

-передает материальный мир в деформированном виде, демонстрирует неприятие писателем гармонии и уравновешенности

уравновешенности
-реальный мир трансформирован в зыбкую предметность с
искаженными пропорциями, красками, с нарушенными
планами изображения и изобразительной перспективой, с
нарушением размещения общего и частного, большого и
малого
-отдельные детали приобретают самодовлеющее значение
-переход от трехмерного к плоскостному изображению
-исчезновение воздушной перспективы
-фантазия дисгармонии отражает мир трагических
катаклизмов

Слайд 21

1.философские
2.социальные
3.экологические
4.этическими,
социально-этическими,
философско-этическими
5.эстетическими

1.философские 2.социальные 3.экологические 4.этическими, социально-этическими, философско-этическими 5.эстетическими

Слайд 22

Философские

размышления о роли природы в планетарной и космической жизни
законах существования природной

Философские размышления о роли природы в планетарной и космической жизни законах существования
материи
о месте человека в естественной среде
о жизни и смерти
о добре и зле
о первопричине природы
о диалектике мгновения и вечности
случайного и закономерного
  частного и всеобщего

Слайд 23

Социальные

комплекс проблем, связанных с землевладением и землепользованием
шире – с природопользованием (отношения человека

Социальные комплекс проблем, связанных с землевладением и землепользованием шире – с природопользованием
и общественной системы, народа и государства)

Слайд 24

Экологические

природозащитная проблематика
рассуждения о правилах щадящего природопользования
обязанностях человека по отношению к

Экологические природозащитная проблематика рассуждения о правилах щадящего природопользования обязанностях человека по отношению
“живой” и неодухотворенной природе
о границах вмешательства человека в природную среду

Слайд 25

Этические

рассуждения о законах взаимоотношений в природной и человеческой среде
- о гуманистических

Этические рассуждения о законах взаимоотношений в природной и человеческой среде - о
параметрах
организации общего “дома” для всех форм материи жизни

Слайд 26

Эстетические

рассуждения о красоте конкретных явлений природы или в целом – природной среды

Эстетические рассуждения о красоте конкретных явлений природы или в целом – природной
о влиянии форм
природной
гармонии на
духовный мир
человека и развитие искусства

Слайд 27

Рассуждения в произведении даются

от имени автора или героев
включают созерцание и анализ

Рассуждения в произведении даются от имени автора или героев включают созерцание и
явления
в них прямо выражается позиция автора, система его идей и представлений
размышления различных персонажей произведения могут сталкиваться, образуя своеобразный “интеллектуальный” сюжет
могут быть самостоятельным текстом в форме миниатюры-размышления, фрагментом целого (произведения) или составным элементом описания природы
.

Слайд 28

Временные виды пейзажа

сезонные : весенний
летний
осенний
зимний

Временные виды пейзажа сезонные : весенний летний осенний зимний

Слайд 29

Ландшафтные виды пейзажа

Ландшафтные виды пейзажа

Слайд 30

Горный пейзаж

-описание гор и пространства вокруг гор: неба, растительности, местности,
окружающей

Горный пейзаж -описание гор и пространства вокруг гор: неба, растительности, местности, окружающей
горы, человеческого жилья
-любим прежде всего
романтиками, которые
видели в горах
-воплощение тайны и
величия (горы любили
изображать А.Грин,
А.Веселый)
по этой же причине интересен модернистам

Слайд 31

Долинный пейзаж

изображение флоры
и фауны, окружающего
долину пространства
связывается в произведениях

Долинный пейзаж изображение флоры и фауны, окружающего долину пространства связывается в произведениях
с представлениями о важнейших элементах национального сознания и национального уклада жизни
используется в произведениях писателей, изображающих Дальний Восток, центр Европейской части России, для которых типичен подобный ландшафт (В.Арсеньев, Вс.Иванов)

Слайд 32

Лесной пейзаж 

наиболее характерен для русской литературы
с лесом почти все писатели

Лесной пейзаж наиболее характерен для русской литературы с лесом почти все писатели
связывали свои представления о русском национальном характере, истории
понимание леса русскими писателями могло основываться на пантеистической идее (преклонение перед миром
природы, признание ее законов
обязательными и для человека) и
на антропоцентристской идее
(видение человека хозяином,
властителем,
“усовершенствователем” природы)
Таковы описания леса в
произведениях В.Арсеньева,
С.Клычкова, Л.Леонова

Слайд 33

Морской пейзаж

- описания южных морей, а также пейзажи Северного Ледовитого океана

Морской пейзаж - описания южных морей, а также пейзажи Северного Ледовитого океана
и его побережья
для писателей является своего рода “школой
живописи»
- в нем вырабатываются средства
словесной передачи сложных
цветовых гамм в единстве с
пространственной композицией
- привлекает прежде всего романтиков или писателей, в чьем творчестве были заметны романтические
настроения (А.Грин, А.Веселый, А.Серафимович, К.Паустовский)

Слайд 34

Пустынный пейзаж

является обычно не только описанием места действия, но и

Пустынный пейзаж является обычно не только описанием места действия, но и символическим
символическим образом
значение его в произведениях разных писателей может быть диаметрально противоположным
для А.Грина пустыня – символ чистой, непорочной жизни (вероятно, это значение связано с библейским мотивом пустынничества), символ скрытых возможностей развития человечества
для Л.Леонова пустыня –
символ неустроенности
человеческой жизни,
разрушительных природные
стихий, непрочности
человеческой цивилизации

Слайд 35

Речной пейзаж

центральным его элементом является река
используется писателями, тонко чувствующими своеобразие русской

Речной пейзаж центральным его элементом является река используется писателями, тонко чувствующими своеобразие
природы
предмет изображения - кроткие маленькие речки, в которых открывают истоки лиризма, гармоничности национальной души
или раздольные,
мощные реки (Волга),
в которых обнаруживается
общее со стихийным
началом русского
характера

Слайд 36

По эмоциональному тону:

идеальный пейзаж
бурный пейзаж
унылый пейзаж
величественный
радостный
веселый

По эмоциональному тону: идеальный пейзаж бурный пейзаж унылый пейзаж величественный радостный веселый

Слайд 37

По отношению к сюжету и положению в композиционной системе:
1. отдельное природоописание
2.

По отношению к сюжету и положению в композиционной системе: 1. отдельное природоописание
группа пейзажных описаний
3. пейзаж-экспозиция
4. пейзаж-концовка
5. пейзаж-лейтмотив
6. пейзаж - сквозная деталь
7. пейзажи-«полифункциональные»