Поэтическо-физическая викторина

Содержание

Слайд 2

Физика и художественная литература, наука и искусство…Что общего между этими, казалось

Физика и художественная литература, наука и искусство…Что общего между этими, казалось бы,
бы, далёкими областями человеческого интеллекта? Почему учёные проявляют огромный интерес к литературе и искусству, а писателей, художников, музыкантов тайны мироздания волнуют не меньше, чем история души человеческой?
Вспомним, что Леонардо да Винчи, А. Дюрер, М. В. Ломоносов, И. Гёте внесли большой вклад в развитие как науки, так и искусства. Такие учёные, как А. Эйнштейн, М. Планк, В. Гейзенберг, увлеклись музыкой; Д. Максвелл и С. И. Вавилов – поэзией. Серьёзно занимался живописью Н. Коперник, а советский учёный А. А. Чижевский был поэтом и живописцем. Это лишь некоторые примеры того, что творчество в науке вполне совместимо с занятиями искусством.

Слайд 3

Обращение учёных к литературе и искусству не случайно: художественные образы нередко

Обращение учёных к литературе и искусству не случайно: художественные образы нередко подсказывали
подсказывали исследователям путь к правильным решениям именно тогда, когда логика оказывалась бессильна. В связи с этим известный социолог Н. Волков писал: «Биографы любят умиляться по поводу того, что великие учёные… «находили время» играть на скрипке, либо писать стихи и музыку. Но искусство не только и не столько хобби в жизни учёного, не только и не столько средство отдыха и приятного времяпровождения, сколько совершенно необходимая для самой научной деятельности «гимнастика ума», тренировка его способности рождать фантазии, находить новые связи и ассоциации». Так, например, выдающийся физик 20 века А. Эйнштейн (по воспоминаниям его жены) стимулировал свою творческую деятельность по созданию теории относительности занятиями музыкой.

Слайд 4

Как и в искусстве, в науке существует понятие красоты. Истинное знание обладает

Как и в искусстве, в науке существует понятие красоты. Истинное знание обладает
эстетическими ценностями, заключает в себе совершенство и изящество. Подобные наблюдения ещё в древности Платон обобщил афоризмом «Красота – сияние истины». Физика как наука тоже ищет внутреннюю красоту мироздания. Стройная и многообразная гармония природы гораздо доступнее человеку, которая эстетически более развит.

Слайд 5

В технике красота машин и механизмов часто бывает связана с их

В технике красота машин и механизмов часто бывает связана с их надёжностью,
надёжностью, устойчивостью в работе. Существует своего рода постулат: наиболее целесообразные и функционально совершенные изделия являются наиболее красивыми. В подтверждение приведём слова известного авиаконструктора О. К. Антонова: «Мы прекрасно знаем, что красивый самолёт летает хорошо, а некрасивый плохо, а то и вообще не будет летать. Конструктор может идти от красоты к технике, от решений эстетических к решениям техническим». Таким образом, чувство прекрасного содействует решению познавательных и технических проблем. И хотя эстетический критерий в исследованиях носит относительный характер, в современной науке и технике его роль велика.

Слайд 6

Искусство положительно влияет на эмоциональное восприятие человека. В частности, по наблюдениям

Искусство положительно влияет на эмоциональное восприятие человека. В частности, по наблюдениям психолога
психолога П. Смирнова, эмоции связаны с творческой деятельностью человека. Воздействуя на эмоциональную сферу личности. Можно стимулировать её творческую активность. Не случайно А. Эйнштейн говорил, что надо учиться умению вкладывать в научные знания всю полноту чувств.

Слайд 7

Известны случаи. Когда писатели в художественных произведениях предвосхищали некоторые выводы науки.

Известны случаи. Когда писатели в художественных произведениях предвосхищали некоторые выводы науки. К
К примеру, римский поэт Лукреций высказал в своём знаменитом сочинении «О природе вещей» мысли, которые нашли себе подтверждение лишь в современной науке, т. е. Через 2000 лет. Дж. Свифт в книге «Путешествия Гулливера» за 2000лет предугадал открытие спутников Марса и различия во времени их обращения.
В. Я. Брюсов в своём стихотворении «Мир электрона», написанном в 1922г., поэтически представил сложную структуру электрона:
Быть может, эти электроны-
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков.
Ещё, быть может, каждый атом-
Вселенная, где сто планет;
Там всё, что есть в объёме сжатом,
Но также то, чего здесь нет.

Слайд 8

Искусство будит фантазию, питает воображение человека. Известны случаи, когда произведения искусства

Искусство будит фантазию, питает воображение человека. Известны случаи, когда произведения искусства подсказывали
подсказывали исследователям новые темы. Например, рассказ И. Ефремова «Тень минувшего» натолкнул инженера Ю. Денисюка на мысль о получении объёмных изображений предметов – голографии.

Слайд 9

Викторина

Викторина

Слайд 10

1. В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор
Куртины, кровли и забор,

1. В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор Куртины, кровли и забор,
На стёклах лёгкие узоры,
Деревья в зимнем серебре…
Что представляют, с точки зрения физики «…на стёклах лёгкие узоры»?

Слайд 11

2. Вот морозы затрещали
И сковали все пруды.
И мальчишки закричали

2. Вот морозы затрещали И сковали все пруды. И мальчишки закричали Ей
Ей «спасибо» за труды.
Какое физическое явление связано с событием «сковали все пруды»?

Слайд 12

3. М. Басё – японский поэт. «С треском лопнул кувшин…»
С треском

3. М. Басё – японский поэт. «С треском лопнул кувшин…» С треском
лопнул кувшин;
Ночью вода в нём замёрзла,
Я пробудился вдруг.
Какие физические явления имеют здесь место? Почему вода при замерзании разорвала кувшин?

Слайд 13

4. А. С. Пушкин. Подражания Корану.
Земля недвижна; неба своды,
Творец, поддержаны тобой,

4. А. С. Пушкин. Подражания Корану. Земля недвижна; неба своды, Творец, поддержаны
Да не падут на сушь и воды
И не подавят нас собой.
В примечании к этим строкам поэт пишет: «Плохая физика; но зато какая смелая поэзия.» Почему в этих строках физика – плохая?

Слайд 14

5. Ю. П. Кузнецов. Отцепленный вагон.
Усыпил нас большой перегон,
Проводник и

5. Ю. П. Кузнецов. Отцепленный вагон. Усыпил нас большой перегон, Проводник и
кондуктор исчезли.
Говорят, отцепился вагон
На каком-то безвестном разъезде.
Мы, не зная, из окон глядим.
Только поезд пройдёт вдоль разъезда,
Нам покажется – мы не стоим,
А безмолвно срываемся с места.
Только он промелькнёт – обнажится
То же зданьице, поле окрест.
То умчится, то снова примчится
Наш вагон на пустынный разъезд.
Какой физический принцип иллюстрируют эти поэтические строки?

Слайд 15

7.Н. А. Морозов. Силы природы.
Сила сцепления
Вяжет пары,
Мощь тяготения
Держит миры,
Атомов

7.Н. А. Морозов. Силы природы. Сила сцепления Вяжет пары, Мощь тяготения Держит
сродство
Жизнь создаёт,
Света господство
К знанью ведёт.
О каких силах говорится в этих поэтических строках?

Слайд 16

8. Н. М. Рубцов. Ось.
Как центростремительная сила,
Жизнь меня по всей Земле

8. Н. М. Рубцов. Ось. Как центростремительная сила, Жизнь меня по всей
носила!
Результирующей каких двух сил является центростремительная сила, действующая на тела на поверхности Земли? Прав ли поэт?

Слайд 17

9. Ф. И. Тютчев. «Да, вы сдержали ваше слово…»
Счастлив в наш век,

9. Ф. И. Тютчев. «Да, вы сдержали ваше слово…» Счастлив в наш
кому победа
Далась не кровью, а умом,
Счастлив, кто точку Архимеда
Умел сыскать в себе самом.
Что поэт подразумевал под «точкой Архимеда»?

Слайд 18

10. И. А. Бунин. Из стихотворения «На окне, серебряном от инея…»
На окне

10. И. А. Бунин. Из стихотворения «На окне, серебряном от инея…» На
серебряном от инея.
За ночь хризантемы расцвели.
В верхних стёклах – небо ярко-синее
И застреха в снеговой пыли.
Почему оконные стёкла покрылись узором из инея? Отчего «в верхних стёклах – небо ярко-синее»?

Слайд 19

11. Н. А. Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы.
Мимо бревно суковатое плыло,

11. Н. А. Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы. Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лёжа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нём.
«Взял бы я вас – да потопите лодку!»
Жаль их, однако, да жаль и находку –
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок.
Оцените, при каком минимальном объёме бревна зайцы могли на нём плыть. Задайте сами массу зайца.

Слайд 20

12. А. С. Пушкин. Евгений Онегин.
Татьяна пред окном стояла,
На стёкла хладные

12. А. С. Пушкин. Евгений Онегин. Татьяна пред окном стояла, На стёкла
дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е.
Почему на окне конденсируется водяной пар?

Слайд 21

13. А. С. Пушкин.
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек, радостный народ
Коньками звучно

13. А. С. Пушкин. Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета. Мальчишек,
режет лёд…
Укажите строки, в которых говорится о «соседстве» двух состоянии одного вещества? Почему коньки режут лёд и почему они хорошо скользят по льду? Отчего речка, одетая льдом, «блистает»?