Слайд 2
Серебряный век —
образное название периода в истории русской поэзии, относящегося
![Серебряный век — образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/934720/slide-1.jpg)
к началу XX века и данное по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX века).
Главный признак - мистицизм, кризис веры, внутренней духовности, совести. Поэзия являлась сублимацией внутренних противоречий, психической дисгармонии, душевного недуга.
Слайд 3
Вся поэзия "серебряного века”, с головой воплотив в себе наследие Библии,
![Вся поэзия "серебряного века”, с головой воплотив в себе наследие Библии, опыт](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/934720/slide-2.jpg)
опыт мировой литературы, античную мифологию, сердцем и душой оказалась тесно связана с русским фольклором, местными народными сказаниями и частушками, песнями и плачами.
Впрочем, есть мнение, что "серебряный век” – явление западническое. Возможно, он воплотил пессимизм Шопенгауэра, эстетизм Оскара Уайльда, что-то от Альфреда де Виньи, сверхчеловека Ницше. Также есть предположение что это "качественное" название. Есть золотой век с Пушкиным, а есть серебряный, недотянувший по качеству до золотого.
Слайд 4Хронологические рамки.
Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. «Серебряный век»
![Хронологические рамки. Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. «Серебряный век»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/934720/slide-3.jpg)
условно датируется 1890-ми гг. — первым двадцатилетием XX в. Если в определении начала «серебряного века» исследователи достаточно единодушны — это явление рубежа 80-х — 90-х годов XIX века, то конец этого периода — вызывает споры. Он может быть отнесён и к 1917, и 1921 году. Одни исследователи настаивают на первом варианте, полагая, что после 1917 года с началом Гражданской войны «Серебряный век» прекратил своё существование, хотя в 1920-е годы ещё живы были те, кто создал это явление своим творчеством.
Слайд 5
Другие полагают, что русский серебряный век прервался в год смерти Александра
![Другие полагают, что русский серебряный век прервался в год смерти Александра Блока](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/934720/slide-4.jpg)
Блока и расстрела Николая Гумилёва, а также эмиграции многих поэтов и писателей в начале 1920-х годов из России. Наконец, существует точка зрения, что концом «Серебряного века» можно считать рубеж 1920—1930-х годов, связанный с самоубийством Владимира Маяковского и усилением идеологического контроля над литературой. Таким образом, временные рамки этого периода составляют около тридцати лет.
Слайд 6Литературные течения и объединения.
![Литературные течения и объединения.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/934720/slide-5.jpg)
Слайд 7Символизм.
Новое литературное направление — символизм — явилось порождением глубокого кризиса, охватившего европейскую
![Символизм. Новое литературное направление — символизм — явилось порождением глубокого кризиса, охватившего](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/934720/slide-6.jpg)
культуру в конце XIX века. Кризис проявился в негативной оценке прогрессивных общественных идей, в пересмотре моральных ценностей, в утрате веры в силу научного сознания, в увлечении идеалистической философией. Русский символизм зарождался в годы крушения Народничества и широкого распространения пессимистических настроений. Все это обусловило тот факт, что литература «Серебряного века» ставит не злободневные социальные вопросы, а глобальные философские. Хронологические рамки русского символизма — 1890-е годы — 1910 год.
Слайд 8
На становление символизма в России повлияли две литературные традиции:
Отечественная — поэзия
![На становление символизма в России повлияли две литературные традиции: Отечественная — поэзия](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/934720/slide-7.jpg)
Фета, Тютчева, проза Достоевского; Французский символизм — поэзия Поля Верлена, Артюра Рембо, Шарля Бодлера. Основная мысль: искусство — средство познания мира.
Символизм не был однородным. В нём выделялись школы и течения: «старшие» и «младшие» символисты.
Слайд 9Старшие символисты.
Петербургские символисты:
Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб, Н.
![Старшие символисты. Петербургские символисты: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/934720/slide-8.jpg)
М. Минский. В творчестве петербургских символистов поначалу преобладали упаднические настроения, мотивы разочарования. Поэтому их творчество иногда называют декадентским.
Московские символисты:
В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт.
«Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и Бальмонта, поэт — прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей.
Слайд 10З.Н. Гиппиус (Мережковская)
(20 ноября 1869 –
9 сентября 1945 гг.)
Поэтесса, прозаик, литературный
![З.Н. Гиппиус (Мережковская) (20 ноября 1869 – 9 сентября 1945 гг.) Поэтесса, прозаик, литературный критик, драматург.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/934720/slide-9.jpg)
Слайд 11
Д. С. Мережковский
(14 августа 1866 -
9 декабря
![Д. С. Мережковский (14 августа 1866 - 9 декабря 1941 гг.) Прозаик,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/934720/slide-10.jpg)
1941 гг.)
Прозаик, поэт, драматург, литературный критик, переводчик, историк, религиозный философ, общественный деятель.
Слайд 12
В. Я. Брюсов
(13 декабря 1873 –
9 октября
![В. Я. Брюсов (13 декабря 1873 – 9 октября 1924 гг.) Поэт,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/934720/slide-11.jpg)
1924 гг.)
Поэт, прозаик, переводчик, литературный критик, драматург, литературовед, историк.
Слайд 13
К. Д. Бальмонт
(15 июня 1867 -
23 декабря
![К. Д. Бальмонт (15 июня 1867 - 23 декабря 1942 гг.) Поэт, переводчик, эссеист.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/934720/slide-12.jpg)
1942 гг.)
Поэт, переводчик, эссеист.
Слайд 14Младшие символисты.
А. А. Блок, А. Белый, В. И. Иванов.
«Младшие» символисты воспринимали
![Младшие символисты. А. А. Блок, А. Белый, В. И. Иванов. «Младшие» символисты](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/934720/slide-13.jpg)
символизм в философско-религиозном плане. Для «младших» символизм — философия, преломленная в поэтическом сознании.
Слайд 15
А. А. Блок
(28 ноября 1880 -
7 августа 1921
![А. А. Блок (28 ноября 1880 - 7 августа 1921 гг.) Поэт, драматург.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/934720/slide-14.jpg)
гг.)
Поэт, драматург.
Слайд 16
Андрей
Белый
(26 октября 1880 –
8 января 1934 гг.)
Писатель,
![Андрей Белый (26 октября 1880 – 8 января 1934 гг.) Писатель, критик, поэт, стиховед, мемуарист.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/934720/slide-15.jpg)
критик, поэт, стиховед, мемуарист.
Слайд 17Акмеизм.
Акмеизм (адамизм) выделился из символизма и противостоял ему. Акмеисты провозглашали материальность, предметность
![Акмеизм. Акмеизм (адамизм) выделился из символизма и противостоял ему. Акмеисты провозглашали материальность,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/934720/slide-16.jpg)
тематики и образов, точность слова (с позиций «искусства ради искусства»). Его становление связано с деятельностью поэтической группы «Цех поэтов». Основателями акмеизма были Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. К течению присоединились жена Гумилёва Анна Ахматова, а также Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич, Георгий Иванов и другие.
Слайд 18Футуризм.
Футуризм был первым авангардным течением в русской литературе. Отводя себе роль прообраза
![Футуризм. Футуризм был первым авангардным течением в русской литературе. Отводя себе роль](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/934720/slide-17.jpg)
искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и грядущего. Родоначальниками русского футуризма считаются члены петербургской группы «Гилея». «Гилея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов: существовали также эго-футуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), группы «Центрифуга» и «Мезонин поэзии» в Москве.
Слайд 19Новокрестьянская поэзия.
Понятие «крестьянская поэзия», вошедшее в историко-литературный обход, объединяет поэтов условно и
![Новокрестьянская поэзия. Понятие «крестьянская поэзия», вошедшее в историко-литературный обход, объединяет поэтов условно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/934720/slide-18.jpg)
отражает только некоторые общие черты, присущие их миропониманию и поэтической манере. Единой творческой школы с единой идейной и поэтической программой они не образовали. Как жанр «крестьянская поэзия» сформировал Суриков. Они писали о труде и быте крестьянина, о драматических и трагических коллизиях его жизни. В их творчестве отразилась и радость слияния тружеников с миром природы, и чувство неприязни к жизни душного, шумного, чуждого живой природе города. Известнейшими крестьянскими поэтами периода Серебряного века были: Спиридон Дрожжин, Николай Клюев, Пётр Орешин, Сергей Клычков. К этому течению также примыкал Сергей Есенин.
Слайд 20Имажинизм.
Имажинисты заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство
![Имажинизм. Имажинисты заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/934720/slide-19.jpg)
имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм. Основатели имажинизма — Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и Сергей Есенин. К имажинизму также примыкали Рюрик Ивнев и Николай Эрдман.