Слайд 2Жизнь и эпоха
Детские годы, проведенные в Перу, поселили в сердце художника любовь
к тропическим странам и экзотическим культурам. Эта любовь постоянно манила Гогена, отрывая его от дома и семьи и унося на своих крыльях на самый край земли.
Поль Гоген родился в Париже 7 июня 1848 года. Эго отец, Кловис, был журналистом, одержимым радикальными республиканскими идеями. В 1849 году после неудавшегося антимонархического переворота, Кловис, предчувствуя себя в безопасности на ролинс, решил покинуть Францию. Вместе с семьей он погрузился па судно, идущее в Перу.
В 1855 году Гогены вернулись во Францию и поселились в Орлеане. Вскоре Полю надоела серая провинциальная жизнь. При первой же возможности он напялся на торговое суд-но и покинул родной дом.
Позже будущий художник поступил на службу во французский военно-морской флот и продолжил свои путешествия, бороздя просторы от Средиземного моря до Полярного круга.
Слайд 3Дружба с Эмилем Бернаром вдохновила его па создание первого шедевра — полотна
«Видение после проповеди», В этой работе Гоген нашел применение поразившим его элементам бретонской культуры, соединив их с кардинально упрощенной манерой письма.
Еще одно знакомство Гогена чуть не закончилось трагедией. В октябре 1888 года он согласился пронести зиму в Арле, на юге Франции, вместе © Ван Гогом, который мечтал осповать в Арле новую колонию художников. Он с нетерпением ждал Гогена, надеясь найти в нем единомышленника. Но для Готена эта поездка была счастливой возможностью, не заботясь © хлебе насущном, поработать в теплых краях —брат Ван Гога, тот обещал оплачивать все расходы.
Ситуация осложнилась из-за позиции, занятой Гогеном. В Бретани вокруг него сложился круг восторженных поклонников, и теперь он обращался с Ван Гогом, как с учеником. Уже спустя некоторое время оба художника напоминали «готовые извергнуться вулканы». 23 декабря Ван Гог набросился на своего гостя с ножом, а потом отрезал себе часть уха, Гоген незамедлительно уехал в Париж.
Слайд 4Знаменитые работы. Видение после проповеди.
Эта картина ознаменовала разрыв художника с импрессионизмом. Изображённая
ил полотне сцена выполнена геном. в синтетическом стиле, есть с Эмилем Бернаром. Фигуры упрощены и написаны без соблюдения пропорций изобретением им декоративные изогнутые линии напоминают о японских гравюрах.
Слайд 5Желтый Христос
В 1589 году Гогену сообщили,что его последние картины не пользуются спросом
в Париже. Страшно расстроенный художник, пытаясь выразить свои проживания, написал несколько полотен па тему Страстей Христовых. Христос, напоминающий Гогена; везде изображен на фоне бретонских ландшафтов.
Слайд 6Аве Мария
Это таитянский вариант религиозных полотен, созданных Гогеном в Бустани. Композиция картины
очень необычна. Присутствие ангела ассоциируется с Благовещеньем (библейский эпизод, в котором ангел приносит Деве Марии благую весть о предстоящем рождении Христа), а центральные фигуры напоминают сцену поклонения волхвов. Прелестная фигура матери с ребенком написана Гогеном с натуры, и, если не считать сияющего нимба, она очень реалистична.
Слайд 7Дух мертвых не дремлет
На этой картине наблюдается характерное для художника смешение вымысла
с явью. Молодая девушка списана с науры, юной таитянской жены Гогена. Она познакомила его с множество таитянских легенд.
Слайд 8Шедевр. День божества.
Полотно создапо Гогеном в промежутке между двумя путешествиями на Таити,
поэтому пет ничего страшного в причудливом сочетании французских и полинезийских традиций, отличающем эту картину. Ее художественные образы и весь контекст воспроизводят полинезийские декорации, но композиция основана па принципах классической симметрии, характерной для француских мастеров.
В этой работе Гоген остается верен самому себе, в очередной раз фантазируя на тему древних религиозных обрядах, существовавших когда-то па Таити.
Слайд 10ОСНОВА. Сделав предварительный набросок, воспроизводящий композицию Гогена, наи художник приступил к работе
над задним планом (небо), одновременное подкрашивая некоторые темные участки на среднем плане.
2. ПЕРЕДНИЙ ПЛАН. Далее наи художник сосредоточился на переднем плане, приступив к работе над водной лагуной. М здесь абсолютно точный цвет пока не является целью — это задача финальных стадий.
3. ФИГУРЫ. На этом этане потребовалось выписать фигуры на фоне ландшафта. В используемой палитре добавилась жженая сиена, которая с вместе с сырой умброй позволяет создать основу, телесных тонов.
Слайд 114. ЦВЕТОВЫЕ ПЯТНА. Заполняются краской оставшиеся чистыми участки холста. Нюансы перехода от
одного цвета к другом м здесь то художника не заботят, Цвета существуют в виде чередующихся пятен.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ШТРИХИ. Это наиболее трудоемкий этап. На этой стадии картина выглядит почти законченной. Теперь остается лишь выверить всю цветовую гамму.
Слайд 13Стиль и техника
Керамика. Работая в сотрудничестве с одним из ведущих мастеров керамики.
Эрнестом Шато, Гоген украсил керамическую вазу бостонскими сценами, предвосхитившими его поздний, синтетический, стиль. Вскоре в той же технике художник воздал два мощных образа, выражающих страдание и муку, Образа произведения — табакерка и кувшин — были сделаны в форме перекошенной от страдания головы художника.
Слайд 14Автопортрет. Не многие художники могли использовать все преимущества автопортрета так полно, как
Гоген. Автопортреты, эксплуатирующие евангельские темы, отражают: одиночество и страдания Гогена. Иногда писал себя за работой.
Слайд 15Гравюры. Чаще всего Гоген работал в технике литографии. Его композиции не были
оригинальны – как правило, они воспроизводили сюжеты уже созданных художником произведений.
Слайд 16Деревянная скульптура. Гоген легко менял техники. Его ранние скульптуры были традиционными по
стилю, однако показывали высокое умение художника работать с материалами.
Слайд 17Натюрморт. Натюрморты писал на протяжении всей жизни. Он не стремился передать иллюзия
и тени предмета, как принято в традиционном жанре натюрморта.
Слайд 18Примитив. Гоген был увлечен культурой «нецивилизованных народов». Это увлечение в немалой степени
способствовало тому, что он оказался сначала в Бретани, самой «нецивилизованной» французской провинции. В своем интересе к примитиву опередил время – мода на ритуальное искусство древних народов широко распространилась в Европе лишь в начале 20 века.