Понятие языка по К. Леви-Стросс

Слайд 2

Клод Леви-Стросс

Французский философ, социолог и антрополог Клод Леви-Строс (р. 1908) является главной

Клод Леви-Стросс Французский философ, социолог и антрополог Клод Леви-Строс (р. 1908) является
фигурой структурализма. В своих исследованиях он опирается на Э. Дюркгейма, М. Мосса, К. Маркса. Основные труды Леви-Строса посвящены изучению мифов и культуры так называемых «архаических» народов. Он относится к числу немногих универсальных мыслителей, кого в равной мере интересуют как философия и наука, так и проблемы культуры и искусства.

Слайд 3

В основу своей концепции культуры Леви-Стросc ставит понятие бессознательного и «бессознательной деятельности

В основу своей концепции культуры Леви-Стросc ставит понятие бессознательного и «бессознательной деятельности
духа», реализующейся в качестве символической функции. Исходя из этого, он дает следующее определение культуры: «Всякая культура может определяться как совокупность символических систем, в первом ряду которых находятся язык, брачные правила, экономические отношения, искусство, наука, религия». К ним он также относит мифы, ритуалы, политику, правила вежливости и кухню, считая, что все они подчиняются одним и тем же структурным принципам организации.

Слайд 4

Для Леви-Строса базисом общества и культуры является либо бессознательное, когда общество рассматривается

Для Леви-Строса базисом общества и культуры является либо бессознательное, когда общество рассматривается
в глобальном и универсальном плане, как все человечество; либо язык, когда речь идет о конкретной форме бессознательного в конкретном обществе.

Слайд 5

Хотя язык располагается в одном ряду с другими символическими системами, именно он

Хотя язык располагается в одном ряду с другими символическими системами, именно он
выступает в качестве первичной, базисной структуры. Леви-Строс отмечает, что язык представляет собой не только факт культуры, отличающий человека от животного, но и «тот факт, посредством которого устанавливаются и увековечиваются все формы социальной жизни».

Слайд 6

Если запрещение инцеста составляет начало культуры, то язык означает «демаркационную линию» между

Если запрещение инцеста составляет начало культуры, то язык означает «демаркационную линию» между
природой и культурой, выражая в ней главное и наиболее существенное. Отсюда ясно, что лингвистика становится для Леви-Строса ведущей и фундаментальной наукой применительно к обществу. По его мнению, только она способна встать на уровень точных и естественных наук, тогда как все остальные социальные науки находятся еще на стадии своей предыстории.

Слайд 7

К. Леви-Строс видит своеобразие и назначение искусства прежде всего в том, что

К. Леви-Строс видит своеобразие и назначение искусства прежде всего в том, что
оно играет опосредствующую роль между природой и культурой, снимая до некоторой степени существующую между ними противоположность. Природная принадлежность произведения искусства заключается в его «объектности», в том, что его бытийной основой выступает материальный предмет, сближающий его с другими природными явлениями. Однако качественное отличие эстетического объекта составляет то, что он является искусственно сделанным и процесс его производства подчиняется требованиям культуры, а не природы. Благодаря этому он приобретает свойство «знаковости», становится языком или значащей системой. Отсюда Леви-Строс делает вывод, что художественное произведение, как и искусство в целом, находится как бы «на полпути между объектом и языком».