- Главная
- Литература
- Правда Сони Мармеладовой
Содержание
- 2. Соня Мармеладова 18-летняя девушка, всё образование которой — несколько книг романтического содержания. С ранних лет видела
- 3. ЦИФРЫ У ДОСТОЕВСКОГО СОНЯ ОТДАЕТ КАТЕРИНЕ ИВАНОВНЕ 30 ЦЕЛКОВЫХ, ОТЦУ НА ПОХМЕЛЬЕ – ПОСЛЕДНИЕ 30 КОПЕЕК.
- 4. Два портрета Сони В первом описании ее мы видим лишь молоденькую девочку, род занятий которой вполне
- 5. Комната Сони Сарай «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырёхугольника, и
- 6. Раскольников и Соня 1 приход к Соне Идёт к Соне как к преступнице (загубила жизнь), вызывает
- 7. ПЕРВОЕ ПОСЕЩЕНИЕ СОНИ РАСКОЛЬНИКОВЫМ Мотивировка первого посещения Сони Мармеладовой Раскольниковым: «Пойдем вместе… - ты тоже преступила…
- 8. Воскрешение Лазаря. Раскольников, выбрав Соню, считая, что у них много общего, во время первой встречи «проверяет
- 9. Сначала Раскольников не замечает разницы между своим и Сониным преступлением. Но затем, разговаривая с ней, убедился,
- 10. В сцене чтения Евангелия два героя: Лазарь и Иисус. Это сцена веры в Воскресение. В системе
- 11. Две правды в романе Соня Раскольников Кроткая, добрая. Спасая других, берет на себя тяжести греха. В
- 12. Жизнь тяжела и для Сони, и для Раскольникова. Но как ее воспринимают эти герои? Раскольников Протестует,
- 13. Раскольников и Соня 2 приход к Соне Идёт как к человеку «…От бога вы отошли, и
- 14. Вторая встреча с Соней. Признание. Сюжетная линия Соня – Раскольников носит в романе характер личностной поддержки.
- 15. Признание Раскольникова 3 приход к Соне Идёт к Соне, чтобы посмотреть на человека самоубийство Свидригайлова приводит
- 16. Главные черты Сони Мармеладовой Самопожертвование Чтобы облегчить жизнь своей семьи, своих близких, девушка приносит себя в
- 18. Скачать презентацию
Слайд 2Соня Мармеладова
18-летняя девушка, всё образование которой — несколько книг романтического содержания.
С ранних
Соня Мармеладова
18-летняя девушка, всё образование которой — несколько книг романтического содержания.
С ранних
Соня — «блудница», как пишет о ней Достоевский.
Она вынуждена продавать себя, чтобы спасти от голодной смерти свою семью.
Чтобы помочь мачехе и её детям, она фактически убивает себя как личность, но удивительным образом сохраняет свою чистоту.
Её душа переполнена христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию
Слайд 3ЦИФРЫ У ДОСТОЕВСКОГО
СОНЯ ОТДАЕТ КАТЕРИНЕ ИВАНОВНЕ 30 ЦЕЛКОВЫХ, ОТЦУ НА ПОХМЕЛЬЕ –
ЦИФРЫ У ДОСТОЕВСКОГО
СОНЯ ОТДАЕТ КАТЕРИНЕ ИВАНОВНЕ 30 ЦЕЛКОВЫХ, ОТЦУ НА ПОХМЕЛЬЕ –
А какова была цена
продажи Иисуса
Христа
Иудой? Случайны ли
эти цифры
у Достоевского?
Слайд 4Два портрета Сони
В первом описании ее мы видим лишь молоденькую девочку, род
Два портрета Сони
В первом описании ее мы видим лишь молоденькую девочку, род
«Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами. ...Наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью»: шелковое цветное платье «с длиннейшим и смешным хвостом», светлые ботинки, зонтик, смешная соломенная шляпка «с ярким огненного цвета пером».
Совсем иной предстает Соня, когда она приходит к Раскольникову:
«У нее худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней. В лице ее, да и во всей фигуре, была сверх того одна особенная характерная черта: несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых ее движениях».
Слайд 5Комната Сони
Сарай
«Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного
Комната Сони
Сарай
«Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного
Капернаумов
«Закадровый» персонаж романа, портной, квартирный хозяин Софьи Семеновны Мармеладовой.
Фамилия Капернаумов имеет в романе символическое значение и как бы связывает Соню Мармеладову с образом евангельской блудницы Марии Магдалины из города Магдалы близ Капернаума.
С другой стороны, «капернаумами» в просторечии называли «питейные заведения», кабаки: видимо, в неосуществленном замысле романа «Пьяненькие», который частично вошел в «Преступление и наказание», Капернаумов и его «косноязычное» семейство должны были играть более существенную роль, и недаром дочь пьяницы, завсегдатая «капернаумов» Мармеладова, живет в доме Капернаумова.
Слайд 6Раскольников и Соня
1 приход к Соне
Идёт к Соне как к преступнице (загубила
Раскольников и Соня
1 приход к Соне
Идёт к Соне как к преступнице (загубила
Соня по-другому видит мир, людей. Раскольникова мучит, «почему не сошла с ума»? Она же не сильная личность, как Наполеон
В Соне – сила. Соня и Дуня погибнут, но не переступят
Слайд 7ПЕРВОЕ ПОСЕЩЕНИЕ СОНИ РАСКОЛЬНИКОВЫМ
Мотивировка первого посещения Сони Мармеладовой Раскольниковым: «Пойдем вместе…
ПЕРВОЕ ПОСЕЩЕНИЕ СОНИ РАСКОЛЬНИКОВЫМ
Мотивировка первого посещения Сони Мармеладовой Раскольниковым: «Пойдем вместе…
Слайд 8Воскрешение Лазаря.
Раскольников, выбрав Соню, считая, что у них много общего, во время
Воскрешение Лазаря.
Раскольников, выбрав Соню, считая, что у них много общего, во время
Раскольников в этой сцене выступает как змей-искуситель.
Соня — не бунтует, а только надеется на Бога. Раскольников — чувствует ее силу. Отсюда — «ненасытимое страдание», «всему страданию человеческому поклонился», «юродивая» — святая.
Фрагмент радиоспектакля «Преступление и наказание», 2005. (08:22)
Родион Раскольников – Сергей Чонишвили,
Соня Мармеладова – Чулпан Хаматова,
От автора читает Леонид Кулагин.
Слайд 9Сначала Раскольников не замечает разницы между своим и Сониным преступлением. Но затем,
Сначала Раскольников не замечает разницы между своим и Сониным преступлением. Но затем,
В чем же «правда» Сони, по каким принципам она живет?
Во имя чего преступила героиня?
Слайд 10В сцене чтения Евангелия два героя: Лазарь и Иисус. Это сцена веры
В сцене чтения Евангелия два героя: Лазарь и Иисус. Это сцена веры
В системе образов романа тоже два героя: Соня и Раскольников.
Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря — это надежда на Воскресение. Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нес слишком личное, сокровенное.
Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей, а Соня — святая, мученица.
Слайд 11Две правды в романе
Соня
Раскольников
Кроткая, добрая.
Спасая других, берет на себя тяжести греха. В
Две правды в романе
Соня
Раскольников
Кроткая, добрая.
Спасая других, берет на себя тяжести греха. В
Живет, исходя из требований жизни, вне теорий.
Полуграмотна, плохо говорит, читает только Евангелие.
У нее есть смысл жизни: любовь, вера
Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие.
Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане — преступник.
Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог — тупик. Теория не может учесть всё в жизни.
Образован, хорошо говорит. Свет разума заводит в тупик
У него нет смысла жизни: убийство — это бунт для себя, индивидуалистический бунт.
Слайд 12Жизнь тяжела и для Сони, и для Раскольникова. Но как ее воспринимают
Жизнь тяжела и для Сони, и для Раскольникова. Но как ее воспринимают
Раскольников
Протестует, не хочет принять жизнь такой, какая она есть. Теория толкает его на путь насилия над другими.
Соня
Смиряется и страдает. Ее жизнь строится по законам самопожертвования. В позоре и унижении она сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу. Во имя любви к людям она избирает путь насилия над собой, ради спасения других идет на позор. Это один из путей, по мнению Достоевского, решения проблемы обновления мира.
Слайд 13Раскольников и Соня
2 приход к Соне
Идёт как к человеку
«…От бога вы отошли,
Раскольников и Соня
2 приход к Соне
Идёт как к человеку
«…От бога вы отошли,
Раскольников и Соня по-разному оценивают людей
Раскольников
Человек тот, кто принадлежит к разряду высших («может, я ещё человек, а не вошь, и поторопился себя осудить. Я ещё поборюсь»)
Соня
Человек – воплощение любви и милосердия («Ну как же, как же без человека-то прожить»; «Человек-то вошь!»)
Слайд 14Вторая встреча с Соней. Признание.
Сюжетная линия Соня – Раскольников носит в романе
Вторая встреча с Соней. Признание.
Сюжетная линия Соня – Раскольников носит в романе
Не случайно Ф.М. Достоевский подчеркивает «беспокойный и до муки заботливый взгляд», которым Соня смотрит на Родиона. Сцена, в которой Раскольников признается Соне в убийстве, является этапной для изменения ею собственного отношения к своему деянию. Он одновременно видит детское испуганное лицо Лизаветы — невинной жертвы — и полное ужаса лицо Сони. Именно в разговоре с Соней после признания Раскольников начинает осознавать всю глубину своего нравственного падения.
Соня же ведет себя в этой сцене самоотверженно: она обнимает его, пытаясь погасить его зло и отчаяние, смягчить любовью.
Фрагмент радиоспектакля «Преступление и наказание», 2005. (04:44)
Слайд 15Признание Раскольникова
3 приход к Соне
Идёт к Соне, чтобы посмотреть на человека
самоубийство Свидригайлова
Признание Раскольникова
3 приход к Соне
Идёт к Соне, чтобы посмотреть на человека
самоубийство Свидригайлова
«Он кончает тем, что принуждён сам на себя донести. Принуждён, чтоб хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли своё…»
(Ф.М.Достоевский – М.Н.Каткову)
Слайд 16Главные черты Сони Мармеладовой
Самопожертвование
Чтобы облегчить жизнь своей семьи, своих близких, девушка приносит
Главные черты Сони Мармеладовой
Самопожертвование
Чтобы облегчить жизнь своей семьи, своих близких, девушка приносит
Смирение
Девушка не возмущается и не протестует — она покорилась судьбе. Смирение Сони Достоевский противопоставляет бунту Раскольникова. Терпение Сони и её жизненная сила во многом происходят от её веры. Она верит в Бога, в справедливость слепо, не вдаваясь в сложные философские рассуждения. Все её поступки определяются христианскими заповедями и религиозными законами. Сохранить в себе искру человеческого ей помогает вера в Бога.
Всепрощение
Именно Соне обязан Родион Раскольников своим духовным возрождением. Её исстрадавшаяся, но чистая душа способна даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться с ним. Она вернула Родиона к истине словами Евангелия и примером собственной жизни. Религия в романе является способом решения
нравственных проблем, а Соня, по замыслу автора, несёт в себе божественное начало.