Слайд 2Не одно десятилетие проблемы взаимодействия природы и человеческого общества волнуют не только
ученых, но и писателей. В общий социально-философский вопрос о правде и неправде, корысти и бескорыстии, любви и ненависти, жизни и смерти, литература нашего времени включает и сферу отношения между человеком и природой.
Слайд 3В своих произведениях русские писатели предупреждают о том, к чему может привести
неразумное потребительское отношение к природе.
Экологически неграмотный человек в совокупности со сверхмощной техникой может нанести непоправимый ущерб окружающей среде.
Слайд 4Велико наследие литературы XIX века. Трудно представить поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасова, повести
и рассказы Тургенева, Гоголя, Толстого, Чехова без описания картин русской природы.
Слайд 5В творчестве Ивана Сергеевича Тургенева прослеживается мысль о единстве человека и мира
природы. Его знаменитый цикл рассказов «Записки охотника» посвящен природе. Тургеневская природа таинственна и прекрасна, она тревожит воображение человека бесконечными загадками мироздания, заставляя почувствовать всю относительность любых открытий, разгадок ее тайн, смиряет силы человека, требуя признания своего превосходства.
Слайд 6Каждая строчка произведения Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» наполнена огромной
любовью к родной природе.
«Природа, она все покуда терпит. Она молчком умирает домолетно. И никакой человек не царь ей, природе-то… Сын он ее, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку…»
Слайд 7В произведениях известного русского писателя Валентина Распутина человек является звеном в цепи
человеческих поколений, которая, в свою очередь, является частью природной цепи. Чувство этой связи – сопричастность всему живому и вечному – в героях Распутина противостоит безнравственным категориям.
«Прощание с Матерой» - своеобразная повесть-предупреждение, попытка показать людям «будущие итоги настоящих событий»
Слайд 8Русский писатель Виктор Астафьев в своем романе «Царь-рыба» выражает мнение, что люди,
варварски истребляющие природу, проявляют в этом свою бездуховность и аморальность. На протяжении всего повествования Астафьев проводит мысль о гармонии человека и природы. Совестливое к ней отношение, признание ее законов – вот основной критерий, по которому автор оценивает своих героев.