Презентация на тему Мастер и Маргарита: история создания романа

Содержание

Слайд 2

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не был завершен и при

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не был завершен и при
жизни автора не публиковался. Впервые он был опубликован только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, и то в сокращенном журнальном варианте. Тем, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, мы обязаны жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая в тяжелые сталинские времена сумела сохранить рукопись романа.

Слайд 3

Время начала работы

Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных

Время начала работы Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в
рукописях датировал то 1928, то 1929 г. В первой редакции роман имел варианты названий:

«Черный маг»
«Копыто инженера»
«Жонглер с копытом»
«Сын В.»
«Гастроль»

Слайд 4

Первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 г.

Первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 г.
после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош». Об этом Булгаков сообщил в письме правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…»

Слайд 5

Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 г. К роману были

Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 г. К роману были
сделаны черновые наброски, причем здесь уже фигурировали Маргарита и ее безымянный спутник – будущий Мастер, а Воланд обзавелся своей буйной свитой. Вторая редакция, создававшаяся до 1936 г., имела подзаголовок«Фантастический роман» и варианты названий:

«Великий канцлер»
«Сатана»
«Вот и я»
«Черный маг»
«Копыто консультанта»

Слайд 6

Третья редакция, начатая во второй половине 1936 г., первоначально называлась
«Князь тьмы»

Но уже в

Третья редакция, начатая во второй половине 1936 г., первоначально называлась «Князь тьмы»
1937 г. появилось хорошо известное теперь заглавие «Мастер и Маргарита». В мае – июне 1938 г. полный текст впервые был перепечатан. Авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя, Булгаков прекратил её на фразе Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?»…

Слайд 7

Булгаков писал «Мастера и Маргариту» в общей сложности более 10 лет. Одновременно

Булгаков писал «Мастера и Маргариту» в общей сложности более 10 лет. Одновременно
с написанием романа шла работа над пьесами, инсценировками, либретто, но этот роман был книгой, с которой он не в силах был расстаться, - роман-судьба, роман-завещание. Роман вобрал в себя почти все из написанных Булгаковым произведений: московский быт, запечатленный в очерках «Накануне», сатирическая фантастика и мистика, опробованная в повестях 20-х годов, мотивы рыцарской чести и неспокойной совести в романе «Белая гвардия», драматическая тема судьбы гонимого художника, развернутая в «Мольере», пьесе о Пушкине и «Театральном романе»…

Слайд 8

Из истории создания романа мы видим, что он был задуман и создавался

Из истории создания романа мы видим, что он был задуман и создавался
как «роман о дьяволе». Некоторые исследователи видят в нём апологию дьявола, любование мрачной силой, капитуляцию перед миром зла. В самом деле, Булгаков называл себя «мистическим писателем», но мистика эта не помрачала рассудок и не запугивала читателя…

Слайд 9

Роман «Мастер и Маргарита»

Надо сказать, что при написании романа Булгаков пользовался несколькими

Роман «Мастер и Маргарита» Надо сказать, что при написании романа Булгаков пользовался
философскими теориями: на них были основаны некоторые композиционные моменты, а так же мистические эпизоды и эпизоды ершалаимских глав. Так, в романе происходит взаимодействие трех миров:

человеческого (все люди в романе)
библейского (библейские персонажи)
космического (Воланд и его свита)

Слайд 10

Самый главный мир – космический, Вселенная, всеобъемлющий макрокосм. Два других мира – частные.

Самый главный мир – космический, Вселенная, всеобъемлющий макрокосм. Два других мира –
Один из них – человеческий, микрокосм; другой – символический, т.е. мир библейский. Каждый из трех миров имеет две «натуры»: видимую и невидимую. Все три мира сотканы из добра и зла, и мир библейский выступает, как бы в роли связующего звена между видимыми и невидимыми натурами макрокосма и микрокосма. У человека имеются два тела и два сердца: тленное и вечное, земное и духовное, и это означает, что человек есть «внешний» и «внутренний». И последний никогда не погибает: умирая, он только лишается своего зем-ного тела.

Слайд 11

 В романе «Мастер и Маргарита» двойственность выражается в диалектическом взаимодействии и борьбы

В романе «Мастер и Маргарита» двойственность выражается в диалектическом взаимодействии и борьбы
добра и зла (это является главной проблемой романа). Добро не может существовать без зла, люди просто не будут знать, что это добро