Презентация на тему Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Содержание

Слайд 2

Тема моего исследования: «Образ Бабы Яги в русских народных сказках».

Цель исследования: выяснить

Тема моего исследования: «Образ Бабы Яги в русских народных сказках». Цель исследования:
Баба Яга добрая старушка или злая ведьма.

Слайд 3

Результаты социологического опроса:
75%75 %

Не знают

Добрая

Злая

В опросе участвовали 12 человек из 5 –

Результаты социологического опроса: 75%75 % Не знают Добрая Злая В опросе участвовали
х классов

Знают

Почему у Бабы Яги такой необычный
вид и образ жизни?

Злым или добрым является
сказочный персонаж Баба Яга?

50 %

50 %

25 %

Слайд 4

Баба Яга в волшебных сказках действует в четырёх воплощениях:

Яга-богатырша

Яга-похитительница

Яга-дарительница

Баба Яга в волшебных сказках действует в четырёх воплощениях: Яга-богатырша Яга-похитительница Яга-дарительница Яга – хранительница

Яга – хранительница

Слайд 5

Яга-богатырша

Обладает мечом-кладенцом и на равных бьётся с богатырями.

Яга-богатырша Обладает мечом-кладенцом и на равных бьётся с богатырями.

Слайд 6

Баба Яга-дарительница

Она принимает героя, иногда испытывает его и вручает ему чудесного

Баба Яга-дарительница Она принимает героя, иногда испытывает его и вручает ему чудесного
огнедышащего коня, богатые дары, чудесные предметы: сапоги-скороходы, ковер-самолет, меч - кладенец, волшебный клубок.

Слайд 7

ЯГА-ПОХИТИТЕЛЬНИЦА

Яга крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного

ЯГА-ПОХИТИТЕЛЬНИЦА Яга крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного
дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю.

Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягу.

Слайд 8

ЯГА – ХРАНИТЕЛЬНИЦА

Ягу можно считать некой "привратницей" , стерегущей границу между

ЯГА – ХРАНИТЕЛЬНИЦА Ягу можно считать некой "привратницей" , стерегущей границу между
миром живых и мёртвых.

Яга – хранительница пути между Жизнью и Смертью, Добром и Злом, Светом и Тьмой.

Слайд 9

КАК ЖЕ ПРИШЛА В НАРОДНУЮ СКАЗКУ «ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ»?

Избушка на курьих

КАК ЖЕ ПРИШЛА В НАРОДНУЮ СКАЗКУ «ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ»? Избушка на
ножках это широко известный на Севере «лабаз» или «чамья» – тип хозяйственной постройки на высоких гладких столбах, предназначенный для сохранения снастей и припасов от мышей и хищников.

Избушка смоделирована по образу славянского погоста – маленького домика мёртвых на опорах-столбах. В сказках они представлены как куриные ножки не случайно. Курица - священное животное, непременный атрибут многих магических обрядов.

Слайд 10

В «урах» - культовых амбарчиках обычно находились куклы - иттармы в меховой

В «урах» - культовых амбарчиках обычно находились куклы - иттармы в меховой
национальной одежде. Кукла занимала собой почти весь амбарчик; может быть, именно поэтому избушка в сказках всегда мала для Бабы Яги, у которой «нос в потолок врос». Эта кукла была одета в меховую «шубу», которую жители этой местности называли «ягой». Со временем всё это благополучно перекочевало в сюжеты народных сказок про Бабу Ягу.

Слайд 11

Избушка это пограничный пост, расположенный в сказках на границе двух миров: светлого

Избушка это пограничный пост, расположенный в сказках на границе двух миров: светлого
и тёмного. Вход в неё недоступен для героев из мира живых, поэтому приходится «поворачивать» её к себе, произнося слова как заклинания: «Избушка, избушка, встань ко мне передом, а к лесу задом». Войдя в избушку, герой готов ко всем испытаниям, ведь это его добровольный выбор: жить счастливо или умереть. Избушка на курьих ножках (на куриной лапке три пальца) объясняется тем, что в волшебных сказках герой, отправляясь в дальний путь за своим счастьем, обязательно оказывается на распутье, то есть на пересечении дорог. Поэтому «куриная лапка» – это символ выбора, возможность самостоятельно решить свою судьбу.

Слайд 12

На службе у Бабы - Яги ветры и лесные звери. Дружит

На службе у Бабы - Яги ветры и лесные звери. Дружит она
она только со Змеем да Кощеем, общается с чёрным котом, змеями, жабами, вороном, летучими мышами. Чёрный кот символизирует неудачу, болезнь. Змея, как существо «убивающее», означает смерть и уничтожение. Ворон, будучи говорящей птицей, символизирует пророчество, в фольклоре – мрак и умерщвление. Такое окружение позволяет ей спокойно проживать на границе двух миров: мира живых и мира мёртвых.

Слайд 13

Баба Яга в волшебных сказках выступает в них не только как добрая

Баба Яга в волшебных сказках выступает в них не только как добрая
колдунья-помощница в пути между Жизнью и Смертью, Добром и Злом, Светом и Тьмой. Внешность у неё соответственная: длинные распущенные волосы – признак нечеловеческой силы и необъяснимых колдовских способностей; она не ходит, а летает в ступе, заметая помелом свой след, потому что она ближе к царству мёртвых и появление её в мире живых не должно быть замеченным.

Слайд 14

Яга - пограничница: у неё «костяная нога». Выражение «одной ногой в

Яга - пограничница: у неё «костяная нога». Выражение «одной ногой в гробу»
гробу» позволяет нам говорить о Яге ещё и как о «живом трупе», проживающем как раз на границе двух миров.