Слайд 2Вступление
Возможны два варианта вступления:
- биографическое
- аналитическое
Рассмотрим предложенные варианты.
Слайд 3Биографическое вступление
Ключ к раскрытию темы дают сведения из биографии М.Лермонтова, факты его
жизни, характеристика его окружения
Слайд 4Вопросы для вступительной части сочинения
Какое впечатление произвела поездка Лермонтова на Кавказ в
детские годы?
За что был разжалован Лермонтов и выслан на Кавказ?
Каков был формальный и фактический повод для второй ссылки поэта?
Слайд 5Возможный вариант биографического вступления
Кавказ живет с Лермонтовым в душе, как с Кавказом
в душе живут произведения великого поэта.
Впервые он побывал на Кавказе еще ребенком. Грандиозная красота кавказской природа навсегда пленила Лермонтова. Он возвращался сюда, но не всегда встречи с Кавказом происходили по его воле. Был период, когда полюбившийся край стал местом ссылки поэта.
Слайд 6Особое «дело о непозволительных стихах», написанных на смерть А.Пушкина, заканчивается участием Лермонтова
в походах против горцев. Через год, возвращенный из ссылки поэт за участие в дуэли снова сослан в Тенгинский пехотный полк, участвующий в битвах с горцами.
Как человек военный, Лермонтов участвует в боевых действиях. По воспоминаниям современников «был отчаянно храбр, … но это не было его призванием». Об этом говорит сам поэт, как и о своем отношении к войне.
(80-90 слов)
Слайд 7Аналитическое вступление
Суть аналитического вступления сводится к анализу центрального понятия темы сочинения. Уместно
начать сочинение с характеристики понятия пафос, описания признаков антивоенного пафоса. Это сразу поставит сочинение на правильный путь, выведет на доказательства, что стихотворение Лермонтова обладает этими признаками.
Слайд 8Вопросы для аналитического вступления
Что такое пафос художественного произведения?
Признаки антивоенного пафоса
Слайд 9Возможный вариант аналитического вступления
С идеей художественного произведения тесно связан пафос – вдохновение,
переживание, вызванное идеей или событием. В пафосе мысль и чувство составляют единое целое. Это ведущий эмоциональный тон произведения, главный мотив, стремление передать читателю не только правду, но и сочувствие, сострадание, воодушевление.
Слайд 10Антивоенный пафос – это осознание утраты важных жизненных ценностей – человеческой жизни,
национальной или личной свободы, возможности счастья.
Антивоенными следует считать не те художественные произведения, где воспевают героизм победителей, а те, где осуждается война как противоестественное явление, где жестокости противопоставляются другие ценности, прежде всего гуманизм. Таким произведением является стихотворение М.Лермонтова «Валерик».
( 80 слов)
Слайд 11Основная часть
1. Историческая основа стихотворения
Слайд 122.Отношение Лермонтова к своему воинскому долгу
Слайд 133.Какой след оставило сражение в памяти Лермонтова?
Слайд 155.Сострадание к бессмысленно гибнущим жертвам, расположение к горцам
Слайд 166. Что ценит Лермонтов в горцах?
Слайд 177.Противопоставле-ние картины страшной битвы и величественной природы
Слайд 19Заключение
В заключении должны присутствовать сжато сформулированные выводы. Можно завершить сочинение теоретическим заключением,
ещё раз, на новом уровне, вернувшись к заглавному понятию.
Можно связать выводы сочинения с современностью.
Слайд 20Возможный вариант заключения
Зачем? Снова и снова задаем себе этот вопрос. Что движет
людьми, разжигающими вражду и ненависть? Непомерные амбиции, корысть, честолюбие, жажда власти? Кто разжигает пожар войны? Ответы на эти вопросы мы ищем сегодня, когда идет война на Украине, когда есть политики, мечтающие о переделе мира, когда идут информационная и религиозная войны.