Презентация на тему "М. А. Шолохов «Донские рассказы»" - презентации по Литературе

Слайд 2

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Начиная с 1924 годаНачиная с 1924 года в журналах появляются рассказы

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Начиная с 1924 годаНачиная с 1924 года в журналах появляются
М. А. Шолохова, объединённые впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (1926):
« Родинка» ( первый рассказ М. А. Шолохова)
« Червоточина »
- « О Колчаке, крапиве и прочем»
- « Калоши»
« Обида»
« Продкомиссар»
«Пастух» и др.
«Донские рассказы» написаны по горячим следам событий гражданской войны и заслуживают внимания как документы истории. М. А. Шолохов сказал: « В «Донских рассказах» я старался писать правду о жизни, писать о том, что более всего волновало меня, что было злобой дня для партии и народа…» « Донские рассказы» являются первым литературным опытом писателя. На них сразу же обвалился шквал критики, но вся она была исключительно положительная. « Донские рассказы стали новеллистической предысторией «Тихого Дона»

Слайд 3

Лейтмотив и герои.

« Донские рассказы» – это не прощание, а встреча с

Лейтмотив и герои. « Донские рассказы» – это не прощание, а встреча
оружием, это стихия ожесточения. Молодой писатель воссоздал притихшую после Врангеля и Колчака Донщину, но раздул угасающие огоньки вражды, превращая мелкие банды в целые воюющие армии. Основным сюжетом являются сцены кровопролитий, братоубийств на почве всяческого классового размежевания, книгу переполняют иллюстрированные образы «богачей» и «бедноты»

Слайд 4

Фактически вся серия новелл создана из типовых ситуаций избиения одной частью народа

Фактически вся серия новелл создана из типовых ситуаций избиения одной частью народа
другой части. В рассказе «Родинка», например, белогвардейский атаман в бою зарубил красного командира и узнал в умирающем сына, а затем покончил с собой. В рассказе «Продкомиссар» казак Игнат Бодягин поддерживает решение трибунала казнить родного отца за саботаж. М. А. Шолохов, воспроизводя, сгущая страшные эпизоды и мотивы ненависти, писал не сказки. Он был врагом романтических красот, яростно повторяя, что нельзя чересчур живописно писать о смерти, приписывать погибающим состояния, когда они умирали, захлёбываясь красивыми словами.

М. А. Шолохов поддерживает гражданскую войну и революцию. В рассказе он ориентируется на героизацию гражданской войны, господствующую в то время. Считалось, что война – это праздник трудящихся и эксплуатируемых, месть богачам и угнетателям.

Писатель умело передаёт мироощущение героев , понимает и раскрывает их глубину, показывая порой совсем неожиданные стороны.

Слайд 5

Так, например, бесхитростный Яша Шибалок, пулемётчик сотни особого назначения в рассказе «

Так, например, бесхитростный Яша Шибалок, пулемётчик сотни особого назначения в рассказе «
Шибалково семя», винтик в машине насилия, неожиданно вносит исправление в мораль жестокости. Он убил совестливую шпионку из банды противника, а относительно предложения сотни убить младенца, сына шпионки твёрдо сказал : «А мне жалко пострелёнка до крайности. Думаю, пусть растёт»

Шолоховские герои - люди норовистые, упрямые. Они не смолчат, когда увидят несправедливость, зло, беззаконие. Персонажи «Донских рассказов» не перекладывают ответственность на другого. Произведения пронизаны образом сильного, волевого, мужественного человека, расчищающего дорогу к будущему.

Слайд 6

Средства художественной выразительности

« Донские рассказы» подчёркнуто антиромантичны, натуралистичны, в языковом плане обращены

Средства художественной выразительности « Донские рассказы» подчёркнуто антиромантичны, натуралистичны, в языковом плане
к достоверной просторечной народной стихии языка. Присутствуют такие словечки и речевые обороты, как откель, играйся, опосля, вы для меня есть порожнее ничтожество и др.Они призваны подчеркнуть будничность и натуральность всего происходящего. М. А. Шолохов стягивал все события в рамки « малоформатного» рассказа, раскрывая мозаику взаимосвязей личности, отбирая детали и словесные краски для самоанализа героев. Он прекрасно раскрыл технологию « новеллы», в ней- краткость малых действий, быстрое развёртывание конфликта, неожиданная концовка.