Саксонское зерцало

Содержание

Слайд 2

Одним из самых важных и известных сборников немецкого права стало «Саксонское Зерцало». Оно

Одним из самых важных и известных сборников немецкого права стало «Саксонское Зерцало».
было написано в 1220-е годы ученым-судьей рыцарского сословия Эйке фон Репковом.
В нем были объединены наиболее распространенные нормы обычного права и судебной практики северо-восточной Германии.
Положения, которые выдвигались на первый план относительно регулирования отношений имуществен­ных, семейных, наследственных и других:
судебная защита достоинства женщи­ны, в особенности прав вдовы и детей;
провозглашалось равнопра­вие славян и немцев (крестьян);
предусматривались ограничения в применении пы­ток, испытаний огнем и др.;
право подсудимого, не говоряще­го по-немецки, на помощь переводчика.

Слайд 3

Структура.

Саксонское Зерцало состоит из 2 крупных разделов:
Земского права (Ландрехта, 3

Структура. Саксонское Зерцало состоит из 2 крупных разделов: Земского права (Ландрехта, 3
книги).
Ленного права (Ленрехта, 3 главы; причем главы 2 и 3 имеют законоустановления о порядке судопроизводства и о городском лене).
Ландрехт содержит положение о сословном делении:
свободные люди (благородные и неблагородные), именуемые шёффенским сословием;
несвободные люди (крепостные и зависимые), кото­рые несли денежные повинности, платили чинш, пребывали в статусе арендатора, батрака, или лита).

Ленрехт подробно излагает особенности ленных (феодально-зависимых) отношений — порядок получения, держания и утраты ленов, обсуждает виды ленов, в том числе городских, и особенности ленного быта и нравов.

Слайд 4

Ленное право.

Лен - земельное владение и связанные с этим владением особые

Ленное право. Лен - земельное владение и связанные с этим владением особые
права и обязанности (привилегии), например судебные, воинские и др.
Ленное право предусматривало принцип единонаследования. Лен отца переходил только одному сыну, но это правило не распространялось на земское право, где все сыновья наследовали в разных долях. Лишенными права на получение лена и на защиту по ленному праву были следующие категории лиц:
клирики;
женщины;
крестьяне (полусвободные литы, чиншевики и батраки);
купцы;
"лишенные прав", "незаконнорожденные", "все нерыцарского звания" со стороны отца и их предков (ст. 4 гл. 1 Ленрехта).
Лены различались по рангам и по назначению. «Саксонское зерцало» говорит об имперских ленах, церковных ленах, знаменных ленах, судебных ленах и городских ленах.

Слайд 5

Держатель лена обладал целым спектром правомочий по отношению к нему: правом владения

Держатель лена обладал целым спектром правомочий по отношению к нему: правом владения
леном, правом пользования и распоряжения леном (правда, последнее было возможно только с согласия сеньора). Наследник умершего феодала обладал «правом на лен», а в случае если наследник умирал, то близкие родственники обладали правом «ожидания лена».

Право «ожидания лена» и оформление ленного договора.

Три основополагающих элемента оформления вассального договора (commendatio): инвеститура, оммаж, (homagium) и клятва верности (fidelitas).

Слайд 6

Брачно-семейные отношения. Принципы наследования.

В области брачно-семейных отношений самым характерным было положение о

Брачно-семейные отношения. Принципы наследования. В области брачно-семейных отношений самым характерным было положение
том, что при сословно-неравном браке жена следовала состоянию мужа, а дети следовали состоянию того из родителей, который находился на более низкой ступени социальной лестницы, и были соответственно ограничены в правах наследования.
На время брака все имущество пребывало в режиме общности, но распоряжался им один муж, жена полностью лишалась такой возможности. В случае развода она получала обратно то, что принесла с собой.

С семейным статусом лица были тесно связаны его наследственные права: отсутствует наследование по завещанию, допускается только наследование по закону. Поэтому устанавливается четкий порядок родственных связей: «Как феодальная лестница кончается на седьмом щите, точно так же и родство заканчивается седьмой степенью».

Слайд 7

Состязательный процесс. Система доказательств.

Система доказательств  зависела от сословной принадлежности, ограниченности в процессуальных правах, национальности,

Состязательный процесс. Система доказательств. Система доказательств зависела от сословной принадлежности, ограниченности в
пола, физических недостатков  сторон и свидетелей, закрепляла за господствовавшими классами преимущественное положение в процессе.

Специфика состязательного процесса состояла в том, что по каждому возникшему при судоговорении вопросу запрашивалось у заседателей частное «решение». На основе принятого частного решения выдвигались новые вопросы, и так весь процесс шел от решения к решению, пока не принималось общее окончательное решение по делу.

Слайд 8

Институт «оспаривания решения»

Статья 12.
§ 3. В суде, не выносящем решение приказом

Институт «оспаривания решения» Статья 12. § 3. В суде, не выносящем решение
[банном] короля  предлагать решение и оспаривать его может каждый в отношении другого, если он обладает полным правом участвовать в делах, которые могут разбираться в судах, выносящих решение не приказом короля.
§ 4. Если кто оспаривает решение, то оно переносится к вышестоящему судье, в конечном счете — к королю. Для этого судья должен дать своих посланцев, которые услышат, кто из них [т. е. какая из сторон], добьется решения [в свою пользу] у короля. Посланцы должны быть из свободных, могущих быть шеффенами, если это происходит в графстве. Если же это происходит в маркграфстве, то это могут быть любые люди, кто бы они ни были, лишь бы они обладали полным правом. 
§ 5. Кто оспорит решение, но этим ничего не добьется, тот должен за это уплатить судье штраф, а тому, чье решение он оспорил, —возмещение и судье уплатить издержки, которые он понес на посланцев.
§ 6. Оспоренное решение нельзя переносить из графства в маркграфство, даже в том случае, если граф получил графство от маркграфа. Это установлено потому, что в маркграфстве нет суда приказом [банном] короля и там право иное. Поэтому решение должно быть перенесено в имперский суд.

Слайд 9

Доктрина «двух мечей».

Доктрина «двух мечей» была сформирована в конце V столетия Папой римским Геласием

Доктрина «двух мечей». Доктрина «двух мечей» была сформирована в конце V столетия
(Gelasius) (492-496 гг.). В то время верховные понтифики еще покорялись решениям византийских императоров. Геласий полагал, что полномочия не должны находиться в одних руках, даже самого Папы римского. В руки двух властей — светской и религиозной — возложены полномочия.

«В руках церкви два меча: один в руках священника, а другой в руках короля, сражающегося по приказу священника. Один меч подчинен другому, а светская власть должна быть подчинена власти религиозной. Если светская власть отойдет от правильного пути, то будет осуждена религиозной властью, а если ошибется верховная религиозная власть, то Бог ей судья, а не человек. Подчинение римскому священнику (папе) обязательно для каждого человека».

Unam Sanctum, 1302 год