Презентация на тему Урок по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (глава XI «Мятежная слобода»)

Содержание

Слайд 2

Роман «Капитанская дочка»  (1836 г.)  —
последнее крупное произведение А.С. Пушкина

Роман «Капитанская дочка» (1836 г.) — последнее крупное произведение А.С. Пушкина

Слайд 3

В 30-е годы Александр Сергеевич много размышлял о судьбах своих друзей-декабристов,
о

В 30-е годы Александр Сергеевич много размышлял о судьбах своих друзей-декабристов, о
русской истории и путях развития России.
К этому времени в мировоззрении Пушкина уже произошёл перелом:
поэт «перерос» свои революционные настроения,
он пришёл к выводу о необходимости ненасильственных изменений в обществе —
путём исправления нравов.

Слайд 4

В произведении две сюжетные линии:
Гринёв — Маша Миронова
Гринёв — Пугачёв.
Завязка второй— встреча в

В произведении две сюжетные линии: Гринёв — Маша Миронова Гринёв — Пугачёв.
степи во время бурана с вожатым,
кульминация — отказ Петруши Гринёва давать присягу самозванцу Петру III,
развитие действия — спасение Марьи Ивановны (калмыцкая сказка, поведанная Пугачёвым Гринёву)
развязка — казнь Пугачёва, реабилитация Петра.

Слайд 5

Идея чести как высшей ценности

Человеком чести оказывается не только главный герой Пётр

Идея чести как высшей ценности Человеком чести оказывается не только главный герой
Гринёв, но и бунтовщик и самозванец Пугачёв.
Однако следование героев законам чести не является самоцелью.

Слайд 6

Оказавшись перед выбором: как поступить? —
так, как предписывает сословная честь, положение, или

Оказавшись перед выбором: как поступить? — так, как предписывает сословная честь, положение,
как велит сердце? —
они прислушиваются к зову сердца.
Для Пушкина 
Емельян Пугачёв — трагическая фигура  в истории России (вспомним калмыцкую сказку, рассказанную Пугачёвым Петруше Гринёву).

Слайд 7

Образы орла и ворона встречаются в мифологии

Ворон, хотя и наделён мудростью, символизирует

Образы орла и ворона встречаются в мифологии Ворон, хотя и наделён мудростью,
смерть, а также войну и разрушение — кельтская богиня войны нередко появлялась на поле битвы в облике ворона.

В орла превращался Зевс (Юпитер). Орёл традиционно связывается со светом, с солнцем, на которое, согласно легендам, он может смотреть, не отводя взора.

Слайд 8

«Однажды орёл спрашивал у ворона:
- Скажи, ворон-птица, отчего живёшь ты на

«Однажды орёл спрашивал у ворона: - Скажи, ворон-птица, отчего живёшь ты на
белом свете триста лет, а я всего-на-все только тридцать три года?

- Расскажу тебе сказку,
которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка:

Слайд 9

Оттого, батюшка,- отвечал ему ворон,- что ты пьёшь живую кровь,
а я

Оттого, батюшка,- отвечал ему ворон,- что ты пьёшь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной.
питаюсь мертвечиной.

Слайд 10

Орёл подумал:
давай попробуем и мы питаться тем же.
Хорошо. Полетели орёл

Орёл подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орёл да ворон.
да ворон.

Слайд 11

Вот завидели палую лошадь; спустились и сели.
Ворон стал клевать да похваливать.

Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать.

Слайд 12

Орёл клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону:
-Нет, брат ворон;

Орёл клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: -Нет, брат
чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью,
а там что Бог даст!

Слайд 13

Какова
калмыцкая сказка?
На чьей стороне симпатии героев?

Симпатии Пугачёва и Гринёва, конечно,

Какова калмыцкая сказка? На чьей стороне симпатии героев? Симпатии Пугачёва и Гринёва,
на стороне орла, а не ворона-долгожителя, питающегося падалью.
Однако необходимо подчеркнуть различие в понимании этими двумя людьми одних и тех же образов.

В повести «Капитанская дочка» образы калмыцкой сказки
обретают символическое значение

Слайд 14

Если для Пугачёва в образе орла, пьющего «живую кровь», воплотился образ дикой

Если для Пугачёва в образе орла, пьющего «живую кровь», воплотился образ дикой
вольницы, дух дерзкого авантюризма
и разбойничьей удали,

Слайд 15

то, по мнению Гринёва, подобный образ жизни соответствует повадкам ворона, зловещей птицы

то, по мнению Гринёва, подобный образ жизни соответствует повадкам ворона, зловещей птицы
смерти:
«...Жить убийством и разбоем значит,
по мне, клевать мертвечину».

Слайд 16

Однако образы орла и ворона в калмыцкой сказке отнюдь не однозначны.
Позиция

Однако образы орла и ворона в калмыцкой сказке отнюдь не однозначны. Позиция
Пугачёва тоже не лишена оснований, ведь орёл — хищная птица, а восстание народа против угнетателей — разве это не порыв к свободе, так ценимой орлами, строящими гнёзда на горных уступах и поднимающимися высоко в небо? Симпатизируя одному из персонажей сказки, Пугачёв и Гринёв тем самым подсознательно соотносят себя с ним.
Как орёл, Пугачёв «раз напился живой крови» и распрощался с жизнью в возрасте тридцати трёх лет.

Слайд 17

Сказка имеет иносказательный смысл, она о возможности выбора жизненного пути: долгого, размеренного,

Сказка имеет иносказательный смысл, она о возможности выбора жизненного пути: долгого, размеренного,
не богатого яркими событиями
и другого: яркого, насыщенного, но краткого.
Символическую роль играют герои сказки: орёл - птица вольная, царственная, любящая высоту, простор,
ворон - земная птица, мудрая, но прозаичная.

Слайд 18

подумаем

Мудрый ворон и гордый и хищный орёл Повстречались. И ворон спросил у орла: -

подумаем Мудрый ворон и гордый и хищный орёл Повстречались. И ворон спросил
Там, где небо пробито вершинами гор, Что, царь-птица, среди облаков ты нашла? Что дарует тебе поднебесный полёт? - Он даёт мне свободу! Взгляни на восход! Тот, кто падаль в долине всю жизнь клюёт, Будет жить триста лет, но меня не поймёт! И крылами взмахнув, взмыл над морем степей, В поднебесье, к свободе. Но дело не в ней. Просто свежая плоть мертвечины вкусней…

Слайд 19

Калмыцкая ли это сказка?

Калмыцкая ли это сказка?