- Главная
- Литература
- Презентация на тему Зарубежная литература 19 века
Содержание
- 2. Литературные направления и течения Поздний романтизм -направление в литературе, для которого характерно изображение исключительного героя в
- 3. Основные черты литературного метода Критический реализм
- 4. Общая характеристика западноевропейского реализма XIX в. Критический реализм (термин М. Горького) — новый этап развития реализма,
- 5. Критика противоречий В XIX в. в свете важнейшего исторического опыта — смены феодальных отношений буржуазными —
- 6. Правдивое изображение действительности Важнейшая особенность реализма XIX в.— достоверная жизненная ситуация, которая складывается из правдиво воссозданных
- 7. Типичные характеры. Образ-тип Поэтому образы в реалистическом произведении XIX в. собирательны, типичны. Они несут в себе
- 8. Роль портрета в реалистическом произведении Одним из важнейших средств передачи типического характера служит портрет. Именно в
- 9. Психологизм – важнейшая черта критического реализма Иногда портрет отражает не только социальную принадлежность, не только «тип»,
- 10. Образ «маленького человека» Один из приемов острой критики общества в реалистическом произведении — резко отрицательная, иногда
- 11. ВЫВОДЫ: Реалисты XIX в. подхватили отрицание бесчеловечного мира, впервые провозглашенное романтизмом, но подкрепили его конкретным анализом
- 12. Зарубежная литература 19 века п е р с о н а л и и О.Бальзак Г.Ибсен
- 13. Немецкий романтизм Эрнест Теодор Амадей Гофман ГОФМАН (1776–1822) - немецкий писатель, композитор и художник, в чьих
- 14. Литературное творчество Литературой Гофман занялся поздно. Наиболее известные произведения – сборник рассказов «Серапионовы братья» ( 1819–1821),
- 15. «Крошка Цахес» Одним из интереснейших сатирических произведений Гофмана является «Крошка Цахес». В этой сказке Гофман развивает
- 16. Французская литература Романтизм Виктора Гюго Гюго был третьим сыном капитана (позднее генерала) наполеоновской армии. Его родители
- 17. Творчество писателя «Собор Парижской богоматери» Особое место в творчестве Гюго занимает «Собор Парижской Богоматери» (1831), поскольку
- 18. Фронтиспис книги «Собор Парижской богоматери»
- 19. В изгнании. Писатель - романист После государственного переворота 2 декабря 1851 писатель скрылся в Брюссель, оттуда
- 20. Эдгар По Легенда Биография По овеяна легендами, нередко созданными им самим: как истинный романтик он стремился
- 21. Романтик в жизни Реальность На самом деле По был сыном странствующих актеров, рано осиротел, воспитывался в
- 22. Главная тема поэзии Эдгара По Три небольшие поэтические книги По, из которых самая известная «Ворон» (1845),
- 23. Фантастический реализм Выверенность приемов, посредством которых достигается необходимый эффект, хотя при этом сохранено ощущение спонтанной импровизации,
- 24. Представители критического реализма в западноевропейской литературе
- 25. Основоположники западноевропейского реализма. Англия. Фредерик Стендаль Реалистическое направление в литературе XIX в. возглавили великие французские романисты
- 26. «Пармская обитель» Два героя Стендаля вошли в мировую .литературу как олицетворение непокорной, свободолюбивой юности. Один из
- 27. Роман «Красное и чёрное» Жюльен Сорель вступил в самостоятельную жизнь уже после падения Наполеона, в период
- 29. Английская литература Оноре де Бальзак – писатель - реалист Этан творческой зрелости художника связан с атмосферой
- 30. «Человеческая комедия» «Человеческая комедия». Уже в начале творческого пути Бальзак устанавливает связь между отдельными своими произведениями,
- 31. Особенности реализма писателя Бальзак представил живую историю, воплощенную в различных судьбах, в человеческих типах, рожденных XIX
- 32. «Гобсек» Образ Гобсека. Создание яркого типичного образа у Бальзака достигается посредством максимального заострения, гиперболизации основной, самой
- 33. Деньги дают ему сознание власти над миром: «... разве могут отказать в чем-либо тому, у кого
- 34. Старый ростовщик строит свою философию, циничную и непоколебимую, на трезвом знании жизни: «... из всех земных
- 35. Не давая точных сведений о прошлом Гобсека, Бальзак тем не менее твердо говорит о том, что
- 36. Весь Париж взволновало убийство женщины, прозванной «прекрасная голландка». Гобсек же только сказал, не проявив при этом
- 37. Одержимость золотом сделала существование Гобсека абсурдным. В страхе за свое богатство он скрывает его размеры; он
- 38. Изображение аристократии Изображение дворянства. В период, когда происходит действие повести, французское дворянство уже полностью подключено к
- 39. Положительные образы Великий реалист не пощадил в своем разоблачении ни один из господствующих классов. Но в
- 40. Выводы: Пример двух бесспорно положительных образов повести представляет важнейшую черту реализма Бальзака, в целом характерную для
- 41. Английская литература Чарльз Диккенс Родился 7 февраля 1812 г, близ Портсмута, затем жил в городке Чэтэме
- 42. Творчество Романы Диккенса представляют собой панораму английской жизни эпохи викторианства, уникальную по богатству наблюдений и разнообразию
- 43. Великий юморист Английский писатель Честертон говорил, что искусство Диккенса «как жизнь, потому что, как и жизнь,
- 44. Ф.М. Достоевский о Диккенсе Исключительно высоко ценя Диккенса, Ф. М. Достоевский назвал его непревзойденным мастером «искусства
- 45. Норвегия Генрик Ибсен Генрик Иоган Ибсен (20 марта (20 марта 1828 (20 марта 1828, Шиен (20
- 46. Пьеса Г.Ибсена «Кукольный дом» Самой популярной пьесой Ибсена в России стал «Кукольный дом» (1879). Декорации квартиры
- 47. Французский символизм Артюр Рембо Жан Николя́ Артю́р Рембо́ (1854(1854—1891(1854—1891) — французский(1854—1891) — французский поэт, один из
- 48. «Это Шекспир-дитя» «Пьяный корабль» (1871) «Одно лето в аду» (1873) «Озарения» (1874) От издателя Артюр Рембо
- 49. Гимн загадочной свободе В 1908 году несколько молодых писателей и художников, объединенных стремлением к независимости от
- 50. Стихи из сборника «Пьяный корабль» Мглой комната полна, и осторожно в ней Звучит шушуканье печальное детей.
- 51. ПЕРВОЕ СВИДАНИЕ Она была полураздета, И со двора нескромный вяз В окно стучался без ответа Вблизи
- 52. ПЬЯНЫЙ КОРАБЛЬ (Артур Рембо 1871 год) Спускался я по рекам безучастным, Своих матросов позабыв в лесах,
- 53. Безумною посудиной, покрытой Ракушками, как лодка дураков, Вперед, живыми скатами увитый, Я плыл с эскадрой из
- 54. Марина Цветаева «Книги в красном переплёте» Из рая детского житья Вы мне привет прощальный шлете, Неизменившие
- 55. Автор: учитель русского языка и литературы Колпакова М.Ю. МБОУ г. Мурманска Мурманский международный лицей 2010 год
- 57. Скачать презентацию
Слайд 2Литературные направления и течения
Поздний романтизм -направление в литературе, для которого характерно
Литературные направления и течения
Поздний романтизм -направление в литературе, для которого характерно
Критический реализм -
направление в литературе, для которого характерно правдивое изображение действительности, познание законов развития общественных явлений и «правдивость в воспроизведении типичных характеров в типичных обстоятельствах»(Ф.Энгельс).
Символизм - направление в литературе, для которого характерно стремление поставить символ на место конкретного образа, что противостояло натуралистической приземлённости, фотографичности.
Э.Гофман, В.Гюго,
В.Скотт, Э.По,
О.Бальзак, Ф. Стендаль,
Г.Мопассан, Г.Ибсен,
Ч.Диккенс
Франция - А.Рембо,
П.Верлен,
Англия – О.Уайльд
Норвегия - Г.Ибсен,
Россия – Вяч. Иванов,
А. Белый, В.Брюсов,
Д.Мережковский,
Слайд 3Основные черты литературного метода
Критический реализм
Основные черты литературного метода
Критический реализм
Слайд 4Общая характеристика
западноевропейского реализма XIX в.
Критический реализм (термин М. Горького) — новый
Общая характеристика
западноевропейского реализма XIX в.
Критический реализм (термин М. Горького) — новый
Важным этапом был реализм Просвещения, отразивший идеал революционной буржуазии — идеал свободы и всеобщего равенства, пафос борьбы. Положительный герой здесь активно противостоял обстоятельствам и тем самым утверждал новые принципы, новую мораль. В просветительском реализме, непосредственно предшествовавшем реализму XIX в., среда, формирующая человека, обрисована зачастую посредством условных, неправдоподобных положений и деталей.
Слайд 5 Критика противоречий
В XIX в. в свете важнейшего исторического опыта — смены
Критика противоречий
В XIX в. в свете важнейшего исторического опыта — смены
Пониманию взаимосвязи жизненных явлений способствовали и успехи естествознания в первые десятилетия века. Литература заимствовала у естественных наук принципы наблюдения, осмысления и обобщения фактов окружающей жизни. Не случайно роман Бальзака «Отец Горио» посвящен известному ученому-натуралисту Сент-Илеру, его современнику, открывшему многообразие видов животного мира.
Слайд 6Правдивое изображение действительности
Важнейшая особенность реализма XIX в.— достоверная жизненная ситуация, которая складывается
Правдивое изображение действительности
Важнейшая особенность реализма XIX в.— достоверная жизненная ситуация, которая складывается
Слайд 7Типичные характеры.
Образ-тип
Поэтому образы в реалистическом произведении XIX в. собирательны, типичны. Они
Типичные характеры.
Образ-тип
Поэтому образы в реалистическом произведении XIX в. собирательны, типичны. Они
Слайд 8Роль портрета
в реалистическом произведении
Одним из важнейших средств передачи типического характера служит
Роль портрета
в реалистическом произведении
Одним из важнейших средств передачи типического характера служит
Слайд 9Психологизм – важнейшая черта критического реализма
Иногда портрет отражает не только социальную принадлежность,
Психологизм – важнейшая черта критического реализма
Иногда портрет отражает не только социальную принадлежность,
Слайд 10Образ «маленького человека»
Один из приемов острой критики общества в реалистическом произведении —
Образ «маленького человека»
Один из приемов острой критики общества в реалистическом произведении —
Слайд 11ВЫВОДЫ:
Реалисты XIX в. подхватили отрицание бесчеловечного мира, впервые провозглашенное романтизмом, но подкрепили
ВЫВОДЫ:
Реалисты XIX в. подхватили отрицание бесчеловечного мира, впервые провозглашенное романтизмом, но подкрепили
От романтизма они восприняли и исключительное внимание к духовной жизни, к человеческому чувству и здесь также достигли особой силы изображения, раскрыв все взаимосвязи между людьми — в семье, в обществе.
Усвоив достижения предшествующих этапов развития искусства, критический реализм стал новым художественным методом, со своими особыми принципами отражения действительности.
В каждой из стран на нем сказались и своеобразие исторических условий, и национальные традиции литературы. Но это не мешает установить общие черты метода, в развитии которого вершинами стили творчество Н. Гоголя, Л.Толстого и Ф.Достоевского, О.Бальзака , Г.Мопассана и Ч.Диккенса и др. писателей.
Слайд 12Зарубежная литература 19 века п е р с о н а л
Зарубежная литература 19 века п е р с о н а л
О.Бальзак
Г.Ибсен
Э.Гофман
Ч.Диккенс
В.Гюго
Э.По
А.Рембо
Ф.Стендаль
Слайд 13Немецкий романтизм
Эрнест Теодор Амадей Гофман
ГОФМАН (1776–1822) - немецкий писатель, композитор и художник,
Немецкий романтизм
Эрнест Теодор Амадей Гофман
ГОФМАН (1776–1822) - немецкий писатель, композитор и художник,
Эрнст Теодор Вильгельм Гофман родился 24 января 1776 в Кёнигсберге (Восточная Пруссия).
Уже в раннем возрасте обнаружил таланты музыканта и рисовальщика.
Изучал право в Кёнигсбергском университете, затем двенадцать лет служил судейским чиновником в Германии и Польше.
В 1808 любовь к музыке подвигла Гофмана занять пост театрального капельмейстера в Бамберге, шесть лет спустя он дирижировал оркестром в Дрездене и Лейпциге.
В 1816 вернулся на государственную службу советником Берлинского апелляционного суда, где и прослужил вплоть до смерти, последовавшей 24 июля 1822.
Слайд 14Литературное творчество
Литературой Гофман занялся поздно. Наиболее известные произведения – сборник рассказов «Серапионовы
Литературное творчество
Литературой Гофман занялся поздно. Наиболее известные произведения – сборник рассказов «Серапионовы
Слайд 15«Крошка Цахес»
Одним из интереснейших сатирических произведений Гофмана является «Крошка Цахес». В этой
«Крошка Цахес»
Одним из интереснейших сатирических произведений Гофмана является «Крошка Цахес». В этой
Слайд 16Французская литература
Романтизм Виктора Гюго
Гюго был третьим сыном капитана (позднее генерала) наполеоновской армии.
Французская литература
Романтизм Виктора Гюго
Гюго был третьим сыном капитана (позднее генерала) наполеоновской армии.
ГЮГО (Hugo) Виктор (1802-85), французский писатель-романтик.
Предисловие к драме «Кромвель» (1827) — манифест французских романтиков.
Пьесы «Эрнани» (1829), «Марион Делорм» (1831), «Рюи Блаз» (1838) — воплощение бунтарских идей.
В историческом романе «Собор Парижской богоматери» (1831) сильны антиклерикальные тенденции.
После государственного переворота Луи Наполеона Бонапарта (1851) эмигрировал, выпустил политический памфлет «Наполеон Малый» (1852) и сборник сатирических стихов «Возмездия» (1853).
Романы «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеется» (1869), изображающие жизнь разных слоев французского общества, проникнуты демократическими, гуманистическими идеалами.
Сборники стихов «Восточные мотивы» (1829), «Легенда веков» (т. 1-3, 1859-83); роман о Французской революции «93-й год» (1874).
Слайд 17Творчество писателя
«Собор Парижской богоматери»
Особое место в творчестве Гюго занимает «Собор Парижской Богоматери»
Творчество писателя
«Собор Парижской богоматери»
Особое место в творчестве Гюго занимает «Собор Парижской Богоматери»
Поэтический дар
В этот же период достигает полной зрелости и поэтический дар Гюго. Сборники его лирических стихотворений — «Осенние листья» (1831), «Песни сумерек» (1835), «Внутренние голоса» (1837), «Лучи и тени» (1840) — возникли в значительной мере благодаря личным переживаниям. В это время в жизни Гюго произошли важные события: Сент-Бев влюбился в его жену, а сам он проникся страстью к актрисе Жюльетте Друэ.
Слайд 18Фронтиспис книги «Собор Парижской богоматери»
Фронтиспис книги «Собор Парижской богоматери»
Слайд 19В изгнании.
Писатель - романист
После государственного переворота 2 декабря 1851 писатель скрылся
В изгнании.
Писатель - романист
После государственного переворота 2 декабря 1851 писатель скрылся
В 1862 появился роман под названием «Отверженные». Всемирную известность получили такие персонажи этого прославленного романа, как благородный каторжник Жан Вальжан, осужденный за кражу буханки хлеба, превратившийся в зверя и возродившийся к новой жизни благодаря милосердию доброго епископа; инспектор Жавер, преследующий бывшего преступника и воплощающий собой бездушное правосудие; алчный трактирщик Тенардье и его супруга, истязающие сиротку Козетту; влюбленный в Козетту юный энтузиаст-республиканец Мариус; парижский сорванец Гаврош, героически погибший на баррикадах.
В период своего пребывания на Гернси Гюго опубликовал книгу «Уильям Шекспир» (1864), сборник стихотворений «Песни улиц и лесов» (1865), а также два романа — «Труженики моря» (1866) и «Человек, который смеется» (1869). Первый из них отражает пребывание Гюго на Нормандских островах: главный герой книги, наделенный лучшими чертами национального характера, проявляет необычайную стойкость и упорство в борьбе с океанской стихией.
Во втором романе Гюго обратился к истории Англии в эпоху царствования королевы Анны. В основе сюжета лежит история лорда, в раннем детстве проданного торговцам людьми (компрачикосам), которые превратили его лицо в вечную маску смеха. Он колесит по стране в качестве бродячего актера вместе с приютившим его стариком и слепой красавицей, а когда ему возвращают титул, выступает в палате лордов с пламенной речью в защиту обездоленных под издевательский хохот аристократов. Покинув чуждый ему мир, он решает вернуться к прежней бродячей жизни, но смерть возлюбленной приводит его в отчаяние, и он бросается в море.
Слайд 20Эдгар По
Легенда
Биография По овеяна легендами, нередко созданными им самим: как истинный
Эдгар По
Легенда
Биография По овеяна легендами, нередко созданными им самим: как истинный
Слайд 21Романтик в жизни
Реальность
На самом деле По был сыном странствующих актеров, рано
Романтик в жизни
Реальность
На самом деле По был сыном странствующих актеров, рано
Непоправимая катастрофа
Осенью 1835 По женился на своей несовершеннолетней кузине Вирджинии, ставшей адресатом его самых проникновенных лирических стихотворений. Смерть жены двенадцать лет спустя явилась последней и непоправимой катастрофой жизни По, заполненной выматывающей журнальной работой, которая не помогала выбраться из ожесточенно преследовавших его бедствий, приведших к душевному срыву и ранней гибели. Смерть По вызвала почти нескрываемое ликование врагов писателя.
Слайд 22Главная тема поэзии Эдгара По
Три небольшие поэтические книги По, из которых самая
Главная тема поэзии Эдгара По
Три небольшие поэтические книги По, из которых самая
Слайд 23Фантастический реализм
Выверенность приемов, посредством которых достигается необходимый эффект, хотя при этом сохранено
Фантастический реализм
Выверенность приемов, посредством которых достигается необходимый эффект, хотя при этом сохранено
Слайд 24Представители критического реализма в западноевропейской литературе
Представители критического реализма в западноевропейской литературе
Слайд 25Основоположники
западноевропейского реализма.
Англия. Фредерик Стендаль
Реалистическое направление в литературе XIX в. возглавили великие
Основоположники
западноевропейского реализма.
Англия. Фредерик Стендаль
Реалистическое направление в литературе XIX в. возглавили великие
Фредерик Стендаль (псевдоним Мари Анри Бейля) с армией Наполеона побывал в Италии, Германии и Австрии. В 1812 г. с главными силами французской армии он прошел путь до Москвы.
Реставрация Бурбонов застала Стендаля в Италии, где он написал первые книги об искусстве. Горячая дружба связала писателя с итальянскими карбонариями — членами тайной | революционной организации, существовавшей в Италии в первой трети XIX в. В рассказе «Ванина Ванпни» (1829) перед нами возникает романтически привлекательный образ респуликанца Пьетро Миссприллн, отважного и гордого итальянского патриота.
В 1830 г. Стендаль создал роман «Красное и черное», а в 1839 г. в Париже за два месяца написал роман «Пармская обитель», который принес ему известность.
Слайд 26«Пармская обитель»
Два героя Стендаля вошли в мировую .литературу как олицетворение непокорной, свободолюбивой
«Пармская обитель»
Два героя Стендаля вошли в мировую .литературу как олицетворение непокорной, свободолюбивой
Шестнадцатилетний Фабрицно дель Донго покинул родную Италию, чтобы сражаться в войсках Наполеона. Доверчивый и пылкий, жаждавший героических подвигов, он считал Наполеона освободителем Италии от власти австрийской монархии.Юному герою Стендаля, свидетелю разгрома французской армии при Ватерлоо, суждено было узнать суровую правду войны, расстаться со своими иллюзиями.
Слайд 27Роман «Красное и чёрное»
Жюльен Сорель вступил в самостоятельную жизнь уже после падения
Роман «Красное и чёрное»
Жюльен Сорель вступил в самостоятельную жизнь уже после падения
Брошенный в тюрьму за покушение на жизнь госпожи де Реналь, Жюльен Сорель понял, что его собираются казнить не только за преступление, которое он совершил. «Вы видите перед собой простолюдина, возмутившегося против своего низкого жребия... Вот мое преступление, господа», — заявил он своим судьям.
В образе Жюльена Сореля Стендаль запечатлел наиболее существенные черты характера молодого человека начала XIX в. В его душе борются хорошие и дурные наклонности, карьеризм и революционные идеи, холодный расчет и романтическое чувство.
В романе «Красное и черное» Стендаль со всеми тончайшими оттенками анализирует мысли и поступки человека, его противоречивые порывы. Как художник-психолог, Стендаль открыл новые пути в искусстве XIX в.
Слайд 29Английская литература
Оноре де Бальзак – писатель - реалист
Этан творческой зрелости художника связан
Английская литература
Оноре де Бальзак – писатель - реалист
Этан творческой зрелости художника связан
Годы июльской монархии были временем расцвета творчества Бальзака: с 1833 по 1837 г. были написаны «Евгения Гранде», «Отец Горио», первая часть «Утраченных иллюзий». Действительность предоставляла писателю огромный материал для размышлений, наблюдений и выводов. Современный французский писатель А. Вюрмсер, автор биографической книги о Бальзаке, так характеризует это время:«Это был век золота, возомнивший себя «золотым веком». Началась охота за новыми богатствами; при всяком удобном случае прибирали к рукам богатство соседа» .
Среди тех особенностей времени, которые Бальзак подвергает самому беспощадному разоблачению,— нравственная деградация дворянства, которое окончательно уподобилось по своему моральному облику буржуазии, потеряв в погоне за деньгами не только былую аристократическую честь, но и человеческое достоинство. Личные склонности, как оказалось, не имели силы над Бальзаком-писателем: он явился обличителем дворянского класса как беспристрастный очевидец и неподкупный судья.
Оноре Бальзак родился в 1799 г. и прожил 50 лет — первую половину XIX столетия, бурную, насыщенную событиями в жизни Франции.
Слайд 30«Человеческая комедия»
«Человеческая комедия». Уже в начале творческого пути Бальзак устанавливает связь между
«Человеческая комедия»
«Человеческая комедия». Уже в начале творческого пути Бальзак устанавливает связь между
В 1842 г. у писателя возник замысел соединить в единое огромное полотно все, что уже написано и что будет написано в дальнейшем, с целью воссоздать историческое движение фран цузского общества - от революции 1789 г.до современ- ности. «Мое творение,— говорил Бальзак,— охватит все классы французского общества девятнадцатого века; если через пятьсот лет, через две тысячи лет захотят изучать французское общество времен Империи, Реставрации и гнусного июльского правительства, то археологам и прочим ученым людям достаточно будет заглянуть в мои произведения».
Своему огромному труду автор дал название «Человеческая комедия». Над «Человеческой комедией» Бальзак работал до конца жизни. Она насчитывает 87 произведений, по планам писателя сюда должны были войти еще 56.
Слайд 31Особенности
реализма писателя
Бальзак представил живую историю, воплощенную в различных судьбах, в человеческих
Особенности
реализма писателя
Бальзак представил живую историю, воплощенную в различных судьбах, в человеческих
Важнейшая особенность грандиозного создания Бальзака —множество аспектов изображения реальной действительности, в
которой живет человек его времени.
Яркий образец бальзаковской типизации (и одновременно — бальзаковского разоблачения) — повесть «Гобсек».
Слайд 32«Гобсек»
Образ Гобсека. Создание яркого типичного образа у Бальзака достигается посредством максимального заострения,
«Гобсек»
Образ Гобсека. Создание яркого типичного образа у Бальзака достигается посредством максимального заострения,
В. Гриб, один из лучших исследователей Бальзака, пишет: «В эту освобожденную страсть человек вкладывает всю свою волю, энергию силы, она поглощает его целиком, разрастается до гигантских размеров, становится лихорадкой, болезнью, манией. Оттого всякий яркий тип у Бальзака почти всегда маньяк...» .
Слайд 33Деньги дают ему сознание власти над миром: «... разве могут отказать в
Деньги дают ему сознание власти над миром: «... разве могут отказать в
«Мания» Гобсека мотивирована у писателя всей общественной системой, в которой решающую роль играет капитал. Именно поэтому цель своей жизни Гобсек видит в беспредельном обогащении.
Слайд 34Старый ростовщик строит свою философию, циничную и непоколебимую, на трезвом знании жизни:
Старый ростовщик строит свою философию, циничную и непоколебимую, на трезвом знании жизни:
То, что путь к богатству непременно предполагает жестокость, не смущает его. Сам он не знает пощады к тем, с кем ведет дела. «Иногда его жертвы возмущались, поднимали неистовый крик, потом вдруг наступала мертвая тишина, как в кухне, когда зарежут в ней утку»,— говорит Бальзак.
Слайд 35Не давая точных сведений о прошлом Гобсека, Бальзак тем не менее твердо
Не давая точных сведений о прошлом Гобсека, Бальзак тем не менее твердо
Но классовые черты в Гобсеке достигают огромной выразительности благодаря введению индивидуальных, исключительных черт, заостряющих этот образ, придающих ему весомость типичного явления.
Гобсек живет с глубоким недоверием к людям, в полном одиночестве, не испытывая ни малейшего желания повидаться со своими родственниками, равнодушный даже к их трагедиям.
Слайд 36Весь Париж взволновало убийство женщины, прозванной «прекрасная голландка». Гобсек же только сказал,
Весь Париж взволновало убийство женщины, прозванной «прекрасная голландка». Гобсек же только сказал,
— Это моя внучатая племянница.
Только эти слова и вызвала у него смерть его единственной наследницы, внучки его сестры». И далее: «Он ненавидел своих наследников и даже мысли не допускал, что кто-либо завладеет его состоянием хотя бы после его смерти».
Слайд 37Одержимость золотом сделала существование Гобсека абсурдным. В страхе за свое богатство он
Одержимость золотом сделала существование Гобсека абсурдным. В страхе за свое богатство он
Бальзак дает своему герою значащую фамилию: Гобсек — живоглот. Эта метафора, привлеченная для живого изображения хищного существа, многократно обыгрывается автором на страницах повести: «В этой крупной афере Гобсек был ненасытным удавом»; «...сдается мне, он все это глотает, да только не на пользу себе».
Другая метафора создает перед читателем образ Гобсека как непосредственное воплощение силы денег: он — «человек-вексель», сердце в его груди — «слиток золота».
Слайд 38Изображение аристократии
Изображение дворянства. В период, когда происходит действие повести, французское дворянство уже
Изображение аристократии
Изображение дворянства. В период, когда происходит действие повести, французское дворянство уже
Человеческий идеал этого круга убог и ничтожен. Кумир света — Максим де Трай, «субъект, внушающий и страх и презрение, всезнайка и круглый невежда... бретер, больше испачканный грязью, чем запятнанный кровью». Со злой иронией перечисляет автор его достоинства: «Он неподражаемо носит фрак, неподражаемо правит лошадьми, запряженными цугом. А как Максим играет в карты, как он кушает и пьет! Такого изящества манер в целом мире не увидишь. Он знает толк и в скаковых лошадях, и в модных шляпах, и в картинах. Женщины без ума от него. В год он проматывает тысяч сто, однако не слыхать, чтобы у него было захудалое поместье или хоть какая-нибудь рента. Это образец странствующего рыцаря нашего времени — странствует же он по салонам, будуарам, бульварам нашей столицы...»
Поставив в этой повести буржуа рядом с представителями дворянства, Бальзак сумел блестяще показать не только их взаимный антагонизм, но и их взаимосвязанность, заинтересованность каждой из этих двух сторон в существовании другой.
Слайд 39Положительные образы
Великий реалист не пощадил в своем разоблачении ни один из господствующих
Положительные образы
Великий реалист не пощадил в своем разоблачении ни один из господствующих
Если Гобсек судит дворянство, то Дервиль, юрист, прекрасно знающий все темные закоулки современной жизни, выступает как судья, обличающий уже и Гобсека, когда с негодованием спрашивает: «Да неужели все сводится к деньгам!»
Слайд 40Выводы:
Пример двух бесспорно положительных образов повести представляет важнейшую черту реализма Бальзака, в
Выводы:
Пример двух бесспорно положительных образов повести представляет важнейшую черту реализма Бальзака, в
Слайд 41Английская литература
Чарльз Диккенс
Родился 7 февраля 1812 г, близ Портсмута, затем жил
Английская литература
Чарльз Диккенс
Родился 7 февраля 1812 г, близ Портсмута, затем жил
Родители Чарльза решили что в 11 лет он сам себя сможет прокормить. Он стал работать на крошечной фабрике ваксы – наклеивать этикетки на баночки.То было страшное время. Отца держали в тюрьме, и самолюбие Чарльза очень страдало. Работает в одном помещении с мальчишками, которые не прочли ни одной книги и чья судьба - пребывать в невежестве до конца своих дней.
Веллингтон – Хаус. Первый университет в его жизни
Слайд 42Творчество
Романы Диккенса представляют собой панораму английской жизни эпохи викторианства, уникальную по богатству
Творчество
Романы Диккенса представляют собой панораму английской жизни эпохи викторианства, уникальную по богатству
Цикл «рождественских повестей», созданных в 1843-48 («Колокола», «Сверчок за очагом» и др.), наиболее последовательно воплотил приверженность Диккенса незыблемым ценностям частной жизни — в противовес иллюзорным или эфемерным обретениям, которые приносит погоня за богатством и престижем.
Слайд 43Великий юморист
Английский писатель Честертон говорил, что искусство Диккенса «как жизнь, потому что,
Великий юморист
Английский писатель Честертон говорил, что искусство Диккенса «как жизнь, потому что,
Юмор, побуждающий не только создавать фарсовые сюжетные положения, в которых всего отчетливее проступает истинная человеческая природа персонажей, но и распознать чудесное под уродливым внешним обликом вещей, заставляя ужас и отвращение отступать перед радостью, — важнейший писательский принцип Диккенса, органично выразивший главные свойства его личности и таланта.
Слайд 44Ф.М. Достоевский о Диккенсе
Исключительно высоко ценя Диккенса, Ф. М. Достоевский назвал его
Ф.М. Достоевский о Диккенсе
Исключительно высоко ценя Диккенса, Ф. М. Достоевский назвал его
Открытый же Диккенсом для литературы мир трущоб и нравы их обитателей опоэтизированы писателем. Сочувствуя героям, он приводит действие к благополучному финалу, который вознаграждает их за страдания и унижения, приглушая травмирующие воспоминания юной поры жизни.
Слайд 45Норвегия
Генрик Ибсен
Генрик Иоган Ибсен (20 марта (20 марта 1828 (20 марта 1828,
Норвегия
Генрик Ибсен
Генрик Иоган Ибсен (20 марта (20 марта 1828 (20 марта 1828,
Интересные факты
Сын Генрика Ибсена Сигурд ИбсенСын Генрика Ибсена Сигурд Ибсен был известным политическим деятелемСын Генрика Ибсена Сигурд Ибсен был известным политическим деятелем и журналистомСын Генрика Ибсена Сигурд Ибсен был известным политическим деятелем и журналистом, внук Танкред ИбсенСын Генрика Ибсена Сигурд Ибсен был известным политическим деятелем и журналистом, внук Танкред Ибсен — кинорежиссёром.
В честь Генрика Ибсена назван кратерВ честь Генрика Ибсена назван кратер на Меркурии.
С 2008 года в Норвегии вручается Ибсеновская премия, первым лауреатом стал П. Брук.
Ибсен и Россия
В РоссииВ России Ибсен в начале XX векаВ России Ибсен в начале XX века стал одним из властителей дум интеллигенции; его пьесы шли во многих театрах. Ему посвящали статьи и исследования Иннокентий АнненскийВ России Ибсен в начале XX века стал одним из властителей дум интеллигенции; его пьесы шли во многих театрах. Ему посвящали статьи и исследования Иннокентий Анненский, Андрей БелыйВ России Ибсен в начале XX века стал одним из властителей дум интеллигенции; его пьесы шли во многих театрах. Ему посвящали статьи и исследования Иннокентий Анненский, Андрей Белый, Александр БлокВ России Ибсен в начале XX века стал одним из властителей дум интеллигенции; его пьесы шли во многих театрах. Ему посвящали статьи и исследования Иннокентий Анненский, Андрей Белый, Александр Блок, Зинаида ВенгероваВ России Ибсен в начале XX века стал одним из властителей дум интеллигенции; его пьесы шли во многих театрах. Ему посвящали статьи и исследования Иннокентий Анненский, Андрей Белый, Александр Блок, Зинаида Венгерова, Анатолий ЛуначарскийВ России Ибсен в начале XX века стал одним из властителей дум интеллигенции; его пьесы шли во многих театрах. Ему посвящали статьи и исследования Иннокентий Анненский, Андрей Белый, Александр Блок, Зинаида Венгерова, Анатолий Луначарский, Всеволод МейерхольдВ России Ибсен в начале XX века стал одним из властителей дум интеллигенции; его пьесы шли во многих театрах. Ему посвящали статьи и исследования Иннокентий Анненский, Андрей Белый, Александр Блок, Зинаида Венгерова, Анатолий Луначарский, Всеволод Мейерхольд, Дмитрий МережковскийВ России Ибсен в начале XX века стал одним из властителей дум интеллигенции; его пьесы шли во многих театрах. Ему посвящали статьи и исследования Иннокентий Анненский, Андрей Белый, Александр Блок, Зинаида Венгерова, Анатолий Луначарский, Всеволод Мейерхольд, Дмитрий Мережковский, Николай МинскийВ России Ибсен в начале XX века стал одним из властителей дум интеллигенции; его пьесы шли во многих театрах. Ему посвящали статьи и исследования Иннокентий Анненский, Андрей Белый, Александр Блок, Зинаида Венгерова, Анатолий Луначарский, Всеволод Мейерхольд, Дмитрий Мережковский, Николай Минский. На советской сцене чаще всего ставились «Кукольный дом», «Привидения» и в концертном исполнении «Пер Гюнт» с музыкой Эдварда Грига. В 2006 году массово отмечалось столетие смерти Ибсена.
Слайд 46Пьеса Г.Ибсена
«Кукольный дом»
Самой популярной пьесой Ибсена в России стал «Кукольный дом»
Пьеса Г.Ибсена
«Кукольный дом»
Самой популярной пьесой Ибсена в России стал «Кукольный дом»
«Я была здесь твоей куколкой-женой, как дома была папиной куколкой-дочкой. А дети были уж моими куклами»,- говорит героиня.
Пьеса заканчивается уходом Норы. Однако её не следует воспринимать как социальную, для Ибсена важна общечеловеческая проблематика свободы.
Слайд 47Французский символизм
Артюр Рембо
Жан Николя́ Артю́р Рембо́
(1854(1854—1891(1854—1891) — французский(1854—1891) — французский поэт,
один
Французский символизм
Артюр Рембо
Жан Николя́ Артю́р Рембо́
(1854(1854—1891(1854—1891) — французский(1854—1891) — французский поэт,
один
Артюр Рембо родился 20 октябряАртюр Рембо родился 20 октября 1854 годаАртюр Рембо родился 20 октября 1854 года в Шарлевиле
на северо-востоке Франции на северо-востоке Франции. Его отец, Фредерик Рембо, по профессии военный, служил в Алжире на северо-востоке Франции. Его отец, Фредерик Рембо, по профессии военный, служил в Алжире, мать, Мари-Катрин-Витали Кюиф — из зажиточной крестьянской семьи. Когда мальчику исполнилось четыре года, отец оставил семью, с тех пор мальчика воспитывала мать. Рембо обучался в лицее в Шарлевиле. После публикации первого стихотворения в 1870 году, в возрасте 16 лет Рембо отправился в путешествие по северу Франции и Бельгии.
В возрасте семнадцати лет Рембо знакомится в ПарижеВ возрасте семнадцати лет Рембо знакомится в Париже с поэтом Полем ВерленомВ возрасте семнадцати лет Рембо знакомится в Париже с поэтом Полем Верленом.Некоторое время он живёт в доме Поля ВерленаВ возрасте семнадцати лет Рембо знакомится в Париже с поэтом Полем Верленом.Некоторое время он живёт в доме Поля Верлена. В Париже Рембо участвует в восстании Парижской коммуныВ возрасте семнадцати лет Рембо знакомится в Париже с поэтом Полем Верленом.Некоторое время он живёт в доме Поля Верлена. В Париже Рембо участвует в восстании Парижской коммуны. В 1872В возрасте семнадцати лет Рембо знакомится в Париже с поэтом Полем Верленом.Некоторое время он живёт в доме Поля Верлена. В Париже Рембо участвует в восстании Парижской коммуны. В 1872 Поль Верлен бросает семью и уезжает с Рембо в ЛондонВ возрасте семнадцати лет Рембо знакомится в Париже с поэтом Полем Верленом.Некоторое время он живёт в доме Поля Верлена. В Париже Рембо участвует в восстании Парижской коммуны. В 1872 Поль Верлен бросает семью и уезжает с Рембо в Лондон. После расставания с Верленом Рембо перестаёт писать и путешествует по свету до 1880В возрасте семнадцати лет Рембо знакомится в Париже с поэтом Полем Верленом.Некоторое время он живёт в доме Поля Верлена. В Париже Рембо участвует в восстании Парижской коммуны. В 1872 Поль Верлен бросает семью и уезжает с Рембо в Лондон. После расставания с Верленом Рембо перестаёт писать и путешествует по свету до 1880 года. Затем в АфрикеВ возрасте семнадцати лет Рембо знакомится в Париже с поэтом Полем Верленом.Некоторое время он живёт в доме Поля Верлена. В Париже Рембо участвует в восстании Парижской коммуны. В 1872 Поль Верлен бросает семью и уезжает с Рембо в Лондон. После расставания с Верленом Рембо перестаёт писать и путешествует по свету до 1880 года. Затем в Африке (в основном в ЕгиптеВ возрасте семнадцати лет Рембо знакомится в Париже с поэтом Полем Верленом.Некоторое время он живёт в доме Поля Верлена. В Париже Рембо участвует в восстании Парижской коммуны. В 1872 Поль Верлен бросает семью и уезжает с Рембо в Лондон. После расставания с Верленом Рембо перестаёт писать и путешествует по свету до 1880 года. Затем в Африке (в основном в Египте и ЭфиопииВ возрасте семнадцати лет Рембо знакомится в Париже с поэтом Полем Верленом.Некоторое время он живёт в доме Поля Верлена. В Париже Рембо участвует в восстании Парижской коммуны. В 1872 Поль Верлен бросает семью и уезжает с Рембо в Лондон. После расставания с Верленом Рембо перестаёт писать и путешествует по свету до 1880 года. Затем в Африке (в основном в Египте и Эфиопии), а также в Йемене он занимается торговлей кофе, пряностями, шкурами и оружием.
В феврале 1891В феврале 1891 года Рембо вернулся во Францию, где ему ампутировали ногу из-за раковой опухоли. В госпитале за ним ухаживала сестра, приехавшая из Шарлевиля. Рембо умер в МарселеВ феврале 1891 года Рембо вернулся во Францию, где ему ампутировали ногу из-за раковой опухоли. В госпитале за ним ухаживала сестра, приехавшая из Шарлевиля. Рембо умер в Марселе, в госпитале, 10 ноябряВ феврале 1891 года Рембо вернулся во Францию, где ему ампутировали ногу из-за раковой опухоли. В госпитале за ним ухаживала сестра, приехавшая из Шарлевиля. Рембо умер в Марселе, в госпитале, 10 ноября 1891 года. Похоронен в Шарлевиле.
Слайд 48«Это Шекспир-дитя»
«Пьяный корабль» (1871)
«Одно лето в аду» (1873)
«Озарения» (1874)
«Это Шекспир-дитя»
«Пьяный корабль» (1871)
«Одно лето в аду» (1873)
«Озарения» (1874)
Артюр Рембо - замечательный поэт, которого никуда не денешь, даже не столько из девятнадцатого, породившего его века, сколь из нашего двадцатого, безмерно возвысившего его столетия. В мировой литературе французский поэт Артюр Рембо (1854-1891) - явление уникальное. Гениально одаренный юноша, о котором Виктор Гюго сказал: `Это Шекспир-дитя`, - творил всего три года. Но за это время Артюр Рембо, позднее добровольно обрекший себя на молчание, создал стихи и стихотворения в прозе, что ярким светом озарили поэзию Франции XIX столетия, открыв перед ней горизонты будущего.
Слайд 49Гимн загадочной свободе
В 1908 году несколько молодых писателей и художников, объединенных стремлением
Гимн загадочной свободе
В 1908 году несколько молодых писателей и художников, объединенных стремлением
Коммуна просуществовала недолго, ибо она была, по удачному выражению одного литературоведа, «муравейником, населенным стрекозами». Но опыт ее оказался во многих отношениях весьма поучительным. С благоговением слушают «аббаты» гимн «загадочной свободе, прекрасную песню, которую все знали наизусть как любимую молитву», и были в ней, в частности, такие слова:
Теперь я весь свой груз спустил бы задарма - Фламандское зерно и английские ткани. Пока на берегу шла эта кутерьма, Я плыл, куда несло, забыв о капитане. (Перев. Д. Самойлова)
Странная молитва... Но это не было ни гимном, ни песней, но лишь словами из, быть может, самой удивительной поэмы самого удивительного французского поэта XIX в., Жана-Артура Рембо, поэмы «Пьяный корабль», которая до сих пор будоражит умы и воображение многих поколений читателей и обросла бесчисленным количеством комментариев.
Путь поэта к «Пьяному кораблю» был по времени поразительно кратким, но вобрал в себя столько, сколько другим, пожалуй, не удавалось пройти и за десятилетия. Путь? Собственно говоря, какой путь, если к моменту создания «Пьяного корабля» Рембо было всего 17 лет! И все же... Именно он увидел и с необыкновенной силой выразил нечто, что становилось необходимостью, некую потребность в общественном обновлении и вместе с тем в том, что было для него неотделимо от самой жизни — обновлении поэзии и поэтического языка.
Гении рождаются редко; кто знает, чем руководствуется природа, создавая их и принося в дар человечеству,
Слайд 50Стихи из сборника
«Пьяный корабль»
Мглой комната полна, и осторожно в
Стихи из сборника
«Пьяный корабль»
Мглой комната полна, и осторожно в
Слайд 51 ПЕРВОЕ СВИДАНИЕ
Она была полураздета,
И со двора нескромный вяз
В окно стучался без
ПЕРВОЕ СВИДАНИЕ
Она была полураздета,
И со двора нескромный вяз
В окно стучался без
На стул высокий сев небрежно, Она сплетала пальцы рук, И легкий трепет ножки нежной Я видел вдруг, я видел вдруг.
И видел, как шальной и зыбкий Луч кружит, кружит мотыльком В ее глазах, в ее улыбке, На грудь садится к ней тайком.
Тут на ее лодыжке тонкой Я поцелуй запечатлел, В ответ мне рассмеялась звонко, И смех был резок и несмел.
Пугливо ноги под рубашку Укрылись: “Как это назвать?” И словно за свою промашку Хотела смехом наказать.
Припас другую я уловку!
Губами чуть коснулся глаз;
Назад откинула головку:
“Так, сударь, лучше… Но сейчас
Тебе сказать мне что-то надо…”
Я в грудь ее поцеловал,
И тихий смех мне был наградой,
Добра мне этот смех желал…
Она была полураздета,
И со двора нескромный вяз
В окно стучался без ответа
Вблизи от нас, вблизи от нас.
Перевод Б.Пастернака
Слайд 52 ПЬЯНЫЙ КОРАБЛЬ
(Артур Рембо 1871 год)
Спускался я по рекам безучастным,
Своих матросов позабыв
ПЬЯНЫЙ КОРАБЛЬ (Артур Рембо 1871 год) Спускался я по рекам безучастным, Своих матросов позабыв
Где глядя вверх сквозь волны голубые, Задумчивый утопленник затих. Меняя цвет в непостоянном мире Звучала то яснее, то темней Морская песня, звонкой лиры шире, Сильней любви, и вин хмельных пьяней. Распоротое молниями небо, Водоворот, восходы, мель, закат Я знаю и сейчас, как запах хлеба, Как голубей, что от грозы летят.
Слайд 53Безумною посудиной, покрытой
Ракушками, как лодка дураков,
Вперед, живыми скатами увитый,
Я плыл с эскадрой
Безумною посудиной, покрытой
Ракушками, как лодка дураков,
Вперед, живыми скатами увитый,
Я плыл с эскадрой
Я не рыдал о горестных утратах,
Дней за кормой тянулась полоса.
В июльских догорающих закатах
Пустые исчезали небеса.
Кому нужны архипелаги, мели,
Иль в небесах искрящийся полет
Бессчетных птиц? Иные бы посмели
Доплыть туда, где новый день взойдет?
Скользя по непокорной глади моря
В объятиях воды на белый свет,
мечтал я повстречать, с судьбою споря,
Родной Европы древний парапет.
Я плакал много! Душу рвут рассветы
Я у светил и у морей в плену.
Как вовремя я смог заметить это!
Я влагой вздут, и смерть зовет ко дну.
Я помню пристань с серым камнем
голым
В краю седых громил, что мне знаком.
Там, пущенный мальчишкой невеселым,
Кораблик пляшет майским мотыльком.
Нет, больше сил болтаться и скитаться,
И ваш презренный груз и флаг нести,
И вновь с седыми водами сражаться,
Глаза мозоля баржам по пути.
Я видел солнце низко над волнами,
Что ужасом мистическим цветет,
А волны, как герои в древней драме
Ко мне кидались, разевая рот.
Мне снилась ночь, в зеленый
мрак одета
в глазах рябило от чужих огней,
я заморочен отблесками света
Летел на зов светящихся камней!
Во след луне, во след слепой печали
Срывался к рифам, обращался вспять.
Марии – Девы за кормой ступали,
Которым Океан не обуздать.
Я видел вас, Волшебные Флориды,
Цветные шкуры, алые цветы,
и вожжи радуг, что огнем увиты, -
мир бестревожной райской красоты.
Я остов узнавал Левиафана
В брожении испуганных болот
И в заводях блуждая неустанно
Вновь удивлялся в них смешеньям вод.
Блеск ледников, над зеркалом залива
Мне грезился, был светлый сон глубок
Во тьме тонул, сплетаясь молчаливо
Ужасных змей лоснящийся клубок!
Я детям показал бы превращенья
Морских чудовищ и поющих рыб.
Благословил бег моего теченья
Упрямый ветер средь
недвижных глыб.
Меня томили полюса и земли,
Калейдоскоп, мелькающий вдали.
Тянулся я к цветам, тоске не внемля,
Но так, увы, и не достиг земли.
На тонких мачтах птицы гнезда свили
Я словно остров ими облеплен,
Уже сопротивляясь водной силе
То плыл, то снова погружался в сон.
Как волосы растрепаны канаты
И снова птиц сметает ураган
И ветром паруса мои объяты
И я опять морской водою пьян.
Попыхивая трубкою туманной,
Я продырявил алый свод небес.
На нем давно иной поэт жеманный
Искал бы нескончаемых чудес.
Я далеко бежал от этой дури,
Но сам порою замечал везде
И гусениц ленивицы-лазури
И след личинок солнечных в воде.
Слайд 54Марина Цветаева
«Книги в красном переплёте»
Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный
Марина Цветаева
«Книги в красном переплёте»
Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный
Неизменившие друзья
В потертом, красном пререплете.
Чуть легкий выучен урок,
Бегу тот час же к вам, бывало,
- Уж поздно!- Мама, десять строк!...-
Но, к счастью, мама забывала.
Дрожат на люстрах огоньки...
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана и Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
Темнеет, в воздухе свежо...
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом Индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры...
Кладбище... Вещий крик совы....
Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
Приемыш чопорной вдовы,
Как Диоген, живущий в бочке.
Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком - корона...
Вдруг - нищий! Боже! Он сказал:
"Позвольте, я наследник трона!"
Ушел во тьму, кто в ней возник.
Британии печальны судьбы...
- О, почему средь красных книг
Опять за лампой не уснуть бы?
О золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О золотые имена:
Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!
1908-1910
Слайд 55Автор:
учитель русского языка и литературы
Колпакова М.Ю.
МБОУ г. Мурманска Мурманский международный лицей
2010
Автор: учитель русского языка и литературы Колпакова М.Ю. МБОУ г. Мурманска Мурманский международный лицей 2010