Приемы звукописи в стихотворении А. Блока Девушка пела в церковном хоре

Слайд 2

Анализ стихотворения А. Блока “Девушка пела в церковном хоре”


Стихотворение А. Блока

Анализ стихотворения А. Блока “Девушка пела в церковном хоре” Стихотворение А. Блока
"Девушка пела в церковном хоре" было написано в августе 1905 года, в кровавое время первой русской революции. Стихотворение противопоставляет иллюзии, связанные с верой в счастливое будущее; надежду, подаренную молитвой и весь настоящий ужас, боль, безысходную правду войны.

Слайд 3

Первая часть

Стихотворение построено на антитезе двух композиционных и смысловых частей: в первой

Первая часть Стихотворение построено на антитезе двух композиционных и смысловых частей: в
Александр Блок рисует храм, где в полумраке девушка, прекрасная, как ангел, поёт о всех, кого война заставила уйти в чужие края и забыть радость мирной жизни: корабль символизирует ушедших в море; а молитва - надежду на светлое и радостное будущее; скорбь тех, кто остался в отчаянном и тревожном ожидании. Святость храма, песни и красота девушки дарят иллюзию того, что всё будет хорошо; поющая настолько прекрасна, что кажется, будто в мире не может быть ничего плохого.

Слайд 4

Вторая часть

При чтении стихотворения переживания сменяют друг друга: томление от неизвестности, песня

Вторая часть При чтении стихотворения переживания сменяют друг друга: томление от неизвестности,
– надежда девушки и чувство обреченности, вызванной плачем малыша. В этом плаче нет места иллюзиям; маленький ребёнок символизирует божественную истину, скорбь самого Бога. Плач младенца оставляет ощущение незамутнённой иллюзиями, голой боли и правды. Понимая окружающих мир по – своему, не умея объяснить то, что чувствуют, дети способны предугадывать события. И ребенку дано знание, "что никто не придет назад".

Слайд 5

Звукопись

Стихотворение не имеет определённого размера, смешиваются двусложные и трёхсложные размеры (акцентный,

Звукопись Стихотворение не имеет определённого размера, смешиваются двусложные и трёхсложные размеры (акцентный,
или свободный стих) - чтобы не нарушить ритм, приходится двусложные части читать медленнее, нараспев. В первой части, в сочетании с алитерацией на "л" и "р", на тихие шипящие и тишиной, которая является частью атмосферы храма, акцентный стих вызывает чувство вечности, мелодичной напевности. В последней же части ясно чувствуется алитериция на звонкие согласные, что создаёт ощущение надрывности.

Слайд 6

Анафора

Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях,

Анафора Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю,
ушедших в море, О всех, забывших радость свою

Слайд 7

Аллитерация

Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом

Аллитерация Так пел ее голос, летящий в купол, И луч сиял на
плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.

Слайд 8

Ассонанс

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что

Ассонанс И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все
на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
Имя файла: Приемы-звукописи-в-стихотворении-А.-Блока-Девушка-пела-в-церковном-хоре.pptx
Количество просмотров: 48
Количество скачиваний: 0