Пушкинские традиции в творчестве Сергея Довлатова

Содержание

Слайд 2

ДОВЛАТОВ СЕРГЕЙ ДОНАТОВИЧ (наст. фамилия — Мечик) (1941-1990), родился 3 сентября 1941 в Уфе — прозаик,

ДОВЛАТОВ СЕРГЕЙ ДОНАТОВИЧ (наст. фамилия — Мечик) (1941-1990), родился 3 сентября 1941
журналист, яркий представитель третьей волны русской эмиграции.

Краткая биографическая справка

Слайд 3

Зона (1964-1982)
Невидимая книга (1978)
Компромисс (1981)
Заповедник (1983)
Наши (1983)
Марш одиноких (1985)
Ремесло (1985)
Чемодан (1986)
Иностранка (1986)
Не

Зона (1964-1982) Невидимая книга (1978) Компромисс (1981) Заповедник (1983) Наши (1983) Марш
только Бродский (1988)

Основные произведения Довлатова:

Слайд 4

В основе всех произведений Довлатова — факты и события из биографии писателя.
Стилю

В основе всех произведений Довлатова — факты и события из биографии писателя.
Довлатова присущ лаконизм, внимание к художественной детали, живая разговорная интонация.
В писательской манере Довлатова абсурдное и смешное, трагическое и комическое, ирония и юмор тесно переплетены.

Особенности прозы

Слайд 5

Творчество Сергея Довлатова находится в русле лучших традиций русской литературы 19 –

Творчество Сергея Довлатова находится в русле лучших традиций русской литературы 19 –
20 веков, которую он хорошо знал.
Сам Довлатов мечтал , чтобы о нем говорили как о последователе Пушкина-прозаика. Особенно отчетливо пушкинская тема звучит в повести Довлатова «Заповедник»

Влияние традиций русской классической литературы

Слайд 6

В 1976 – 1977 годах Довлатов работал экскурсоводом в музее-заповеднике Пушкина в

В 1976 – 1977 годах Довлатов работал экскурсоводом в музее-заповеднике Пушкина в
Псковской области. Это и послужило импульсом к созданию произведения.

Повесть «Заповедник»

Сергей Довлатов - экскурсовод

Слайд 7

Борис Алиханов приезжает в пушкинские места, чтобы подработать и обдумать свою дальнейшую

Борис Алиханов приезжает в пушкинские места, чтобы подработать и обдумать свою дальнейшую
жизнь. Он становится экскурсоводом в заповеднике Пушкинские Горы.
«Заповедник» Сергея Довлатова – это своего рода апокриф, текст, который воссоздал неповторимый колорит жизни рядом с музеефицированным «гением места». Как ни странно, но в небольшой по объему повести уместилась почти целая эпоха (называемая ныне «застоем») с ее советским официозом, нелепым культом Пушкина и интеллигентской субкультурой.

Повесть «Заповедник»

Слайд 8

Через все произведение проходит мотив подмены подлинных ценностей фальшивыми. Эта проблема раскрывается

Через все произведение проходит мотив подмены подлинных ценностей фальшивыми. Эта проблема раскрывается
через образ Пушкина, «коллективной собственности, обожаемого возлюбленного, нежно лелеемого детища» работников заповедника. Хотя во всем пространстве царит культ личности поэта, нет его истинного понимания и настоящего знания его творчества.

Жизнь в заповеднике

«Туристы приехали отдыхать… Местком навязал им дешевые путевки. К поэзии эти люди в общем-то равнодушны. .. Им важно ощущение – я здесь был»
«Любовь к Пушкину была здесь самой ходовой валютой»

Слайд 9

Герои Довлатова обладают чертами распространенных в русской литературе типов «странника», «маленького» и

Герои Довлатова обладают чертами распространенных в русской литературе типов «странника», «маленького» и
«лишнего» человека.(Такой тип человека присутствовал и у Пушкина в его «Повестях Белкина», «Евгении Онегине» и т.д.)
В творчестве Довлатова черты маленького и лишнего человека переплетаются, создается новый тип героя: «маленький лишний человек».
По словам Довлатова, это – неординарная творческая личность, чьи способности отвергнуты государством, который не желает идти на компромиссы, не находит себе применения.(становится «лишним») Для него единственная возможность найти средства к существованию – грубая физическая или не требующая творчества работа, нищенское существование «маленького» человека.

Типология героев

Слайд 10

Черты «маленького лишнего» человека мы угадываем в Борисе Алиханове .
Через образ

Черты «маленького лишнего» человека мы угадываем в Борисе Алиханове . Через образ
главного героя автор развивает еще один мотив – мотив отношения к писателю современников и потомков.

Памятник Пушкину в Пушкиных Горах

Слайд 11

Алиханов – Пушкин
Уравнивая в правах Пушкина и Алиханова, Довлатов напоминал о человеческом

Алиханов – Пушкин Уравнивая в правах Пушкина и Алиханова, Довлатов напоминал о
смысле гениальной пушкинской поэзии, подчеркивал трагикомичность ситуации — хранители пушкинского культа глухи к явлению живого таланта. Герою Довлатова близко пушкинское "невмешательство в нравственность", стремление не преодолевать, а осваивать жизнь.

Параллели с Пушкиным

Слайд 12

Пушкин в восприятии Довлатова — «гениальный маленький человек». Пафос пушкинского творчества Довлатов видит

Пушкин в восприятии Довлатова — «гениальный маленький человек». Пафос пушкинского творчества Довлатов
в сочувствии движению жизни в целом: "Не монархист, не заговорщик, не христианин — он был только поэтом, гением, сочувствовал движению жизни в целом. Его литература выше нравственности. Она побеждает нравственность и даже заменяет ее. Его литература сродни молитве, природе…".

Восприятие Пушкина автором

Слайд 13

Довлатовская повесть «вся пронизана пушкинскими аллюзиями, но встречаются они в нарочито неожиданных

Довлатовская повесть «вся пронизана пушкинскими аллюзиями, но встречаются они в нарочито неожиданных
местах»
А. Генис
Аллюзия – стилистическая фигура, намек посредством сходно звучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения.

Аллюзии к пушкинским текстам

Слайд 14

Примеры аллюзий

Примеры аллюзий