Слайд 2Миф и мифологические архетипы
«миф» (mythos) – (1) любой рассказ; (2) рассказ, в
котором действуют боги либо герои.
Herōs:
1. эпический персонаж из героического века (ср. былинный богатырь) либо
2. фигура, являющаяся объектом культа, с более ограниченными потенциями, чем божество.
«Героический век» -- отделенный от настоящего период исторических свершений, который фиксируется в эпической поэзии.
Героические деяния и героическая (мифическая) биография
Слайд 4«Этизация» (Ethisierung) унаследованных мифов
«Этизация» – это введение этических (нравственных) категорий в
трактовку архаических мифов. Понятие введено Вильгельмом Нестле (Wilhelm Nestle).
Ранняя древнегреч. философия (Ксенофан, Гераклит) критикует Гомера за то, что он изображает богов порочными.
У Платона добро и божественное приравниваются.
Пиндар отвергает некоторые унаследованные мифы как недостойные богов.
Слайд 6Замок
Какой тип хронотопа связан с замком?
Слайд 7Идиллия
Какой тип хронотопа связан с идиллией?
Слайд 8Дорога
Какой тип хронотопа связан с дорогой?
Слайд 9Кто это?
И какое отношение он имеет к нашей теме?
Слайд 10Мифопоэтика
Цикличность: события повторяются из года в год, из поколения в поколение и
пр.
Пересечение границ как возможность получения нового знания
Инициация: изменение статуса персонажа
Слайд 13Зигфрид
Опера третьего дня
(спящую девушку зовут Брунгильда)
Слайд 15Смерть в Венеции
Фильм Лукино Висконти (1971)
Густав фон Эшенбах – Дирк Богарт
Тадзио –
Бьорн Андерсен
Слайд 17Эпизод 17 «Итака»
В каком положении?
Слушательница: полулежа на боку, левом, левая рука
под головой, правая нога вытянута по прямой и покоится на левой ноге, согнутой, в позе Матери-Геи, исполнившаяся и возлегшая, груженая семенем. Повествователь: лежа на боку, левом, правая и левая ноги согнуты, большой и указательный пальцы правой руки на переносьи, в позе, которую запечатлел некогда снимок, сделанный Перси Эпджоном, усталое дитя-муж, муже дитя в утробе.