Рождение авторской литературы в позднем Средневековье

Содержание

Слайд 2

Кто такой «автор» [текстов, произведений]?

Автор как историческая личность
Авторство как авторская функция (Мишель

Кто такой «автор» [текстов, произведений]? Автор как историческая личность Авторство как авторская
Фуко, 1969)
А писатель и писательство?

Слайд 3

Какими понятиями об авторстве оперировали в XIII веке?

Auctor (лат. augeo - приращивать,

Какими понятиями об авторстве оперировали в XIII веке? Auctor (лат. augeo -
увеличивать) =>
auctoritas (в римском обществе) - достигший престижа, тот, кому доверяют и повинуются (vs. potestas)
В Риме и средневековье: автор / auctor / auctoritas = авторитет, а не создатель текста, не писатель
То есть:
1) auctor - не обязательно писатель
2) мало auctor'ов = писатели

Слайд 4

Авторство в античности и «средние века»

Водораздел между античной и христианской литературой (VI-XIII

Авторство в античности и «средние века» Водораздел между античной и христианской литературой
вв.)
Античные (в т.ч. Римские авторы-классики): Гомер, Гесиод, Софокл, Аристофан, Вергилий, Менандр, Сенека, Теренций, Плавт, Гораций, Катулл и др.
Какие известные «авторы» жили в «средние века»?

Слайд 5

Кто был «автором» в 10-13 веках?

кто самые известные авторы средних веков? (V-XIII

Кто был «автором» в 10-13 веках? кто самые известные авторы средних веков?
вв.)
Сочинения на латыни (отцы церкви, философы и теологи)
Августин "Исповедь" (4 в); Фома Аквинский (13 в)
На народных языках (vernacular):
Кретьен де Труа (ок. 1135- между 1180 и 1190) - романы о Ланселоте
Вальтер фон Фогельвейде, миннезингер (ок. 1160-ок. 1228)
Мурасаки Сикибу (ок. 973/978- между 1014/1031) – «Повесть о Гэндзи»

Слайд 6

Итальянское «возрождение» конца XIII-XIV веков и институт литературы

Данте Алигьери (1265-1321)
Франческо Петрарка (1304-1374)
Джованни

Итальянское «возрождение» конца XIII-XIV веков и институт литературы Данте Алигьери (1265-1321) Франческо
Боккаччо (1313-1375)

Слайд 7

Данте

Петрарка Боккаччо

Это изображение, автор: Неизвестный автор, лицензия: CC BY-SA

Это изображение, автор: Неизвестный

Данте Петрарка Боккаччо Это изображение, автор: Неизвестный автор, лицензия: CC BY-SA Это
автор, лицензия: CC BY-SA

Это изображение, автор: Неизвестный автор, лицензия: CC BY-SA

Слайд 8

Значение и репутация Данте (1265-1321)

Культовая фигура: от Дж. Боккаччо до «Инферно» Дэна

Значение и репутация Данте (1265-1321) Культовая фигура: от Дж. Боккаччо до «Инферно»
Брауна (2013)
«[Божественная] Комедия» (1308-1321) как самое известное произведение позднего средневековья
NB: понятие «СВ» условно
Почему «Комедия» стала рубежным произведением, символом итальянского «проторенессанса»?
Разгадка – в поэтической форме и сюжете Данте

Слайд 9

Данте как первый «автор» нового типа

С 1370-х годов - культ Данте в

Данте как первый «автор» нового типа С 1370-х годов - культ Данте
Италии, "autore" (Боккаччо и др.)
Почему Данте стоит у истоков модерного понимания авторства?
Как историзировать сам момент приобретения Данте и его «Комедией» огромного авторитета ?
Как ему удалось задать такую перспективу?
Лит.: Ascoli, A.R. Dante and the Making of a Modern Author. Cambridge University Press, 2008.

Слайд 10

Auctor / auctoritas у Данте

117 раз в Дантовском корпусе
Значения:
высшие институциональные власти (Папа,

Auctor / auctoritas у Данте 117 раз в Дантовском корпусе Значения: высшие
император)
классические античные писатели (Аристотель, Вергилий)
поэтическое авторство само по себе
Бог (Auctor) как Творец, Создатель
только 2 раза auctor – о себе как человеке, принадлежащем к когорте сочиняющих тексты ("Пир", "О народном красноречии" - оба лат.)
"Я" как поэт, один из зачинателей поэзии на родном языке (уравнивание с латынью)

Слайд 11

Мог ли Данте рассчитывать на причисление себя к Auctoritas при жизни?

как политик

Мог ли Данте рассчитывать на причисление себя к Auctoritas при жизни? как
[должность приора] - ?
как поэт [на каком языке писал] - ?
Почему Д. с 1370-х стали называть auctor / autore, а Комедию - sacra poema?
Главная причина - в самом тексте «Комедии», в том, как Данте трансформировал средневековую категорию auctoritas

Слайд 12

"Autore" в Комедии: «святая троица»

"Я" в Комедии – кто это?
Данте как

"Autore" в Комедии: «святая троица» "Я" в Комедии – кто это? Данте
реальный человек – «автор», сочиняющий текст в конкретных жизненных обстоятельствах
Данте как повествователь (о себе, совершившем путешествие)
Данте как персонаж
= Базовая модель образа автора в повествованиях от 1 лица (от Данте до современности)
Ср.: роман Боккаччо «Фьяметта» (1343-44)

Слайд 13

«Ад» (первые терцины)

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый

«Ад» (первые терцины) Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном
путь во тьме долины.
Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!
Так горек он, что смерть едва ль не слаще.
Но, благо в нем обретши навсегда,
Скажу про все, что видел в этой чаще.

Слайд 14

Аллегорический сюжет Комедии

Аллегорический сюжет Комедии

Слайд 15

Кто помог: функция Вергилия (Inf. I. 85-87).

Ты мой учитель, мой пример любимый;
Лишь

Кто помог: функция Вергилия (Inf. I. 85-87). Ты мой учитель, мой пример
ты один в наследье мне вручил
Прекрасный слог, везде превозносимый.
Tu se' lo mio maestro e 'l mio autore;
tu se' solo colui da cu' io tolsi
lo bello stilo che m'ha fatto onore.
Что значит такое обращение?

Слайд 16

В чем смысл встречи с Вергилием и другими античными auctor'ами?

Все встречи Д.

В чем смысл встречи с Вергилием и другими античными auctor'ами? Все встречи
с персонажами - не аллегоричны, но описаны «реалистично»
2 «адских» эффекта:
1) персонализация античных авторов;
2) деисторизация самого Данте
Все они + он -- вне времени в потусторонней галерее великих

Слайд 17

От Вергилия - к Стацию [Чистилище]

Кто такой Публий Стаций (1 в. н.э.)?

От Вергилия - к Стацию [Чистилище] Кто такой Публий Стаций (1 в.
– автор эпоса «Фиваида»
после Вергилия ведет до ворот Рая
Вергилий исчезает и "коронует" Данте ("тебя венчаю митрой и венцом")
самостоятельность личности и обретение своего пути
Цель Пути - Любовь (= Бог) вдохновляет на сочинение [Purg. XXIV. 50-52].

Слайд 18

Схема наследования авторства (авторитета)

Вергилий => Стаций => Данте
дохрист. переходный христианский автор

Схема наследования авторства (авторитета) Вергилий => Стаций => Данте дохрист. переходный христианский

(якобы крестился)
Такова история европейского индивидуального авторства

Слайд 19

Символические auctoritas в Paradiso

Данте ждет венка на Парнасе («лауреат»)
Беатриче советует написать Комедию
Бог

Символические auctoritas в Paradiso Данте ждет венка на Парнасе («лауреат») Беатриче советует

Беатриче
Данте – «увенчанный венком»
Папа ---- Император («два солнца»)
Вергилий, Стаций

Слайд 20

Высший Autore

Второй раз autore (Par. XXVI. 25-48) - это Бог -

Высший Autore Второй раз autore (Par. XXVI. 25-48) - это Бог -
Создатель.
Итог восхождения Данте в Эмпирей - в компании 4 евангелистов.
Самоназвание - лишь poeta, poema sacra (Par. 25.1-12) - так говорили о Вергилии и его «Энеиде»
Проекция "Данте - autore" возникает, но не сказано прямо. Почему?

Слайд 21

1) приложимо лишь читателями – постфактум
2) для Данте poeta важно как земное,

1) приложимо лишь читателями – постфактум 2) для Данте poeta важно как земное, человеческое понятие
человеческое понятие