Символизм. Представители символизма

Содержание

Слайд 2

— это художественное течение в литературе, которое характеризуется идеалистическим созиданием мира, акцентированием

— это художественное течение в литературе, которое характеризуется идеалистическим созиданием мира, акцентированием
на индивидуализме и личной свободе, тягой к экспериментальным формам творчества через использование символов, недосказанности и загадочности.

Символизм

Зародился в 60 – 70-е гг. XIX века во Франции

В России получил распространение в 80 – 90-е гг. XIX века

Слайд 3

Представители символизма

Д. Мережковский

З. Гиппиус

Н. Минский

Петербургское крыло

Представители символизма Д. Мережковский З. Гиппиус Н. Минский Петербургское крыло

Слайд 4

К. Бальмонт

В. Брюсов

Ф. Сологуб

Московское крыло

К. Бальмонт В. Брюсов Ф. Сологуб Московское крыло

Слайд 5

В. Иванов

И. Анненский

А. Белый

Младосимволисты

В. Иванов И. Анненский А. Белый Младосимволисты

Слайд 6

А. Блок

Поэт наиболее ярко выразил идеи младосимволистов.
У писателя много стихов, явно

А. Блок Поэт наиболее ярко выразил идеи младосимволистов. У писателя много стихов,
ориентированных на идеи
В. Соловьёва, особенно касающиеся темы Вечной Женственности.
А. Блок считал В. Соловьёва своим учителем.

Слайд 7

«Незнакомка»

Стихотворение «Незнакомка» было написано Александром Блоков в 1906 г. Оно занимает особое

«Незнакомка» Стихотворение «Незнакомка» было написано Александром Блоков в 1906 г. Оно занимает
место
в творчестве Блока. В нем отражены искренние ощущения и размышления автора в период
острого душевного и жизненного кризиса после измены жены.
Он утратил цель и смысл своего существования. Однако, была сделана попытка найти выход из этой губительной ситуации.

Слайд 8

Символисты считали, что сущность мира
не может быть познана с помощью рационалистических

Символисты считали, что сущность мира не может быть познана с помощью рационалистических
способов, а доступна лишь интуиции, на иррациональной основе,
которая развивается благодаря намеку, озарению.

Отношение к реальности,
окружающему миру

Слайд 9

Отношение к культуре, традициям

Место русского символизма в истории мировой и отечественной культуры

Отношение к культуре, традициям Место русского символизма в истории мировой и отечественной
во многом обусловлено тенденцией, последовательно заявившей о себе
в «Серебряном веке» — выработать «целостный стиль культуры» во имя свобода творчества, связывающий воедино философию, религию, искусство и понимаемую весьма широко «общественность» (научную и художественную, философскую и религиозную) — как деятельность
по преимуществу культурную, а не социальную.

Слайд 10

Предназначение поэта

Цель творчества – прекрасное, красота; искусство по самой своей сути бесцельно. 

Поэт

Предназначение поэта Цель творчества – прекрасное, красота; искусство по самой своей сути
– «ясновидец», и его миссия –
не рассказывать житейские
истории и не описывать страсти,
а указывать на таинственные связи между явлениями мира и тем самым как бы воссоздавать его, реконструировать в гармонической цельности.

Г.Чулков, Ф.Сологуб и А.Блок
С.-Петербург, осень 1908

Слайд 11

Особенности формы, художественных средств

идея о двух мирах (реальном и потустороннем)
отражение действительности в

Особенности формы, художественных средств идея о двух мирах (реальном и потустороннем) отражение
символах
особый взгляд на интуицию как посредника в постижении и изображении мира
разработка звукописи как особого поэтического приема
мистическое постижение мира
поэтика многоплановости содержания (иносказание, намеки)
религиозные искания («свободное религиозное чувство»)
отрицание реализма

Слайд 12

Поэзия символистов ориентировалась на музыку. Отсюда и аллитерации, музыкальность. Стремление передать именно

Поэзия символистов ориентировалась на музыку. Отсюда и аллитерации, музыкальность. Стремление передать именно
звуковую стихию было
на первом месте, значение не играло большой роли.

Близкий род (вид) искусства

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.

Например, отрывок из стихотворения «Челн томленья» К.Д.Бальмонта

К.Д.Бальмонт

Слайд 13

Символизм в других видах искусства

Символизм в других видах искусства

Слайд 14

Основоположником символизма
в русской живописи является
М. Врубель. Напряженная, яркая, какая-то почти

Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. Напряженная, яркая, какая-то почти
мозаичная живопись Врубеля монументальна, эпична, исполнена острым трагическим противоречием между реальностью и фантазией художника.

Живопись

Слайд 15

«Жемчужина»
1904 год

«Демон»
1890 год

«Жемчужина» 1904 год «Демон» 1890 год

Слайд 16

К символизму также относят творчество художников
А. Бенуа, Л. Бакстa,
М. Добужинского,

К символизму также относят творчество художников А. Бенуа, Л. Бакстa, М. Добужинского,

В. Борисова-Мусатова и др.
Но всегда следует помнить,
что каждый представитель символистского течения имел свой путь к нему, поэтому творчество всех символистов невозможно объединить
какой-то одной характерной чертой.

В. Борисов-Мусатов
«Призраки» (1903)

Слайд 17

Музыка

Александр Николаевич Скрябин - русский композитор и пианист.
В его творчестве воплощены

Музыка Александр Николаевич Скрябин - русский композитор и пианист. В его творчестве
идеи экстатической устремленности
к неведомым «космическим» сферам, идея преобразующей силы искусства. Музыке присущи напряженность тонуса, диапазон образов от
одухотворенно-идеальных,
утонченных до
экспрессивно-героических.

Слайд 18

Игорь Федорович Стравинский
 (1882-1971 гг.)

Сергей Сергеевич Прокофьев 
(1981-1953 гг.)

Игорь Федорович Стравинский (1882-1971 гг.) Сергей Сергеевич Прокофьев (1981-1953 гг.)

Слайд 19

Архитектура

Белгородский аэропорт

Белгородская государственная
филармония

Архитектура Белгородский аэропорт Белгородская государственная филармония