Сентиментализм. Н. М. Карамзин Бедная Лиза

Содержание

Слайд 2

Сентиментализм

Художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX

Сентиментализм Художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала
веков.
От англ. SENTIMENTAL – чувствительный.
«Изящное изображение основного и повседневного» (П.А.Вяземский)

Слайд 3

Работа с полотном

Ф. Рокотов
«Портрет Екатерины II»

В. Боровиковский «Екатерина II»

Работа с полотном Ф. Рокотов «Портрет Екатерины II» В. Боровиковский «Екатерина II»

Слайд 4

Сравнительная таблица

Сравнительная таблица

Слайд 5

Н.М.Карамзин

Военная служба

Смерть отца
Отставка
Симбирск

Увлечение масонством
Занятие литературой
Изучение истории

Симбирская губерния
Родовитая, но небогатая
дворянская семья

Светское образование
Знание

Н.М.Карамзин Военная служба Смерть отца Отставка Симбирск Увлечение масонством Занятие литературой Изучение
иностранных
языков

Путешествие
по Европе

Слайд 6

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПОВЕСТИ

Повесть «Бедная Лиза» написана в 1792 году. В 1796 году повесть

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПОВЕСТИ Повесть «Бедная Лиза» написана в 1792 году. В 1796
вышла отдельной книгой.
Повесть «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини.

Слайд 7

Эпигонство (от древнегреческого – «родившееся после») - нетворческое следование традиционным образам и

Эпигонство (от древнегреческого – «родившееся после») - нетворческое следование традиционным образам и
назойливое повторение и варьирование известных литературных тем, сюжетов, мотивов, в частности — подражание писателям.

Эпигонство

Слайд 8



«Может быть, никто из живущих в Москве не знает так

«Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей
хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам»

Заочная экскурсия
по окрестностям Москвы

Слайд 9

«Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические

«Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические
башни Си…нова монастыря».

Симонов монастырь

Слайд 10

«На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада:

«На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада:
там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные».

Москва-река

Слайд 11

«…подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь».

Данилов монастырь

«…подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь». Данилов монастырь

Слайд 12

«…ещё далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьёвы горы».

Воробьёвы горы

«…ещё далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьёвы горы». Воробьёвы горы

Слайд 13

«… вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».

Село Коломенское

«… вдали село Коломенское с высоким дворцом своим». Село Коломенское

Слайд 14

Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство психологической характеристики

Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство психологической характеристики
героя, «зеркало души». Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства.

Роль пейзажа в повести

Слайд 15

Рассказчик является полноценным героем повести.
Посредник между читателем и жизнью героев,

Рассказчик является полноценным героем повести. Посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной
воплощенной его словом.
Рассказчик задаёт эмоциональный тон повести своим переживанием за судьбы героев, его эмоции передаются читателю.

Образ повествователя в повести

Слайд 16

«Золушка»

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

«Барышня-крестьянка»

Шарль Перро

А.С.Пушкин

Ермолай-Еразм

«Золушка» «Повесть о Петре и Февронии Муромских» «Барышня-крестьянка» Шарль Перро А.С.Пушкин Ермолай-Еразм

Тема любви и
социального неравенства

Слайд 17

бедная

Социальное положение
небогатая, живущая в бедности

Отношение автора
несчастная, горемычная, её жалко

Социальный

бедная Социальное положение небогатая, живущая в бедности Отношение автора несчастная, горемычная, её жалко Социальный статус героини
статус героини

Слайд 18

Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры.

Сопоставление героев

Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры. Сопоставление героев

Слайд 19

Художник Кипренский
«Бедная Лиза»

В день своей первой встречи с Эрастом она появляется

Художник Кипренский «Бедная Лиза» В день своей первой встречи с Эрастом она
в Москве с ландышами в руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она поит его молоком, наливая его из «чистой кринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан, вытертый белым полотенцем; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза, «…смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе».

Мотив белизны, чистоты и свежести

Слайд 20

ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА

«…. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек,

ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА «…. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый
приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», - отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»

Слайд 21

При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши

При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль
рубль вместо пяти копеек; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены»; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег»; в армии он «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение», из-за чего вынужден жениться на «пожилой богатой вдове».

Мотив денег

Слайд 22

Герои повести

Эраст

Лиза

автор

мать Лизы

богатая вдова

подружка Анюта

Герои повести Эраст Лиза автор мать Лизы богатая вдова подружка Анюта

Слайд 23

Лиза

трудолюбивая

кормилица

Божеская милость

отрада старости

милая

любезная

нежная

Лиза трудолюбивая кормилица Божеская милость отрада старости милая любезная нежная

Слайд 24

Лиза

любила матушку

трудолюбивая

самоотверженная

робкая

чистая

услужливая

радостная душа

прелестная

Лиза любила матушку трудолюбивая самоотверженная робкая чистая услужливая радостная душа прелестная

Слайд 25

«Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил её — она упала —

«Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил её — она упала —
стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся — далее — далее — и, наконец, скрылся, — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти».

Сцена расставания героев

Слайд 26

Причины самоубийства Лизы

Потеря смысла жизни

Измена Эраста

Легкомыслие Эраста

Любовь к Эрасту

Обманутое доверие

Причины самоубийства Лизы Потеря смысла жизни Измена Эраста Легкомыслие Эраста Любовь к Эрасту Обманутое доверие

Слайд 27

«…ТЕПЕРЬ, МОЖЕТ БЫТЬ, ОНИ УЖЕ ПРИМИРИЛИСЬ!»

«…ТЕПЕРЬ, МОЖЕТ БЫТЬ, ОНИ УЖЕ ПРИМИРИЛИСЬ!»

Слайд 28

Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось

Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием
препятствием их счастью?
Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют»?
Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю?
Как проявляются в повести черты сентиментализма?
Какие ее эпизоды показались вам особенно трогательными?
В чем смысл заглавия?
Какие, на ваш взгляд, чувства воспитывает в читателях повесть Карамзина?
Могут ли извлечь из нее современные молодые люди нравственные уроки? Если да, то какие?

Итоги

Имя файла: Сентиментализм.-Н.-М.-Карамзин-Бедная-Лиза.pptx
Количество просмотров: 46
Количество скачиваний: 0