Слайд 2 Изо всего, сказанного о пространственной символике и – особенно – о символике

границы, уже очевидно, сколь существенно для любой мифологии, религии, для фольклора и литературы (но и для символизированных форм поведения в жизни) всякое пересечение символических границ. Оно всегда предполагает контакт между разными мирами и временными зонами.
Контакт для символического мировосприятия одновременно и необходим, и рискован, и запрещен. Он – и норма, и отклонение от нормы, эксцесс.
Слайд 3 Норма – потому, что вне символического контакта немыслим никакой обмен ценностями, духовными

(высшее знание, откровения), материальными (дары, а позже торговля), социально-административными (указ, договор, решение суда), брачными (ухаживание, сватовство, брак), хозяйственными (трудовые контакты между людьми и природой).
Эксцесс – ибо контакт заведомо требует выхода за границы самого себя: своего – уже имеющегося - духовного состояния, социального положения, уровня знаний, семейного статуса, местопребывания – в конечном счете – своего места в символическом «образе мира».
Слайд 4 Или же контакт подразумевает вхождение (вторжение) «чужого» мира в самого человека и

его привычное, освоенное «свое» время и пространство.
Итак, контакт выводит человека из традиционного , регламентированного «мира нормы» в рискованный, но и многообещающий «мир эксцесса»: мир новых возможностей, но и опасностей.
Если брать ситуацию контакта широко, то для человека не только любая встреча в жизни, но и всякая перемена в жизни есть контакт. Без пересечения границ ничего не происходит: «свое » пространство и время остаются статичными.
Слайд 5Разница только в том, как осуществляется это пересечение. Первая оппозиция центробежность/центростремительность контакта.

Иначе говоря, это различие между контактом-уходом («в чужой мир») и контактом-приходом («чужого» мира в «свой»). Вторая оппозиция: желательность/нежелательность. Контакт может искаться самим героем или быть навязан ему. Третья оппозиция: благотворность/вредоносность. Она разграничивает «плохие» и «хорошие» контакты. Четвертая оппозиция: правильность/неправильность. Легко уразуметь, например, что «правильный» контакт с «хорошим» иномирием идет по приметам и законам, прямо противоположным примета и законам «правильного» же контакта, но с «плохим» иномирием – антимиром зла и порчи.
Слайд 6Художественный жанр (от фр. genre — род) — совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Жанры сформированы наборами условий; многие произведения используют несколько жанров посредством заимствования и объединения этих условий. Возможные определения понятия иногда ограничены искусством и культурой, особенно литературой, подлинная история использования данного понятия наблюдается также и в риторике. В исследованиях жанра понятие не сравнивается с исходным значением. Скорее, все существующие произведения отражают определённые условия, участвуя при этом в создании определения понятия жанра.
