Чарлз Айвз

Содержание

Слайд 2

Цели и задачи

-биография Ч. Айвза
-изучить вокальное творчество
-песни разных периодов
-новаторство в американской музыке
-характеристика

Цели и задачи -биография Ч. Айвза -изучить вокальное творчество -песни разных периодов
творчества

Слайд 3

Чарлз Эдвард Айвз (1874-1954)
Самый удивительный композитор ХХ
Страстно любил диссонансы и опробовал

Чарлз Эдвард Айвз (1874-1954) Самый удивительный композитор ХХ Страстно любил диссонансы и
в своём творчестве массу новых выразительных средств (додекафонию, полиритмию, политональность, четвертитоновое письмо, звуковые кластеры, целотоновые последовательности, алеаторику)
В наследии Айвза представлены многие жанры – вокально-хоровые, симфонические, камерные.
Типичная примета его стиля – частое цитирование мелодий церковных и гражданских гимнов, духовых песен, которые Айвз считал подлинным голосом своего народа.

Слайд 4

Факты из биографии:

Айвз родился 20 октября 1874 в Данбери (шт. Коннектикут) в

Факты из биографии: Айвз родился 20 октября 1874 в Данбери (шт. Коннектикут)
семье капельмейстера городского оркестра. Джордж Айвз имел здоровый взгляд на диссонанс, и это определило художественное развитие его сына
Начал писать музыку в 90-х годах ХIХ века и продолжал это занятие до первой мировой войны
Учился в Йельском университете, где занимался музыкой под руководством Х.Паркера и играл на органе в церкви. После окончания университета в 1898 Айвз отправился в Нью-Йорк
До начала 1940-х годов его сочинения редко исполнялись и практически не были известны.

Слайд 5


Известность Айвза пришла к нему, когда он уже много лет не

Известность Айвза пришла к нему, когда он уже много лет не сочинял
сочинял музыки и, тяжело больной, прервал связи с внешним миром.
Айвз был новатором и экспериментатором, он на много лет предвосхитил многие формы и методы организации музыкальной материи
Результатом многолетнего перенапряжения стала болезнь сердца (первый приступ относится к 1918г.), и Айвзу пришлось оставить музыку.
На творчество Айвза сильно повлияла народная музыка, которую он слушал в своем сельском провинциальном детстве — народные песни, духовные и религиозные гимны. Уникальный музыкальный стиль Айвза соединяет в себе элементы фольклора, традиционной бытовой музыки со сложной, острой, диссонансной атональной и политональной гармонией, приёмами звукоизобразительности.

Слайд 6

Музыка делится на три периода:

Музыка делится на три периода:

Слайд 7

Вокальное творчество раннего периода:

March in G and D (``Here`s To Good Old

Вокальное творчество раннего периода: March in G and D (``Here`s To Good
Yale``) 
My Native Land, 1895
The Celestial Country (1899)
Romanzo (di Central Park), 1900 
The Celestial Country (1899) 
A Night Song`, 1895
Allegro`, 1900 
Evidence`, 1898 
In the Alley`, 1896
Slow March`, 1887-88
Songs my mother taught me`, 1895 
The Circus band`, 1894
The South Wind`, 1899 
Тhe World`s Wanderers`, 1895 

Слайд 8

Вокальное творчество среднего периода

Сentral Park in the Dark (1906,1909)
Three Places in New

Вокальное творчество среднего периода Сentral Park in the Dark (1906,1909) Three Places
England (1908, 1914)
Ilmenau`, 1901-02
Mists`, 1910  `The Children`s Hour`, 1901
The Light that is Felt`, 1904
Those eveing bells`, 1903

Слайд 9

Вокальное творчество зрелого периода

`At the River`, 1916 
`Down East`, 1919
`Evening`, 1921
On the Counter`,

Вокальное творчество зрелого периода `At the River`, 1916 `Down East`, 1919 `Evening`,
1920
`Premonitions`, 1921
`The Last Reader`, 1921
`The See`r`, 1920
They are there`, 1917 
To Edith`, 1919
`Two Little Flowers`, 1921
Watchman!`, 1913 

Слайд 10


Среди первых сочинений композитора мы находим песни – простые, незатейливые.
Одни он

Среди первых сочинений композитора мы находим песни – простые, незатейливые. Одни он
писал на слова известных поэтов, другие на собственные тексты.
Любовь к этому жанру Айвз сохранил на протяжении всего периода творчества
Им было написано более двухсот песен, но сохранилось около ста пятидесяти.
В 1922 году Айвз на собственные средства издал сборник «114 песен для голоса и фортепиано», в который вошли сочинения разных лет, начиная с 1888
Материал для песен Айвз брал отовсюду, объединяя самые разнородные элементы повседневности. В его вокальном творчестве можно обнаружить истоки музыки из военных маршей, религиозных гимнов, сентиментальных романсов, баллад, уличных песен, вся музыкальная традиция прошлого

Слайд 11

Свои первые песни Айвз написал еще в четырнадцатилетнем возрасте.
 Одна из них

Свои первые песни Айвз написал еще в четырнадцатилетнем возрасте. Одна из них
– «Медленный марш» – вошла в сборник «114 песен». Этот «опус» юный Айвз написал по случаю смерти любимой кошки. Сборник «114 песен» является одним из самых известных и самых исполняемых сборников Айвза.
Другой опус – «Цирковой оркестр» (The Circus Band) – вначале был задуман как фортепианная пьеса, которую композитор позже переделал в песню. В окончательном варианте он аранжировал ее для голоса в сопровождении смешанного хора и камерного оркестра. 
Песни Айвз писал на протяжении всего своего творческого пути. Некоторые из них были откликом на актуальные события времени. Таковы, например, песни «Том уплывает вдаль» (Tom Sails Away) и «На полях Фландрии» (In Flanders Fields), в которых музыкант выразил свое негативное отношение к войне. Первая была написана по случаю отправки американских войск в Европу в 1917 году. Она построена по принципу контраста: после зыбкого по колориту, пасторального вступления звучит мотив из спиричуэла «Глубокая река». Но вскоре вторгается мрачная реальность – Том отплывает в Европу на войну.

Слайд 12

Творчество Айвза

Творчество Айвза сильно переплетается с американской культурой. Виден особый подход композитора к

Творчество Айвза Творчество Айвза сильно переплетается с американской культурой. Виден особый подход
музыкальному искусству.
Искусство становится для него метафорой сверхреального. Это диктует необходимость существенно расширить его рамки с помощью внемузыкальных компонентов. Одним из существенных компонентов творчества Айвза становится слово, т.к. именно оно наиболее точно выражает идею.
Спектр взаимодействия музыки и слова необычайно широк: слово может иметь характер комментария, пояснения, намека, символа, дополнения к музыкальному произведению, оно может звучать или быть записанным.
Вполне естественным представляется тяготение Айвза к тем жанрам, которые относятся к области взаимодействующей музыки.
Важным фактором отражения истины в музыке Айвза становятся концепции его произведений, связанные, как правило, с глобальными проблемами смысла жизни. 

Слайд 13

Список литературы

Монографии:
Ивашкин А. Чарльз Айвз и музыка ХХ века. –

Список литературы Монографии: Ивашкин А. Чарльз Айвз и музыка ХХ века. –
М.: Музыка, 1991. 
Павлишин С. Чарлз Айвз. – М.: 1979. c.
Айвз Ч. Послесловие к «114 песням» // Музыкальная жизнь, 1981. №14
История американской литературы. Под ред. Самохвалова. 4.1. М., 1971
Рахманова М. Чарльз Айве // Сов.музыка, 1971. №6
Электронный ресурс:
Зенкин К., Чарлз Айвз,  02.01.2011
http://www.belcanto.ru/ives.html
Приданова Е. В., Творчество Чарльза Айвза в парадигме американского трансцендентализма, 2005
http://www.dissercat.com/
Смирнов С.С., Чарльз Айвз ”Вопрос оставшийся без ответа”, 11.05.2008
http://opusmusic.ru/masters/aivz/