Sistema_obrazov_komedii_Gore_ot_uma

Содержание

Слайд 2

Повторение:

Какие роды литературы вы знаете?
Эпос, лирика и драма
Что такое драма?
Это род литературы,

Повторение: Какие роды литературы вы знаете? Эпос, лирика и драма Что такое
отражающий жизнь в действиях, поступках, литературное произведение, написанное в форме разговора действующих лиц.
Какие виды (жанры) драмы вы знаете?
Комедия, драма, трагедия
Из каких частей состоит драматическое произведение?
Действия (акты), сцены (явления)
Что такое авторские ремарки?
Это авторские замечания, набранные курсивом или заключённые в скобки, в которых автор говорит о времени и месте действия, даёт пояснения о мимике и жестах персонажа

Слайд 3

Повторение:

Что называется комедией?
Это вид драмы, в основе которого осмеяние общественных и человеческих

Повторение: Что называется комедией? Это вид драмы, в основе которого осмеяние общественных
несовершенств.
В основе драмы лежит конфликт. Конфликт – противоречие между характерами, или характерами и обстоятельствами, или заключённое внутри характера
Что такое сюжет?
Сюжет – это цепь событий, изображённая в литературном произведении

Слайд 4

Герои классицистической комедии
Герой или героиня
Счастливый любовник
Несчастливый любовник
Обманутый отец
субретка
резонёр

Комедия «Горе от ума» написана

Герои классицистической комедии Герой или героиня Счастливый любовник Несчастливый любовник Обманутый отец
в 1823 году, поэтому она обладает чертами классицизма – ещё существовавшего в ту пору направления в литературе. Хотя уже главенствовал в литературе романтизм и зарождался реализм. Вспомним амплуа героев классицистической комедии

Слайд 5

Герои делятся в комедии Грибоедова делятся
Главных
Второстепенных
Внесценические
Герои-пародии
Герои-маски, эпизодические герои

Герои, необходимые для связи
Сценического действия

Герои делятся в комедии Грибоедова делятся Главных Второстепенных Внесценические Герои-пародии Герои-маски, эпизодические

Слайд 6

Кто является главными героями комедии?

Софья
Чацкий
Молчалин
Фамусов

Сюжет комедии строится на их взаимоотношениях. Взаимодействие этих

Кто является главными героями комедии? Софья Чацкий Молчалин Фамусов Сюжет комедии строится
персонажей друг с другом и движет ход пьесы.

Слайд 7

Кто является второстепенными героями?

Лиза
Скалозуб
Хлёстова
Горичи

Они тоже участвуют в развитии действия, но прямого отношения

Кто является второстепенными героями? Лиза Скалозуб Хлёстова Горичи Они тоже участвуют в
к сюжету не имеют.

Слайд 8

Персонаж-пародия

Репетилов — от слова «повторять». Это пародийный двойник Чацкого.

Персонаж-пародия Репетилов — от слова «повторять». Это пародийный двойник Чацкого.

Слайд 9

Герои, необходимые для связи сценического действия

В III действии, в момент появления выдумки, у

Герои, необходимые для связи сценического действия В III действии, в момент появления
Софьи являются безымянные господа N и D. Оба действующих лица замечательны тем, что ничем от всех остальных не отличаются. Однако отдельные их личные черты напоминают отдельные социальные портреты общества.
Какую роль они играют в действии комедии?

Кто эти герои?

Слайд 10

Внесценические персонажи

те, чьи имена называются, но сами герои на сцене не появляются

Внесценические персонажи те, чьи имена называются, но сами герои на сцене не
и участия в действии не принимают.
Кто является внесценическими персонажами?

Максим Петрович
Марья Алексевна
Брат Скалозуба
Племянник княгини Тугоуховской, князь Фёдор
Фома Фомич
Дуэлист, который «шумит» в Английском клубе. Его прототипом был Фёдор Толстой Американец

Слайд 11

Герои-маски

Образы героев-масок максимально обобщены. Автору не интересна их психология, они занимают его

Герои-маски Образы героев-масок максимально обобщены. Автору не интересна их психология, они занимают
лишь как важные «приметы времени» или как вечные человеческие типы. Их роль особая, ибо они создают социально-политический фон для развития сюжета, подчеркивают и разъясняют что-то в главных героях.

Кто они? Назовите их.
Шесть княжон Тугоуховских. Автора не интересует личность каждой из них, они важны в комедии лишь как социальный тип московской барышни.
Тугоуховские
Хрюмины, графиня-бабушка и графиня-внучка

Слайд 12

Говорящие имена

Фамусов – известный, от слова «молва». Кроме того, он боится молвы.

Говорящие имена Фамусов – известный, от слова «молва». Кроме того, он боится
«Что скажет княгиня Марья Алексевна?»
Софья – мудрая
Чацкий – Чадский – Чаадаев –прямая аналогия с передовым человеком времён Грибоедова. Чадский — тот, кто находится в чаду (неадекватно расценивает ситуацию).

Репетилов – повторяет
Хлёстова – от «хлестать», всех готова отхлестать словом
Тугоуховские – туги на ухо, то есть глухи как в прямом смысле, так и в переносном.

Слайд 13

Образы-портреты, типы

Грибоедов указывает, что в «Горе от ума» «характеры портретны»: «И я,

Образы-портреты, типы Грибоедов указывает, что в «Горе от ума» «характеры портретны»: «И
коли не имею таланта Мольера, то, по крайней мере, чистосердечнее его; портреты и только портреты входят в состав комедии и трагедии...». Портреты становились типами.
В портретах «есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на всех своих двуногих собратий. Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь».
История прототипов в русской литературе началась с «Горя от ума».

Слайд 14

Прототипы

в художественных образах поэта не было простого копирования с определенных лиц, хотя

Прототипы в художественных образах поэта не было простого копирования с определенных лиц,
яркая типичность его героев невольно вызывала в современниках догадки об их оригиналах.

«...Грибоедов писал "Горе от ума" почти при мне, но крайней мере мне первому читал каждое отдельное явление непосредственно после того, как оно было написано, знаю, что поэт никогда не был намерен писать подобные портреты: его прекрасная душа была выше таких мелочей» (Кюхельбекер)

Слайд 15

Фамусов

Прототипом Фамусова (от лат.: fama — молва) называли дядю Грибоедова, Алексея Федоровича.

Фамусов Прототипом Фамусова (от лат.: fama — молва) называли дядю Грибоедова, Алексея

«Дядя мой принадлежит к той эпохе. Он как лев дрался с турками при Суворове, потом пресмыкался в передних всех случайных людей в Петербурге, в отставке жил сплетнями. Образец его нравоучений: "я, брат!"».
А. Ф. ГрибоедоваА. Ф. Грибоедова же напоминают слова Чацкого: «Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен, для замыслов каких-то непонятных, дитей возили на поклон». Сохранился рассказ С. Н. Бегичева, что именно так поступал с юношей-Грибоедовым его дядя. Широкое гостеприимство Фамусова также напоминает Грибоедова-дядю

Слайд 16

Софья

По связи с А. Ф. Грибоедовым, предполагаемым прототипом Фамусова, в его же

Софья По связи с А. Ф. Грибоедовым, предполагаемым прототипом Фамусова, в его
семье искали прототип Софьи. Возможно, некоторые черты Софьи Павловны Фамусовой напоминают одну из двух дочерей А. Ф. Грибоедова, Софью Алексеевну, вышедшую замуж за С. А. Римского-Корсакова, но автор «Горя от ума» был так тесно связан с семьей своего дяди, так дружен со своими двоюродными сестрами, что никогда не решился бы подобные обстоятельства сделать мотивом сценической интриги.

Слайд 17

Молчалин

Догадок о прототипе Молчалина современниками высказано много. В. В. Каллаш сообщил, что

Молчалин Догадок о прототипе Молчалина современниками высказано много. В. В. Каллаш сообщил,
на полях одной старинной рукописи «Горя от ума» им был назван некто Полуденский, секретарь почетного опекуна Лунина. Кроме этого свидетельства мы располагаем еще только одним глухим указанием А. Н. Веселовского: «Молчалин срисован с одного усердного посетителя всех знатных прихожих, умершего уже давно в сане почетного опекуна».

Слайд 18

Чацкий

Лицом, на которое указывали как на прототип Чацкого, был П. Я. Чаадаев,

Чацкий Лицом, на которое указывали как на прототип Чацкого, был П. Я.
был П. Я. Чаадаев. Пушкин, был П. Я. Чаадаев. Пушкин писал П. А. Вяземскому, был П. Я. Чаадаев. Пушкин писал П. А. Вяземскому: «Что такое Грибоедов? Мне сказывали, что он написал комедию на Чедаева; в теперешних обстоятельствах это чрезвычайно благородно с его стороны» . Но сближение Чацкого с Чаадаевым сохранилось в устной, потом в печатной традиции.

Слайд 19

Чацкий

Развернута аргументация об отражении в образе Чацкого характера и биографии В. К.

Чацкий Развернута аргументация об отражении в образе Чацкого характера и биографии В.
КюхельбекераРазвернута аргументация об отражении в образе Чацкого характера и биографии В. К. Кюхельбекера. О значении Кюхельбекера, вернувшегося из-за границы, опального, неудачливого — для конструирования образа Чацкого и деталей «Горя от ума» Ю. Н. Тынянов писал также в статье «Французские отношения Кюхельбекера»

Чацкий – Качалов. Постановка МХАТА

Слайд 20

Чацкий

Несомненно, что в образе Чацкого отразились подлинные черты характера и воззрений самого

Чацкий Несомненно, что в образе Чацкого отразились подлинные черты характера и воззрений
Грибоедова, каким он рисуется в его переписке и в воспоминаниях современников: горячий, порывистый, подчас резкий и независимый. В речи Чацкого Грибоедов вложил все лучшее, что сам думал и чувствовал. Можно с несомненностью сказать, что взгляды Чацкого на бюрократию, жестокости крепостного права, подражание иноземцам и т.п. — подлинные взгляды Грибоедова.

В роли Чацкого Олег Меншиков

Слайд 21

Скалозуб

Яркая типичность образа Скалозуба поощряла современников к бесконечным предположениям о его оригинале.

Скалозуб Яркая типичность образа Скалозуба поощряла современников к бесконечным предположениям о его
Смутное московское предание считало таковым Сергея Александровича Римского-Корсакова, женившегося на Софье Алексеевне Грибоедовой, которую в свою очередь называли прототипом Софьи Фамусовой.
По другой версии, оригиналом Скалозуба следует считать полковника (или генерала) Фролова.
Третьи называли прототипом Скалозуба И. Н. Скобелева.

А. Н. Веселовский заявляет: «Сергей Сергеевич Скалозуб, воплотивший в себе тип фрунтовика-служаки, какими кишели в то время войска, разумеется, снят с натуры и, хотя потом подновлен несколькими чертами, взятыми у одной определенной личности (именно дивизионного генерала Фр-л-ва), представляет как бы собирательный характер, в котором обрисован целый класс подобных людей».

Слайд 22

Хлёстова

Наиболее единодушны современники и историки в определении прототипа Анфисы Ниловны Хлёстовой. Ее

Хлёстова Наиболее единодушны современники и историки в определении прототипа Анфисы Ниловны Хлёстовой.
оригиналом называют Настасью Дмитриевну Офросимову, большую московскую барыню, известную своим умом, крутым характером, откровенностью и причудами. Она была чрезвычайно популярна в большом обществе допожарной Москвы, и о ней сохранилось много рассказов и анекдотов.

«Старуху-Хлёстову я хорошо помню,— пишет другой мемуарист: — это была Настасья Дмитриевиа Офросимова; <...> ее же под именем Марии Дмитриевны Ахросимовой, описал в «Войне и мире» граф Л. Н. Толстой. Офросимова строго блюла порядок и благочиние в церкви, запрещала разговоры, громко бранила дьячков за непристойное пение, или за нерасторопность в служении; дирала за уши (как Чацкого) мальчиков, выходивших со свечами при чтении Евангелия и ходивших с тарелочкою за свечным старостой, держала в решпекте и просвирню. К кресту Офросимова всегда подходила первою, раз послала она дьячка к незнакомой ей даме, которая крестилась в перчатке, громко, на всю церковь, дав ему приказание: "Скажи ей, чтоб сняла собачью шкуру!"»

Слайд 23

Репетилов

По сообщению А. Н. Веселовского, оригиналом Репетилова (от лат.: repeto — повторяю)

Репетилов По сообщению А. Н. Веселовского, оригиналом Репетилова (от лат.: repeto —
послужил Николай Александрович Шатилов (от лат.: repeto — повторяю) послужил Николай Александрович Шатилов, с которым Грибоедов служил в Московском гусарском, а потом в Иркутском гусарском полку. «Господин этот, по словам Бегичева, был добрый малый, очень пустой и одержимый несчастной страстью безпрестанно острить и говорить каламбуры. Этим наконец он так надоел Грибоедову, что тот купил альманах анекдотов Биевра и как только тот каламбур, к нему сейчас обращался с вопросом: ,,На какой странице?" — Свое, ей богу, свое,— отвечал он всегда.

Слайд 24

Загорецкий

В указаниях на оригиналы Загорецкого имеется несколько вариантов. И. Д. Гарусов, специально

Загорецкий В указаниях на оригиналы Загорецкого имеется несколько вариантов. И. Д. Гарусов,
собиравший на этот счет сведения, писал, что «одни признавали в нем только что начинавшего свою карьеру, ловко втиравшегося в знать, не брезгавшего никакими средствами для наживы московского и ярославского откупщика А-ва <...>,
другие видели в нем тоже откупщика, по московского, *-ва, впоследствии ставшего крупным капиталистом.
Третьи думали, что выведен в Загорецком один из содержателей игорных домов, шулер, обыгрывавший всех наверняка...»

Слайд 25

Горич

Разных лиц называют также прототипом Платона Михайловича. «В лице добродушного и

Горич Разных лиц называют также прототипом Платона Михайловича. «В лице добродушного и
неповоротливого, честного малого Платона Михайловича Горичева,— писал А. Н. Веселовский,-- Грибоедов не задумался изобразить своего старого приятеля и родственника, Илью Ивановича Огарева и, по старым рассказам, сам же приехал к другу и признался, что вставил его в свою комедию». С Огаревым Грибоедов встречался на Кавказе, где тот служил на военной службе. Впоследствии Огарев был архангельским и пермским губернатором.
Другим прототипом Платона Михайловича называли Дмитрия Никитича БегичеваДругим прототипом Платона Михайловича называли Дмитрия Никитича Бегичева, с которым Грибоедов был дружен, как и с его братом, С. Н. Бегичевым. «Дмитрий Никитич, отличавшийся необычайным добродушием в обхождении, казалось, должен был навсегда оставаться добрым московским семьянином»

Слайд 26

Выучить теорию
Заполнить таблицу:

Выучить теорию Заполнить таблицу:
Имя файла: Sistema_obrazov_komedii_Gore_ot_uma.pptx
Количество просмотров: 50
Количество скачиваний: 0