Слайд 3
Сказ — вид литературно - художественного повествования, подражающий фольклорным произведениям стилем, специфической интонацией и
стилизацией речи для воспроизведения речи сказителя устных народных жанров или живой простонародной речи вообще.
Слайд 5 СКАЗ — особый тип повествования, строящегося как рассказ некоего отдаленного от автора
лица (конкретно поименованного или подразумеваемого), обладающего своеобразной собственной речевой манерой.
Слайд 6Характерная черта сказа — наличие рассказчика, не совпадающего с автором, стилистика речи которого не
совпадает с современной литературной нормой.
Слайд 7Стилизация в сказе может достигаться подражанием сказочному, былинному и песенному складу (сказочная стилизация).
Слайд 8СКАЗ — специфическая по своей интонации и стилю форма изложения фольклорных произведений.
Слайд 10
У сказа такой характер изложения в литературных произведениях, который воспроизводит речь произведений
устной словесности, а в более широком смысле — устную речь вообще и даже необычные формы письменной речи.
Слайд 12 Сказ - это особый жанр, в котором правдоподобный сюжет или реальные
события нередко переплетаются с элементами волшебства, гротеска.
Слайд 13В «Огневушке - поскакушке» будни старателей
оживлены
сказочным персонажем – девчонкой,
выбегающей из огня.
Слайд 14В «Левше» героями повествования являются русские императоры, атаман М. И. Платов, оружейники
из Тулы. А изюминка произведения – подкованная блоха, что для того времени казалось фантастикой.
Слайд 15 Ключевая особенность сказа - мировосприятие рассказчика, тип его мышления, стиль описания
событий не совпадают с авторскими.
Слайд 16
В «Сказе о Левше» хорошо владевший литературным языком Н. С. Лесков словно
погружается в чужое сознание. И тогда возникает повествователь – выходец из народа, называющий Аполлона Бельведерского «Аболоном полведерским», двухместную карету – «двухсестной», люстры – «бюстрами».
Слайд 18Наиболее распространенные формы сказа — это:
Слайд 19Наиболее распространенные формы сказа — это:
подражание сказочному, былинному и песенному складу:
«За Волгой в лесах, в Черной Рамени, жил-был крестьянин, богатый мужик. У того крестьянина дочка росла. Дочка росла, красой полнилась (Мельников - Печерский, «В лесах» — сказочный сказ);
Слайд 20Наиболее распространенные формы сказа — это:
подражание местным и профессиональным говорам
крестьянства: «Надоело ему это до смерти, злился он как змей лютый; а все по вечерам заходил к Прокудину. Стали большаки конопельку ссыпать, и Прокудин возов с пяток ссыпал (Лесков, «Житие одной бабы»);
Слайд 21Наиболее распространенные формы сказа — это:
подражание просторечию и профессиональным говорам
городского населения, преимущественно тех групп его, которые не вполне владеют литературным языком: «Я его благодарю и говорю, что никаких желаниев не имею и не придумаю, окромя одного, — если его милость будет, сказать мне...» (Лесков, «Штопальщик»);
Слайд 22Наиболее распространенные формы сказа — это:
подражание устарелым и необычным формам
письменной речи: «И сему-то подобным мирственным духом, как я вам представил, жили мы без малого яко три года. Спорилося нам все, изливались на нас все успехи точно из Амалфеева рога, как вдруг узрели мы, что есть посреди нас два сосуда избранных божия к нашему наказанию» (Лесков, «Запечатленный ангел» — сказ древнерусских поучительных книг).
Слайд 24Основоположники сказа –
Н. В. Гоголь и Н. С. Лесков.
Слайд 25Очень ярко признаки жанра сказа проявились в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»,
«Левше».
Слайд 26 Ярко признаки жанра сказа проявились в XX веке в рассказах И.
Э. Бабеля («Конармия», «Как это делалось в Одессе»), М. М. Зощенко («Лимонад», «Счастье»), в произведениях
П. П. Бажова.
Слайд 27Характер сказа достигается в письменной речи
- подбором лексики различных видов устной
речи и лексики архаической, чуждой современному литературному языку, и специфическими формами синтаксиса и морфологии, допускаемыми только в устной речи или в древней письменности
Слайд 28Характер сказа достигается в письменной речи путём
- подражания фольклорным жанрам характеризуются ритмизацией,
речитативным или певучим складом, перенесением в письменную речь типичных для фольклора фигур,
Слайд 31
Характер сказа достигается в письменной речи путём
- подражания просторечью — введением значительного
числа диалектизмов,
- нарушением грамматического строя письменной речи — незаконченностью предложений, несогласованностью их, обилием восклицательных и вопросительных оборотов.
Слайд 34Характерный сказ. Повествование ведется безымянным рассказчиком, который использует народный язык («Малахитовая шкатулка»,
«Огневушка-поскакушка»; «Сентиментальные повести» Зощенко»; «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя).
Слайд 35Орнаментальный сказ характеризуется сочетанием литературного и разговорного стилей, поэтичного и бытового, иногда
наличием отступлений от сюжетной линии («Конармия» Бабеля, гоголевские «Шинель», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).
Слайд 36Орнаментальный сказ - это гибридное явление, основывающееся на парадоксальном совмещении исключающих друг друга принципов характерности и
поэтичности.
Слайд 37 В орнаментальном сказе сохраняются устное начало, следы разговорности и жесты личного
рассказчика, но все эти характерологические черты отсылают к целой гамме разнородных голосов, не совмещающихся в единство личности и психологии.
Слайд 38 Орнаментальный сказ многолик, постоянно колеблется между началами устности и письменности, разговорности
и поэтичности, книжности и фольклорности.
Слайд 39В отличие от характерного сказа орнаментальный сказ отсылает читателя к безличной повествующей
инстанции, сознательно выступающей в разных ролях и масках.
Слайд 40 Орнаментальный сказ представляет собой явление на границе повествовательного текста.
Слайд 41В орнаментальном сказе роль перспективации снижена (как вообще в поэтическом и орнаментальном
тексте, лишенном строгой организации по принципу точки зрения).
Слайд 42Орнаментальному типу свойственна расплывчатость перспективы, характерологическая немотивированность и поэтическая самоцельность с установкой
на словои речь как таковые.
Слайд 43 Жанр сказа характерен для творчества В. И. Даля, В. М. Шукшина,
А. Белого, Л. М. Леонова.
Слайд 44Сказ - вид литературно-художественного повествования, построенного как рассказ лица, позиция и речевая
манера которого отличны от точки зрения и стиля самого автора.
Слайд 46
Столкновение и взаимодействие смысловых и речевых позиций лежит в основе художественного эффекта
сказа.
Речь рассказчика в сказе (реального или подразумеваемого) выходит за пределы письменно - литературной нормы данного времени и может быть ориентирована на просторечие , диалект , профессиональную речь или представлять сложную комбинацию их с литературной нормой
(В. Даль, Н. Лесков, М. Зощенко).
Слайд 48Произведение может состоять из сказа целиком или сказ в нём может сопровождаться
авторским введением, послесловием, перебивами.
Слайд 49 В русской фольклористике сказ - термин (так же, как и устный
народный рассказ), обозначающий все жанры устной прозы несказочного характера, включая 'мемораты' - рассказы от первого лица - и 'фабулаты' - повествования, отделившиеся от участника события, о котором рассказывается (предания, легенды, былички и др.).
Слайд 51 В русской литературе известны сказовые произведения Н.С. Лескова («Левша» (Сказ о тульском
косом Левше и о стальной блохе).
Слайд 52 В русской литературе известны сказовые произведения П. П. Бажова (написанная в
духе народного говора уральских горнозаводских рабочих книга «Малахитовая шкатулка»).
Слайд 55В русской литературе известны сказовые произведения Б. В. Шергина (повествующие о характере,
культуре, быте, облагораживающем труде русских поморцев).
Слайд 57Введение форм сказа обычно мотивируется авторской предыстории, характеризующей ситуацию и рассказчика (
построения большинства повестей Лескова — «Воительница», «Полунощницы», «Очарованный странник», «Тупейный художник» и др. ).
Слайд 58Другой тоже очень распространенной формой введения сказа является монологический характер повествования —
«я рассказываю», дневник, письмо ( построение романов и повестей Достоевского — «Записки из подполья», «Бесы» и др.).
Слайд 59Иногда введение сказа характеризует переживания и ход мысли кого-либо из персонажей: «Стоит
мать Манефа в моленной перед иконами, плачет горькими, жгучими слезами... Мир суетный, греховный мир опять заговорил свое в душевные уши Манефы» — следует сказ о богатом мужике и его красавице- дочери как изложение воспоминаний героини» (Мельников-Печерский, «В лесах»).
Здесь введение сказа является одним из случаев «прямой косвенной речи» — характеристики мыслей действующего лица, излагаемой от лица автора.
Слайд 61Подлинно художественными формы сказа становятся тогда, когда и все содержание произведения излагается
под тем углом зрения, который характерен и возможен для воображаемого рассказчика.
Таковы выступающие из сказа образы простодушного захудалого помещика Белкина, болтливого украинского пасечника Рудого Панька, любопытного «прогрессиста» — обывателя провинциальных городишек Фёдора Достоевского, петербургских мегер — приживалок и перекупщиц, поклонниц «отца Иоанна Кронштадтского» у Н. С. Лескова…
Слайд 64Допускаемый в литературных стилях классицизма в прямой речи для характеристики комических персонажей,
сказ широко используется в литературных стилях романтизма (преобладание фольклорных и древнеписьменных сказов, а также крестьянских сказов) и реализма XIX в. (включение бытового просторечия города и широкое использование территориальных крестьянских говоров в областной литературе).
Слайд 65В современной русской литературе формы сказа достигают, с одной стороны, большей изысканности
(сказ Бабеля, Тынянова, Шолохова ...), но с другой — выступают иногда недостаточно обоснованно, приобретая характер бесцельного разрушения норм литературного языка и вызывая протест со стороны лучших мастеров слова (выступления М. Горького против порчи литературного языка в 1934).
Слайд 66В русской литературе известны сказовые произведения М.Х. Кочнева (представляющие особенности языка, быта,
рабочего фольклора ивановских ткачей).
Слайд 67 Своеобразное, точное и интересное определение сказа в «Шелковых крыльях» дал М.Х.
Кочнев: «Сказ с рассказом живут рядом. Сказка тоже в дружбе с ними: рассказ и сказка как бы по бокам идут, а сказ - в середочке. У сказа, как у поговорки, уши чутки, глаза зорки. Только вот о чем не забывай: сказ не сам по земле ходит - его жизнь за собой водит». (Словарь литературных терминов)
Слайд 68Сказы Мельникова - Печерского - «В лесах»:
«За Волгой в лесах, в
Чёрной Рамени – жил - был крестьянин, богатый мужик. У того крестьянина дочка росла. Дочка росла, красой полнилась».
Слайд 69Другой прием стилизации в сказах — подражание диалектам и профессиональным говорам крестьян.
У Н. Лескова - «Житие одной бабы»:
«Надоело ему это до смерти, злился он как змей лютый; а все по вечерам заходил к Прокудину. Стали большаки конопельку ссыпать, и Прокудин возов с пяток ссыпал».
Слайд 70Рассказчиком в сказе может выступать и горожанин, тогда автор подражает просторечию и профессиональным говорам
городского населения.
У Лескова - «Штопальщик»:
«Я его благодарю и говорю, что никаких желаниев не имею и не придумаю, окромя одного, — если его милость будет, сказать мне…».
Слайд 71Возможно подражание архаичным и необычным формам письменной речи.
У Лескова - «Запечатленный
ангел»:
«И сему-то подобным мирственным духом, как я вам представил, жили мы без малого яко три года. Спорилося нам все, изливались на нас все успехи точно из Амалфеева рога, как вдруг узрели мы, что есть посреди нас два сосуда избранных божия к нашему наказанию» — стилизация древнерусских поучительных книг.
Слайд 72 Термин сказ, как и сказание, может также употребляться в фольклористике для обозначения различных не
сказочных жанров устной прозы -предания, легенды, былички.