Слайд 2Выдающимся достижением последнего десятилетия творческой деятельности Салтыкова-Щедрина является книга «Сказки», включающая тридцать
два произведения. Это — одно из самых ярких и наиболее популярных творений великого сатирика.
Слайд 4малодушие и бездеятельность либеральной интеллигенции
Слайд 5С едким сарказмом обрушивался Щедрин на представителей массового хищничества — дворянство и
буржуазию, действовавших под покровительством правящей политической верхушки и в союзе с нею. Они выступают в сказках то в обычном социальном облике помещика («Дикий помещик»), генерала («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), купца («Верный Трезор»), кулака («Соседи»), то — и это чаще — в образах волков, лисиц, щук, ястребов и т. д.
Слайд 7Сказочная форма наполняется политическим смыслом, в то же время политические идеи определяют
сюжетно-композиционные особенности произведений: своеобразие финала, порой содержащею кровавые развязки (“Карась-идеалист”),
Слайд 8Коняга
В сказке о Коняге выражено стремление писателя поднять сознание народных масс до
уровня их исторического призвания, вооружить их мужеством, разбудить их огромные дремлющие силы для коллективной самозащиты и активной освободительной борьбы. Салтыков-Щедрин верил в победу народа, хотя ему как крестьянскому демократу-социалисту не вполне были ясны конкретные пути к этой победе.
Слайд 9ТЕМАТИКА СКАЗОК. Сказки, по мнению критики, отразили особенности идейно-художественных исканий Щедрина. Можно условно
выделить 4 основных тематических “блока”:
Слайд 10I. Тема власти: ее антинародного характера (“Медведь на воеводстве”), псевдопросветительской деятельности самодержавия
(“Орел-меценат”), взаимоотношений власти и народа (“Богатырь”, “Дикий помещик”, “Повесть о том, как...”);
Слайд 11II. Тема народа: его трудолюбия и тяжелого положения (“Коняга”), покорности (“Повесть о
том, как...”, “Коняга”), стихийности протеста (“Медведь на воеводстве”), вечно живущего в народе стремления к правдоискательству (“Ворон-челобитчик”);
Слайд 12III. Тема интеллигенции: осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти
(“Вяленая вобла”, “Либерал”), осмеяние разных форм подчинения насилию (“Не могу, волк не велел” в сказке “Самоотверженный заяц”, “Жил-дрожал, и умирал-дрожал” в сказке “Премудрый пискарь”), критического отношения к прекраснодушным мечтателям (“Карась-идеалист”);
Слайд 13IV. Нравственно-этические темы (“Пропала совесть”, “Добродетели и пороки”).
Слайд 14Эта классификация носит общий характер, в ней упоминаются лишь некоторые сказки. Не
следует забывать, что в одной сказке могут рассматриваться сразу несколько тем. Например, в сказке “Дикий помещик” раскрываются темы взаимоотношения власти и народа, его покорности, стихийности его протеста и т.п.
Слайд 15
Здравомыслящий заяц
Вяленая вобла
Слайд 16Бедный волк
Медведь на воеводстве