Трагедия как жанр литературы

Содержание

Слайд 2

Определение

Траге́дия (др.-греч. τραγῳδία, буквально — «песня козла») — жанр художественного произведения, основанный

Определение Траге́дия (др.-греч. τραγῳδία, буквально — «песня козла») — жанр художественного произведения,
на развитии событий, приводящем к катастрофическому для персонажей исходу, часто исполненный патетики.
Понятие «трагедия» связано с пением сатиров (в греческой мифологии козлоногие существа), образы которых использовались в религиозных обрядах древней Греции в честь бога Диониса.

Трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заострённо, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа. Большинство трагедий написано стихами. Произведения часто наполнены пафосом. В современную эпоху к жанру трагедии относят драмы, мелодрамы, трагикомический и эпический театр. Противоположный жанр — комедия.

Слайд 3

История

Греческая трагедия
Греческая трагедия возникла из религиозно-культовых обрядов, посвященных богу Дионису, и сохранила

История Греческая трагедия Греческая трагедия возникла из религиозно-культовых обрядов, посвященных богу Дионису,
печать ритуально-религиозного действа. Греческая трагедия - это воспроизведение, сценическое разыгрывание мифа с его борьбой между поколениями (богов, героев); она приобщала зрителей к единой для целого народа и его исторических судеб реальности. Именно поэтому греческая трагедия даёт совершенные образцы искусства (Эсхил, Софокл). Она потрясает зрителя, вызывая в нем сильнейшие внутренние конфликты и разрешая их в высшей гармонии (посредством катарсиса).

Слайд 4

Трагедия в эпоху Возрождения
Новый расцвет наступает в кризисную эпоху Позднего Возрождения и

Трагедия в эпоху Возрождения Новый расцвет наступает в кризисную эпоху Позднего Возрождения
барокко, когда литературно-риторический жанр вновь насыщается изнутри конфликтами эпохи и находит для себя реальное воплощение в живой традиции народного театра. Таким образом, реальность вновь была осмыслена как трагическое свершение и разыграна как трагическая в формах театра. У. Шекспира, формально далёкая от античности, шекспировская трагедия изображает бесконечную реальность человеческого мира. Трагизм Шекспира не укладывается в рамки отдельного (конфликта или характера героя), но обнимает собой всё, — как и сама действительность, личность героя внутренне открыта, не определена до конца, способна на изменения, даже резкие сдвиги. В середине 17 в., особенно в Германии, противоречия эпохи предстают в крайнем обобщении: в трагедиях А. Грифиуса жизнь — жестокое, кровавое действо накануне конца истории, и задача трагического персонажа — окончательный нравственный выбор вечного блаженства или вечных мук.
Во Франции, возникают блестящие образцы трагедии классицизма (П. Корнель, Ж. Расин), трагедия «высокого стиля» с непременным соблюдением так называемых «трёх единств» (времени, места, действия); эстетическое совершенство выступает как результат сознательного самоограничения поэта, как виртуозно разработанная чистая формула жизненного конфликта.

Слайд 5

Трагедия в Новое время
Реальность буржуазного общества оказалась критической для самого существования жанра

Трагедия в Новое время Реальность буржуазного общества оказалась критической для самого существования
трагедии — жизнь бесконечно дробится, подчиняясь трезвой прозе обыденности. Трагическое напряжение и обобщенность стали достигаться косвенными способами (в том числе на комическом материале). Если на рубеже XVIII—XIX вв. Ф. Шиллер создаёт трагедию, обновляя «классический» стиль, то в эпоху романтизма трагедия «обратна» античной — залогом содержания становится не мир, а индивид с его душой (трагическая драма В. Гюго, Дж. Байрона, М. Ю. Лермонтова).
В России реализм даёт убедительные образцы трагической драматургии на основе широкого и углублённого изображения непосредственной действительности («Власть тьмы» Л. Н. Толстого); родство с жанром трагедии сохраняет «историческая драма» А. С. Пушкина и А. К. Толстого.

Слайд 6

Признаки трагедии

• Обязательное наличие трагического конфликта между героем и обществом, героем и

Признаки трагедии • Обязательное наличие трагического конфликта между героем и обществом, героем
судьбой.
• Главный герой является неординарной личностью.
• События происходят за небольшой промежуток времени.
• Катастрофические последствия острых противоречий приводят к трагическому финалу.
• Добро побеждает зло, несмотря на гибель героя.
• Трагедия вызывает у читателя или зрителя и страх, и сострадание

Слайд 7

Характеристика жанра

Трагедия – это самый тяжелый и самый реалистичный жанр драматургии. В

Характеристика жанра Трагедия – это самый тяжелый и самый реалистичный жанр драматургии.
основе трагедии находится трагедийный конфликт, то есть непримиримое и неразрешимое противостояние в душе героя и вокруг него двух равнозначных истин. Трагедийный конфликт никогда не может быть разрешен, так как для двух сторон именно их правда, идея, убеждения являются главными. Поэтому единственный способ разрешить конфликт – это уйти одному из героев. Единственный способ уйти – это смерть героя. В трагедии главный герой всегда конфликтует с миром или мировым устройством.

Слайд 8

Трагедия всегда заканчивается смертью главного героя.
Примером может служить трагедия У. Шекспира “Ромео

Трагедия всегда заканчивается смертью главного героя. Примером может служить трагедия У. Шекспира
и Джульетта”. В основе произведения лежит трагический конфликт чувства и долга. С одной стороны – враждующие семьи, которые противопоставлены друг другу кровью между ними. С другой стороны – влюбленные дети из двух враждующих семей. Два этих понятия – чувства и долг – настолько равновелики и равнозначны для героев, что единственный способ примерить их – умереть. Если герой умрет, тогда не будет никаких противоречий между долгом и счастьем. Поэтому трагедия всегда кончается смертью главного героя. Это единственный способ разрешить трагедийный конфликт.

Слайд 9

Особенности

Трагедия есть драматическое произведение, в котором главное действующее лицо (а иногда и

Особенности Трагедия есть драматическое произведение, в котором главное действующее лицо (а иногда
другие персонажи), отличаясь максимальной для человека силой воли, ума и чувства, нарушает некий общеобязательный закон; при этом герой трагедии может или вовсе не сознавать своей вины — или не сознавать ее долгое время — действуя либо по предначертаниям свыше (античная трагедия), либо находясь во власти ослепляющей страсти (Шекспир). Борьба с неодолимым законом сопряжена с большими страданиями и неизбежно кончается гибелью трагического героя; борьба с неодолимым законом — его переоценка при неизбежном торжестве — вызывает в нас духовное просветление - катарсис.

Слайд 10

Герой всякого драматического произведения неуклонно стремится к своей цели: это устремление, единое

Герой всякого драматического произведения неуклонно стремится к своей цели: это устремление, единое
действие, наталкивается на контрдействие окружающей среды.
Трагедия развилась из религиозного культа; первоначальное содержание трагедии — сопротивление року, его убедительным и неизбежным предначертаниям, которых не могут обойти ни смертные, ни боги. («Эдип» Софокла).
Протест героя бытовой драмы вызван бытовыми условиями; в другой среде он может успокоиться. Трагедии нет, если герой недостаточно силен. (Поэтому-то «Гроза» Островского — не трагедия. Катерина слишком слаба; едва ощутив свой грех, свою трагическую религиозную вину — она покончила с собой; она не в силах бороться с богом).
Имя файла: Трагедия-как-жанр-литературы.pptx
Количество просмотров: 37
Количество скачиваний: 0