Тяпинский Василий Миколаевич 1530-1560

Слайд 2

Биография

(Омельянович, Василий Миколаевич) - переводчик Евангелия, напечатанного в кочевой типографии Тяпинского в

Биография (Омельянович, Василий Миколаевич) - переводчик Евангелия, напечатанного в кочевой типографии Тяпинского
лист, без означения места и времени печатания, около 1580 г., на белорусское наречие. Сведений о жизни Тяпинского сохранилось очень мало; впервые имя его упоминается в 1564 г. Тяпинский примыкал к социнианству, как это явствует из предисловия к Евангелию. Важнейшая черта мировоззрения Тяпинского - любовь к русскому народу; в современном обществе Тяпинский наблюдал падение национально-религиозных качеств древних славян и понижение образованности в русском духе. Он обращается с воззванием к папам, прося их повлиять на духовенство, чтобы оно изменило свой образ жизни и отдало средства на "поддержание и укрепление науки слова Божия".

Слайд 3

Биография

Главным мотивом для перевода Евангелия на белорусское наречие послужило для Тяпинского сознание

Биография Главным мотивом для перевода Евангелия на белорусское наречие послужило для Тяпинского
пользы Святого Писания на родном языке. Перевод и издание книги причинили Тяпинскому много затруднений. Предисловие к переводу имеет значение для характеристики современного общества и принадлежит к числу главных политических сочинений эпохи XVI века в России. Тяпинский первый начинает борьбу с полонизацией Северо-западного края не на религиозной почве, но на национально-культурной. Ср. М.В. Довнар-Запольский "В. Тяпинский, переводчик Евангелия на белорусское наречие"" (СПб., 1899).

Слайд 4

Жизнь Тяпинского Василия Миколаевича

Жена Василия Тяпинского Софья Даниловна происходила из рода князей Жижемских.

Жизнь Тяпинского Василия Миколаевича Жена Василия Тяпинского Софья Даниловна происходила из рода
Василий Тяпинский имел родовое имение Тяпин (возле Лепеля, Беларусь), унаследованные и приобрётенные владения в Минском, Лидском, Ошмянском, Виленском поветах.
В 1567 году служил товарищем конной роты оршанского старосты Ф. Кмиты-Чернобыльского. Принимал участие в Инфляндской войне 1558—1563 годов. Служил у подканцлера Великого княжества Литовского Остафия Воловича, покровителя реформационного движения, который поддерживал книгоиздательство и просвещение в стране. Некоторые исследователи полагают, что в начале 1570-х годов он жил на Волынщине.
В конце жизни Тяпинский, скорее всего, не сохранил за собой всех своих имений, так как в январе 1604 года Полоцкий городской суд рассматривал дело между его сыновьями и женой о разделе только имения в Тяпино. Другие владения, возможно, были проданы им для покрытия расходов, связанных с книгопечатанием.

Слайд 5

Смерть

Документ свидетельствует, что Василий Тяпинский был убит своими двоюродными братьями либо в

Смерть Документ свидетельствует, что Василий Тяпинский был убит своими двоюродными братьями либо
начале 1600г., либо в1599 г. Мотивы преступления неизвестны, но корни его, вероятно, берут начало в давней вражде Василия и Матея Тяпинских, про которую говорится в документе из «Литовской метрики». О многочисленных недоброжелателях и врагах упоминает Тяпинский и в своём предисловии к Евангелию.