Утопическое и антиутопическое в повести А.Платонова Котлован

Содержание

Слайд 2

Платонов, Андрей Платонович

(настоящая фамилия — Климентов; 16 [28] августа 1899, Воронеж,

Платонов, Андрей Платонович (настоящая фамилия — Климентов; 16 [28] августа 1899, Воронеж,
Российская империя — 5 января 1951, Москва, СССР) — русский советский писатель, поэт и публицист, драматург, киносценарист, журналист, военный корреспондент, инженер и изобретатель.
Участник Великой Отечественной войны, майор.

Слайд 3

«Котлован»

«Котлова́н» — философская повесть Андрея Платонова (1930), содержащая элементы гротеска, притчи и

«Котлован» «Котлова́н» — философская повесть Андрея Платонова (1930), содержащая элементы гротеска, притчи и экзистенциального романа.
экзистенциального романа.

Слайд 4

После революции 1917 года в русской литературе утвердилось направление социалистического реализма. Произведения

После революции 1917 года в русской литературе утвердилось направление социалистического реализма. Произведения
советских писателей посвящались событиям гражданской войны, коллективизации, гигантским стройкам. Но в это же время появились и произведения, авторы которых пророчески предупреждали об опасностях, поджидавших социалистическую идею на пути превращения ее в действительность.

Слайд 5

Черты антиутопии в повести «Котлован»

- Все события, происходящие в повести, составляют

Черты антиутопии в повести «Котлован» - Все события, происходящие в повести, составляют
её сюжет, не получают ни психологического обоснования, ни дальнейшего развития;
- Тема детства: образ Насти – символ и настоящего обездоленного детства с его естественной и страшной жестокостью, и символ будущего, замешанного на крови и костях.

Слайд 6

Утопическое в повести «Котлован»

Главная идея в повести «Котлован» — это строительство башни

Утопическое в повести «Котлован» Главная идея в повести «Котлован» — это строительство
или общепролетарского дома, где будут жить все трудящиеся.
Строительство башни является одним из основ социальной утопии. Данная башня представляет собой мечту всех трудящихся, которые с нетерпением ждут завершения ее строительства, для того чтобы жить в ней.

Слайд 7

«Погибнет ли наша советская социалистическая республика, как Настя, или вырастет в цельного

«Погибнет ли наша советская социалистическая республика, как Настя, или вырастет в цельного
человека, в новое историческое общество?.. Возможно, автор ошибся, изобразив в виде смерти маленькой девочки конец социалистического поколения, но эта ошибка произошла лишь в результате чрезмерной тревоги за что-то любимое, утрата которого равносильна разрушению не только всего прошлого, но и будущего»

Слайд 8

Котлован – не только стройка.

Котлован – не только стройка.

Слайд 9

“Не убывают ли люди в чувстве своей жизни, когда прибывают постройки? Дом

“Не убывают ли люди в чувстве своей жизни, когда прибывают постройки? Дом
человек построит, а сам расстроится. Кто жить тогда будет?”

Слайд 10

Каждый читатель произведений А. Платонова обращает внимание на язык, которым они написаны.

Каждый читатель произведений А. Платонова обращает внимание на язык, которым они написаны.
Это «неправильный» язык. Причём косноязычны не только персонажи рассказов и повестей, но и авторская речь построена «неправильно».

Юрий Левин* выделяет характерные для Платонова приёмы:
· Синтаксически неправильные конструкции, например, глагол+обстоятельство места. «Думаешь в голову», «ответил… из своего высохшего рта», «узнал желанье жить в эту разгороженную даль».
· Избыточность, плеоназм. «Вощев… отворил дверь в пространство», «его тело отощало внутри одежды».
· Предельно обобщённая лексика. «Природа», «пространство», «погода» вместо конкретных пейзажных описаний. «Прушевский осмотрел пустой район близлежащей природы», «старое дерево росло… среди светлой погоды».
· Активное использование придаточных причины («Настя… топталась около мчавшихся мужиков, потому что ей хотелось»), а также придаточных цели («Наступила пора питаться для дневного труда»). Причём по смыслу они часто излишни или логически немотивированны.
· Активное употребление типично советских бюрократизмов, часто в ироническом ключе («конфисковать её ласки»), но далеко не всегда.
* советский и российский математик, логик, семиотик, философ, лингвист, литературовед, кандидат физико-математических наук; яркий представитель Московско-тартуской семиотической школы.

Слайд 11

В записной книжке Платонова есть такие слова: «Искусство должно умереть — в

В записной книжке Платонова есть такие слова: «Искусство должно умереть — в
том смысле, что его должно заменить нечто обыкновенное, человеческое; человек может хорошо петь и без голоса, если в нём есть особый, сущий энтузиазм жизни». Вот этот «энтузиазм жизни» Платонов и передаёт посредством языка.

Слайд 12

И. Бродский писал о языке прозы Платонова: «...он писал на языке данной

И. Бродский писал о языке прозы Платонова: «...он писал на языке данной
утопии, на языке своей эпохи; а никакая другая форма бытия не детерминирует сознание так, как это делает язык. Но, в отличие от большинства своих современников — Бабеля, Пильняка, Олеши, Замятина, Булгакова, Зощенко, занимавшихся более или менее стилистическим гурманством, т. е. игравшими с языком каждый в свою игру... Платонов сам подчинил себя языку эпохи, увидев в нём такие бездны, заглянув в которые однажды он уже более не мог скользить по литературной поверхности, занимаясь хитросплетениями сюжета, типографскими изысками и стилистическими кружевами.