Слайд 4Год написания – 1969.
История создания: повесть написана на основе встречи Быкова
с однополчанином, который считался погибшим, но на самом деле попал в плен и стал предателем. Двадцать лет прошло с момента встречи до воплощения сюжета в творчестве
Слайд 5Зимней ночью, хоронясь от немцев, кружили по полям и перелескам Рыбак и
Сотников, получившие задание добыть продовольствие для партизан. Рыбак шёл легко и быстро, Сотников отставал. Ему вообще не следовало отправляться на задание — он заболевал. бил кашель, кружилась голова, мучила слабость. Он с трудом поспевал за Рыбаком.
Слайд 6Хутор, к которому они направлялись, оказался сожжённым. Дошли до деревни, выбрали избу
старосты.
— Здравствуйте, — стараясь быть вежливым, поздоровался Рыбак. — Догадываетесь, кто мы?
— Здравствуйте, — без тени подобострастности или страха отозвался пожилой человек, сидевший за столом над Библией.
— Немцам прислуживаешь? — продолжал Рыбак. — Не стыдно быть врагом?
— Своим людям я не враг, — так же спокойно отозвался старик.
— Скотина есть? Пошли в хлев.
У старосты взяли овцу и не задерживаясь двинулись дальше.
Слайд 7Сотников не боялся смерти в бою. Боялся только стать обузой.
Слайд 8Вошедшая женщина (Демичиха) не удивилась и не испугалась, только в лице её
что-то дрогнуло, когда она увидела пустую миску на столе.
— Что вам ещё надо? — спросила она. — Хлеба? Сала? Яиц?
— Мы не немцы.
— А кто же вы? Красные армейцы? Так те на фронте воюют, а вы по углам шастаете, — зло выговаривала женщина, но тут же занялась раной Сотникова.
Слайд 9Рыбак глянул в окно и отпрянул: «Немцы!». «Быстро на чердак», — распорядилась
Демичиха. Полицаи искали водку. «Нет у меня ничего, — зло отругивалась Демичиха. — Чтоб вам околеть». И тут сверху, с чердака, грохнул кашель. «Кто у тебя там?» Полицаи уже лезли наверх. «Руки вверх! Попались, голубчики».
Слайд 10Связанных Сотникова, Рыбака и Демичиху повезли в соседнее местечко в полицию. В том, что они пропали,
Сотников не сомневался. Мучила его мысль о том, что они оказались причиной гибели вот для этой женщины и её детей... Первым на допрос повели Сотникова.
Слайд 11— Вы думаете, я скажу вам правду? — спросил Сотников у следователя
Портнова.
— Скажешь, — негромко сказал полицай. — Всё скажешь. Мы из тебя фарш сделаем. Повытянем все жилы, кости переломаем. А потом объявим, что всех выдал ты... Будилу ко мне! — приказал следователь, и в комнате появился буйволоподобный детина, огромные его ручищи оторвали Сотникова от стульчика...
Слайд 12И когда его привели на допрос, Рыбак старался быть покладистым, не раздражать
зря следователя — отвечал обстоятельно и, как ему казалось, очень хитро. «Ты парень вроде с головой, — одобрил следователь. — Мы проверим твои показания. Возможно, сохраним тебе жизнь. Ещё послужишь великой Германии в полиции. Подумай».
Слайд 13Вернувшись в подвал и увидев сломанные пальцы Сотникова — с вырванными ногтями,
запёкшиеся в сгустках крови, — Рыбак испытал тайную радость, что избежал такого. Нет, он будет изворачиваться до последнего. В подвале их было уже пятеро. Привели еврейскую девочку Басю, от которой требовали имена тех, кто её скрывал, и Демичиху.
Слайд 15Дверь подвала отворилась: «Выходи: ликвидация!» Во дворе уже стояли полицаи с оружием
на изготовку. На крыльцо вышли немецкие офицеры и полицейское начальство.
— Я хочу сделать сообщение, — выкрикнул Сотников. — Я партизан. Это я ранил вашего полицая. Тот, — он кивнул на Рыбака, — оказался здесь случайно.
Слайд 16— Господин следователь, — рванулся Рыбак. — Вы вчера мне предлагали. Я
согласен.
— Подойдите поближе, — предложили с крыльца. — Вы согласны служить в полиции?
— Согласен, — со всей искренностью, на которую был способен, ответил Рыбак.
— Сволочь, — как удар, стукнул его по затылку окрик Сотникова.
Слайд 17Приговорённых подвели к скамейке. Рыбаку пришлось помогать Сотникову подняться на неё. «Сволочь»,
— снова подумал про него Сотников и тут же укорил себя: откуда у тебя право судить... Опору из-под ног Сотникова выбил Рыбак.
Слайд 20Рыбак стоял в стороне, ожидая, что будет с ним. «А ну! —
прикрикнул на него старший. — Стать в строй. Шагом марш!» И это было Рыбаку обыкновенно и привычно, он бездумно шагнул в такт с другими. А что дальше? Рыбак провёл взглядом по улице: надо бежать. Вот сейчас, скажем, бухнуться в проезжающие мимо сани, врезать по лошади! Но, встретившись с глазами мужика, сидевшего в санях, и почувствовав, сколько в этих глазах ненависти, Рыбак понял: с этим не выйдет. Но с кем тогда выйдет? И тут его, словно обухом по голове, оглушила мысль: удирать некуда. После ликвидации — некуда. Из этого строя дороги к побегу не было.
Слайд 21Рыбак — бывший армейский старшина, который выглядит более приспособленным к борьбе, чем
его напарник. В его воспоминаниях о прошлом нет ничего, что предвещало бы возможность предательства перед лицом смерти.
Сущность персонажа выявляется постепенно, исподволь, в «процессе самопроявлений».
Так, Рыбаку непонятна логика Сотникова, который, несмотря на простуду, всё-таки пошёл на задание.
Рыбак после перестрелки с полицаями возвращается к раненому напарнику не по закону взаимовыручки, а из-за мыслей об ответе перед партизанами
Он тайно питает надежду, что, находясь в полицейских застенках, Сотников умрёт и тогда «его, Рыбака, шансы, значительно улучшатся»
Слайд 22Сотников работал учителем в школе; в армии был командиром батареи.
Финал повести
показателен: измученный Сотников, с трудом взбираясь на стоящую под виселицей подставку, испытывает последнее чувство вины перед теми, кого он подвёл под петлю: старостой Петром и Дёмчихой. Он и Рыбака пожалел за то, что «неплохой парень покатился в пропасть, не сумел умереть, сохранив достоинство и честь»