Слайд 2Жак Луи́ Дави́д (фр. Jacques-Louis David; 30 августа 1748, Париж — 29 декабря 1825, Брюссель) — французский художник, живописец и педагог, один из создателей
четырёх исторических стилей французского искусства: революционного неоклассицизма, стиля Директории (1795—1799), Консульства (1799—1804) и стиля Империи, или ампира (1804—1815).
Слайд 3Жак Луи Давид родился 30 августа 1748 года в семье коммерсанта Луи-Мориса Давида и его
жены, Мари-Женевьев (урожд. Бюрон) и в тот же день был крещён в церкви Сен-Жермен-л’Осеруа. До 2 августа 1757 года — дня смерти своего отца, погибшего на дуэли, жил в пансионе монастыря Пикпюс[fr]. Благодаря брату матери, Франсуа Бюрону, девятилетний Жак Луи, позанимавшись с репетитором, поступил в Коллеж Четырёх Наций на курс риторики. Но Давид не был хорошим учеником — у него была опухоль на лице, возникшая после травмы, полученной при фехтовании, которая мешала его речи, зато он всегда был поглощен рисованием[5]. В дальнейшем эта травма стала серьезным психологическим препятствием в его общественной жизни. Давида даже называли «Давидом опухоли» (David de la tumeur)[6].
Слайд 4«Велизарий, просящий подаяние»[1] (фр. Belisaire demandant l'aumone) — картина французского художника Жака Луи Давида.
Слайд 5«САБИНЯНКИ, ОСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СРАЖЕНИЕ МЕЖДУ РИМЛЯНАМИ И САБИНЯНАМИ»[2] (ФР. LES SABINES — «САБИНЯНКИ») — КАРТИНА ФРАНЦУЗСКОГО ХУДОЖНИКА ЖАКА ЛУИ ДАВИДА. КАРТИНА
БЫЛА ПРИОБРЕТЕНА В 1819 ГОДУ И В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НАХОДИТСЯ В 75-М ЗАЛЕ НА 1-М ЭТАЖЕ ГАЛЕРЕИ ДЕНОН В ЛУВРЕ. ИНВЕНТАРНЫЙ № INV. 3961.
Слайд 6«ЛЕОНИД ПРИ ФЕРМОПИЛАХ»[1] (ФР. LÉONIDAS AUX THERMOPYLES) — КАРТИНА ФРАНЦУЗСКОГО ХУДОЖНИКА ЖАКА
ЛУИ ДАВИДА, НАПИСАННАЯ ИМ В 1814 ГОДУ.
Слайд 7«КОРОНОВАНИЕ ИМПЕРАТОРА НАПОЛЕОНА I И ИМПЕРАТРИЦЫ ЖОЗЕФИНЫ В СОБОРЕ ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ 2
ДЕКАБРЯ 1804 ГОДА»[1] (ФР. SACRE DE L'EMPEREUR NAPOLÉON IER ET COURONNEMENT DE L'IMPÉRATRICE JOSÉPHINE DANS LA CATHÉDRALE NOTRE-DAME DE PARIS, LE 2 DÉCEMBRE 1804) — КАРТИНА ФРАНЦУЗСКОГО ХУДОЖНИКА ЖАКА ЛУИ ДАВИДА, СОЗДАННАЯ ПО ЗАКАЗУ ИМПЕРАТОРА ФРАНЦИИ НАПОЛЕОНА I И ИЗОБРАЖАЮЩАЯ ЭПИЗОД ЕГО КОРОНАЦИИ, ПРОИЗОШЕДШЕЙ 2 ДЕКАБРЯ 1804 ГОДА В СОБОРЕ ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ.
Слайд 8«СМЕРТЬ СОКРАТА»[1] (ФР. LA MORT DE SOCRATE) — ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТИНА ЖАКА ЛУИ
ДАВИДА (1787) ИЗ СОБРАНИЯ МЕТРОПОЛИТЕН-МУЗЕЯ (НЬЮ-ЙОРК, США).
Слайд 9ЖОРЖ РУЖЕ (1781, ПАРИЖ — 1869, ТАМ ЖЕ) — ФРАНЦУЗСКИЙ ХУДОЖНИК, ПОРТРЕТИСТ
И ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖИВОПИСЕЦ, УЧЕНИК ЖАКА-ЛУИ ДАВИДА.
Слайд 10«РАЗДАЧА ОРЛОВ» — КАРТИНА МАСЛОМ ЖАКА ЛУИ ДАВИДА 1810 ГОДА, ИЗОБРАЖАЮЩАЯ ВОЕННУЮ ЦЕРЕМОНИЮ В 1804
ГОДУ, ОРГАНИЗОВАННУЮ НАПОЛЕОНОМ ПОСЛЕ ЕГО ПРИХОДА К ВЛАСТИ В КАЧЕСТВЕ ИМПЕРАТОРА ФРАНЦУЗОВ. НА ЦЕРЕМОНИИ НАПОЛЕОН СТРЕМИЛСЯ ВОЗРОДИТЬ ВОЕННЫЙ ДУХ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ.
Слайд 11«САФО И ФАОН» — КАРТИНА ФРАНЦУЗСКОГО ХУДОЖНИКА ЖАКА ЛУИ ДАВИДА ИЗ СОБРАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА.
Слайд 12УЧЕНИКИ
Давид оставил после себя целую плеяду учеников, составивших своим творчеством следующую эпоху
в истории французской живописи. Наиболее знамениты среди них: Франсуа Жерар, Антуан-Жан Гро, Анн-Луи Жироде, Жан Огюст Доминик Энгр.
Первую монографию о Ж. Л. Давиде в 1954 году опубликовал французский историк искусства Луи Откёр.
Слайд 13ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА
Жак-Луи Давид отразил в своём искусстве эпоху великих перемен:
переход от старых монархических режимов и «королевских художественных стилей» к современной Европе через Французскую революцию и Империю Наполеона Бонапарта. «Глядя на его работы, мы не сожалеем о том, что фотография ещё не была изобретена, потому что эти изображения ярко предъявляют нашим глазам персонажи и события эпохи. Через них мы узнаем лица известных революционеров, таких как Жан-Поль Марат, убитых за измену; молодого барабанщика Барра, погибшего за идеалы революции; мы видим, как королеву Марию-Антуанетту везут к гильотине; лицо Наполеона, сначала генерала, а затем императора. Мы можем встретить химика Антуана Лорана Лавуазье с его исследовательскими инструментами и многих других современников художника, мужчин и женщин, которые прошли через эти годы, полные перемен и борьбы»[13].
Слайд 14ДЕТСТВО
Мать Жака Луи, оставив ребёнка в Париже на попечении брата, уехала
в Эврё. Будущее Жака Луи определили его родственники: его дядя Франсуа Бюрон и муж его тётки Жак Франсуа Демезон были архитекторами. Когда у ребёнка были замечены способности к рисованию, было решено, что он станет архитектором, как и оба его дяди. Но он, преодолев сопротивление опекунов, в 1764 году пошёл учиться живописи к Франсуа Буше, ведущему художнику того времени, который приходился семье Давидов дальним родственником. Буше был художником в стиле рококо, но вкусы менялись, и мода на рококо уступала место классицистическому стилю.