- Главная
- Литература
- Жизнь и учение св. Григория Богослова
Содержание
- 2. Григорий Богослов (329–389) De vita sua / Пер. иер. Андрея Зуевского. М.: ГЛК, 2010
- 4. VITA
- 6. Избранная библиография Иларион (Алфеев), игум. Жизнь и учение св. Григория Богослова. М., 1998 – 507 с.
- 10. хронология жизни и эпохи 329 – рождение, Назианз, Кесария 348 – обучение в Александрии 350 –
- 11. 357 – возвращение из Афин 362 – посвящение отцом в пресвитера 363 – отец подписывает омиусианскую
- 12. Contra Julianum imperatorem 1 (orat. 4) 12 ῾Ημέτεροι, φησὶν, οἱ λόγοι, καὶ τὸ ῾Ελληνίζειν, ὧν καὶ
- 13. Ibid. 16 τὸ δ' οὖν ἡμέτερον τοιοῦτόν ἐστιν· Οὔτε φωνὴ τῶν εὑρομένων μόνον ἐστὶν, ἀλλὰ πάντων
- 14. οὕτω κἀν τούτοις ὁ τεχνίτης καὶ δημιουργὸς Λόγος ἄλλον μὲν ἄλλης τινὸς ἐπιτηδεύσεως ἢ τέχνης εὑρετὴν
- 15. 372 – рукоположение во епископа (Сасимы) «На большой дороге, пролегающей через Каппадокию, есть место обычной остановки
- 17. Гр. Нисс. и Гр. Богосл. Миниатюра. XI в. (Dionys. 61. Fol. 113r)
- 18. 375 – переезд в Селевкию январь 379 г. – восшествие имп. Феодосия Старшего (tempora christiana, pax
- 19. КОНСТАНТИНОПОЛЬ 379–381 гг.
- 21. Константинопольский период 379–381 первое время в Константинополе и первая реакция ариан на проповедь православия Г. Б.
- 22. Миниатюра. XI в. Отплытие из Константинополя. Миниатюра. XI в.
- 23. OPERA (CPG II 3010–3125) Orationes – 45 догматические, литургические, похвальные, полемические, биографические Epistulae ок. 245 (в
- 24. издания и переводы PG T. 35–38 на основе еditio princeps (парижские мавристы): т. 1. 1778 (Ch.
- 25. Библиографический указатель к «Творениям святых отцов в русском переводе» / ред. А.Г.Дунаева, иером. Дионисия (Шленова): [1843—1917
- 26. DOCTRINA
- 27. избранные темы великие мировые эпохи принципы церковной проповеди тринитарное богословие христологическое богословие
- 28. 1. великие мировые эпохи
- 29. Oratio 31. 25 Δύο γεγόνασι μεταθέσεις βίων ἐπιφανεῖς ἐκ τοῦ παντὸς αἰῶνος, αἳ καὶ δύο διαθῆκαι
- 30. 2. принципы церковной проповеди «не принуждением, но убеждением»
- 31. ταὐτὸν δὲ αἱ δύο διαθῆκαι πεπόνθασι. τί τοῦτο; οὐκ ἀθρόως μετεκινήθησαν, οὐδὲ ὁμοῦ τῇ πρώτῃ κινήσει
- 32. ἡ πρώτη τὰ εἴδωλα περικόψασα τὰς θυσίας συνεχώρησεν· ἡ δευτέρα τὰς θυσίας περιελοῦσα τὴν περιτομὴν οὐκ
- 33. De vita sua 1293–1301 (ср. carm. 1. 3. 15–35) …οὐ γὰρ κατείργειν, ἀλλὰ πείθειν ἔννομον εἶναι
- 34. …ἐν ἐπιεικείᾳ πραΰτητι ὡς βασιλεὺς πέμπων υἱὸν βασιλέα ἔπεμψεν, ὡς θεὸν ἔπεμψεν, ὡς πρὸς ἀνθρώπους ἔπεμψεν,
- 35. Ср. Василий Великий «О Святом Духе» XIV, 33 …сообразно с предуготовительным способом учения, и мы, в
- 36. В глубине богатства Своей премудрости и не исследованных судах разумения предначертал Он для нас это легкое
- 37. 3. тринитарное богословие
- 38. De spiritu sancto (orat. 31) 14 (Пятое о богословии) ἡμῖν εἷς θεός, ὅτι μία θεότης· καὶ
- 39. εἰ δεῖ συντόμως εἰπεῖν, ἡ θεότης· καὶ οἷον ἐν ἡλίοις τρισὶν ἐχομένοις ἀλλήλων, μία τοῦ φωτὸς
- 40. 4. христологическое богословие
- 41. АПОЛЛИНАРИЙ (младший) († 390), еп. Лаодикии Сирийской, сын пресв. АполлинарияАПОЛЛИНАРИЙ (младший) († 390), еп. Лаодикии Сирийской,
- 42. Εἴ τις εἰς ἄνουν ἄνθρωπον ἤλπικεν, ἀνόητος ὄντως ἐστὶ καὶ οὐκ ἄξιος ὅλως σῴζεσθαι. Τὸ γὰρ
- 43. Ерistula 101. 13-21 Οὐδὲ γὰρ τὸν ἄνθρωπον χωρίζομεν τῆς θεότητος, ἀλλ' ἕνα καὶ τὸν αὐτὸν δογματίζομεν,
- 44. Εἴ τις εἰσάγει δύο Υἱούς, ἕνα μὲν τὸν ἐκ τοῦ Θεοῦ καὶ Πατρός, δεύτερον δὲ τὸν
- 45. Καὶ εἰ δεῖ συντόμως εἰπεῖν, ἄλλο μὲν καὶ ἄλλο τὰ ἐξ ὧν ὁ Σωτὴρ (εἴπερ μὴ
- 46. Λέγω δὲ ἄλλο καὶ ἄλλο, ἔμπαλιν ἢ ἐπὶ τῆς Τριάδος ἔχει. ᾿Εκεῖ μὲν γὰρ ἄλλος καὶ
- 48. Скачать презентацию
Слайд 4VITA
VITA
Слайд 6Избранная библиография
Иларион (Алфеев), игум. Жизнь и учение св. Григория Богослова. М., 1998
Избранная библиография
Иларион (Алфеев), игум. Жизнь и учение св. Григория Богослова. М., 1998
Еп. Иларион Алфеев. Православная энциклопедия. Т. 12, С. 668-712 - http://www.pravenc.ru/text/166811.html
Николай Виноградов, иер. Догматическое учение святого Григория Богослова. Казань, 1887 – 508 c.
Bernardi J. St. Grégoire de Nazianze: Le théologien et son temps. Paris, 1995
J.A. McGuckin. St. Gregory of Nazianzus: an intellectual biography. NY: St Vladimir’s Seminary Press, 2001
https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/
Слайд 10хронология жизни и эпохи
329 – рождение, Назианз, Кесария
348 – обучение в Александрии
350
хронология жизни и эпохи
329 – рождение, Назианз, Кесария
348 – обучение в Александрии
350
«Твоим я был прежде, Твой есмь и ныне... Для Тебя буду жить, если избегну страшной опасности! Ты потеряешь Своего служителя, если не спасешь меня! Ученик Твой попал в бурю: оттряси же сон, или приди по водам, и прекрати этот ужас!» (De vita… 101-; cм. рус. перевод: с. 23-)
Слайд 11357 – возвращение из Афин
362 – посвящение отцом в пресвитера
363
357 – возвращение из Афин
362 – посвящение отцом в пресвитера
363
361-363 – указ Юлиана против христианских учителей
Слайд 12Contra Julianum imperatorem 1 (orat. 4) 12
῾Ημέτεροι, φησὶν, οἱ λόγοι, καὶ τὸ
Contra Julianum imperatorem 1 (orat. 4) 12
῾Ημέτεροι, φησὶν, οἱ λόγοι, καὶ τὸ
[Юлиан:] Словесные науки и греческая образованность — наши; так как нам же принадлежит и чествование богов; а ваш удел — необразованность и грубость; так как у вас вся мудрость состоит в одном: веруй…
Слайд 13Ibid. 16
τὸ δ' οὖν ἡμέτερον τοιοῦτόν ἐστιν· Οὔτε φωνὴ τῶν εὑρομένων μόνον
Ibid. 16
τὸ δ' οὖν ἡμέτερον τοιοῦτόν ἐστιν· Οὔτε φωνὴ τῶν εὑρομένων μόνον
[Григорий] А наше рассуждение таково: и язык и всякое искусство, или полезное учреждение, какое бы ты себе ни представил, принадлежат не одним изобретателям, а всем, ими пользующимся; и как в искусной музыкальной гармонии одна струна издает тот звук, другая — другой, высокий или низкий, но все подчиняется одному искусному руководителю хора и составляет одну прекрасную гармонию;
Слайд 14 οὕτω κἀν τούτοις ὁ τεχνίτης καὶ δημιουργὸς Λόγος ἄλλον μὲν ἄλλης τινὸς
οὕτω κἀν τούτοις ὁ τεχνίτης καὶ δημιουργὸς Λόγος ἄλλον μὲν ἄλλης τινὸς
так и здесь — высочайший Художник и Зиждитель — Слово, хотя избрал различных изобретателей разных полезных учреждений и искусств, но все предложил всем, кто хочет, дабы соединить нас узами взаимного общения и человеколюбия и украсить жизнь нашу кротостью
Слайд 15372 – рукоположение во епископа (Сасимы)
«На большой дороге, пролегающей через Каппадокию, есть
372 – рукоположение во епископа (Сасимы)
«На большой дороге, пролегающей через Каппадокию, есть
De vita sua, lin. 439–445
Слайд 17Гр. Нисс. и Гр. Богосл. Миниатюра. XI в. (Dionys. 61. Fol. 113r)
Гр. Нисс. и Гр. Богосл. Миниатюра. XI в. (Dionys. 61. Fol. 113r)
Слайд 18375 – переезд в Селевкию
январь 379 г. – восшествие имп. Феодосия Старшего
375 – переезд в Селевкию
январь 379 г. – восшествие имп. Феодосия Старшего
379-381 – епископство к Константинополе
май 381 – II Вселенский собор
Слайд 19КОНСТАНТИНОПОЛЬ
379–381 гг.
КОНСТАНТИНОПОЛЬ
379–381 гг.
Слайд 21 Константинопольский период 379–381
первое время в Константинополе и первая реакция ариан на
Константинопольский период 379–381
первое время в Константинополе и первая реакция ариан на
клевета со стороны ариан на Г. Б. и их столкновения православными
эпизод с Максимом-Киником
затишье, во время которого проповеди Г. Б. привлекают к себе даже еретиков
передача православным церковных зданий и имущества в Константинополе
II Вселенский собор
Слайд 22Миниатюра. XI в.
Отплытие из Константинополя. Миниатюра. XI в.
Миниатюра. XI в.
Отплытие из Константинополя. Миниатюра. XI в.
Слайд 23OPERA (CPG II 3010–3125)
Orationes – 45
догматические, литургические, похвальные, полемические, биографические
Epistulae ок.
OPERA (CPG II 3010–3125)
Orationes – 45
догматические, литургические, похвальные, полемические, биографические
Epistulae ок.
Carminae
догматические – 38, нравственные, исторические и автобиографические – 206
Слайд 24издания и переводы
PG T. 35–38 на основе еditio princeps (парижские мавристы): т.
издания и переводы
PG T. 35–38 на основе еditio princeps (парижские мавристы): т.
Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиеп. Константинопольского: В 2 т. СПб., 1912. Серг. П., 1994 (репринт)
Слайд 25Библиографический указатель к «Творениям святых отцов в русском переводе» / ред. А.Г.Дунаева,
Библиографический указатель к «Творениям святых отцов в русском переводе» / ред. А.Г.Дунаева,
см. http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bibliograficheskij-ukazatel-k-tvorenijam-svjatyh-ottsov-v-russkom-perevode/ ; сводная таблица: http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bibliograficheskij-ukazatel-k-tvorenijam-svjatyh-ottsov-v-russkom-perevode/66
Слайд 26DOCTRINA
DOCTRINA
Слайд 27избранные темы
великие мировые эпохи
принципы церковной проповеди
тринитарное богословие
христологическое богословие
избранные темы
великие мировые эпохи
принципы церковной проповеди
тринитарное богословие
христологическое богословие
Слайд 28
1. великие мировые эпохи
1. великие мировые эпохи
Слайд 29Oratio 31. 25
Δύο γεγόνασι μεταθέσεις βίων ἐπιφανεῖς ἐκ τοῦ παντὸς αἰῶνος,
Oratio 31. 25
Δύο γεγόνασι μεταθέσεις βίων ἐπιφανεῖς ἐκ τοῦ παντὸς αἰῶνος,
В продолжение веков были два знаменитые преобразования жизни человеческой, называемые двумя Заветами и, по известному изречению Писания, потрясениями земли (Агг 2:7). Одно вело от идолов к Закону, а другое от Закона — к Евангелию. Благовествую и о третьем потрясении — о преставлении от здешнего к тамошнему, непоколебимому и незыблемому.
Слайд 30
2. принципы церковной проповеди
«не принуждением, но убеждением»
2. принципы церковной проповеди
«не принуждением, но убеждением»
Слайд 31 ταὐτὸν δὲ αἱ δύο διαθῆκαι πεπόνθασι. τί τοῦτο; οὐκ ἀθρόως μετεκινήθησαν, οὐδὲ
ταὐτὸν δὲ αἱ δύο διαθῆκαι πεπόνθασι. τί τοῦτο; οὐκ ἀθρόως μετεκινήθησαν, οὐδὲ
Oratio 31. 25
Но с обоими Заветами произошло одно и то же. Что именно? Они вводились не вдруг, не по первому приему за дело. Для чего же? Нам нужно было знать, что нас не принуждают, а убеждают. Ибо что не произвольно, то и непрочно, как поток или растение ненадолго удерживаются силою. Добровольное же и прочнее и надежнее. И первое есть дело употребляющего насилие, а последнее собственно наше. Первое свойственно насильственной власти, а последнее — Божию правосудию. Поэтому Бог определил, что не для нехотящих должно делать добро, но — благодетельствовать желающим.
Слайд 32 ἡ πρώτη τὰ εἴδωλα περικόψασα τὰς θυσίας συνεχώρησεν· ἡ δευτέρα τὰς θυσίας
ἡ πρώτη τὰ εἴδωλα περικόψασα τὰς θυσίας συνεχώρησεν· ἡ δευτέρα τὰς θυσίας
ἐκεῖνο τῆς οἰκονομίας, τοῦτο τῆς τελειότητος
То, что первый Завет, запретив идолов, допустил жертвы; а второй, отменив жертвы, не запретил обрезания. Потом, которые однажды согласились на отмену, те уступили и уступленное, одни — жертвы, другие — обрезание, и стали из язычников иудеями, и из иудеев Христианами, будучи увлекаемы к Евангелию постепенными изменениями. … То было нужно для домостроительства, а это для совершенства
Слайд 33De vita sua 1293–1301 (ср. carm. 1. 3. 15–35)
…οὐ γὰρ κατείργειν,
De vita sua 1293–1301 (ср. carm. 1. 3. 15–35)
…οὐ γὰρ κατείργειν,
…и сам признаю законным не принуждать, но убеждать, и нахожу это более полезным как для нас самих, так и для тех, кого приводим к Богу. Невольное, сдерживаемое силой, как стрела, остановленная тетивой и могучей рукой, или ручей, который отовсюду преграждается в своем течении, при первом удобном случае презирает сдерживающую силу. А добровольное навсегда прочно, потому что связано нерушимим узами любви…
Слайд 34…ἐν ἐπιεικείᾳ <καὶ> πραΰτητι ὡς βασιλεὺς πέμπων υἱὸν βασιλέα ἔπεμψεν, ὡς θεὸν
…ἐν ἐπιεικείᾳ <καὶ> πραΰτητι ὡς βασιλεὺς πέμπων υἱὸν βασιλέα ἔπεμψεν, ὡς θεὸν
…Он послал Его с благостию и кротостию. Он послал как царь, посылающий царя сына, послал как Бога, послал к человекам, послал как спасающий, как убеждающий, а не принуждающий, ибо Богу несвойственно принуждение
Epistula ad Diognetum, 7
Слайд 35Ср. Василий Великий «О Святом Духе» XIV, 33
…сообразно с предуготовительным способом учения,
Ср. Василий Великий «О Святом Духе» XIV, 33
…сообразно с предуготовительным способом учения,
κατὰ τὸν εἰσαγωγικὸν τῆς διδασκαλίας τρόπον, ἐν τῇ κατὰ τὴν εὐσέβειαν γυμνασίᾳ πρὸς τὴν τελείωσιν ἐναγόμενοι, τοῖς εὐληπτοτέροις πρῶτον καὶ συμμέτροις ἡμῖν κατὰ τὴν γνῶσιν ἐστοιχειώθημεν· τοῦ οἰκονομοῦντος τὰ ἡμέτερα, ὥσπερ ὀφθαλμοὺς ἐν σκότῳ τραφέντας, τῷ κατ’ ὀλίγον ἐθισμῷ πρὸς τὸ μέγα φῶς τῆς ἀληθείας ἀνάγοντος.
Слайд 36В глубине богатства Своей премудрости и не исследованных судах разумения предначертал Он
В глубине богатства Своей премудрости и не исследованных судах разумения предначертал Он
Φειδοῖ γὰρ τῆς ἀσθενείας ἡμῶν, ἐν τῷ βάθει τοῦ πλούτου τῆς σοφίας αὐτοῦ καὶ τοῖς ἀνεξιχνιάστοις κρίμασι τῆς συνέσεως τὴν προσηνῆ ταύτην καὶ εὐάρμοστον ἡμῖν ὑπέδειξεν ἀγωγήν, τὰς σκιὰς πρότερον ὁρᾷν τῶν σωμάτων καὶ ἐν ὕδατι βλέπειν τὸν ἥλιον προεθίζων, ὡς μὴ εὐθὺς τῇ θέᾳ τοῦ ἀκράτου φωτὸς προσβαλόντας ἀμαυρωθῆναι. Κατὰ γὰρ τὸν ἴσον λόγον ὅ τε νόμος, «σκιὰν ἔχων τῶν μελλόντων», καὶ ἡ διὰ τῶν προφητῶν προτύπωσις, αἴνιγμα οὖσα τῆς ἀληθείας, γυμναστήρια τῶν ὀφθαλμῶν τῆς καρδίας ἐπινενόηται· ὡς ἀπὸ τούτων ῥᾳδίας τῆς μεταβάσεως ἡμῖν πρὸς τὴν ἀποκεκρυμμένην ἐν μυστηρίῳ σοφίαν γενησομένης
Слайд 37
3. тринитарное богословие
3. тринитарное богословие
Слайд 38De spiritu sancto (orat. 31) 14 (Пятое о богословии)
ἡμῖν εἷς θεός,
De spiritu sancto (orat. 31) 14 (Пятое о богословии)
ἡμῖν εἷς θεός,
У нас один Бог, потому что Божество одно. И к Единому возводятся сущие от Бога, хотя и веруется в Трех; потому что как Один не больше, так и другой не меньше есть Бог; и Один не прежде, и другой не после: Они и хотением не отделяются, и по силе не делятся; и все то не имеет места, что бывает в вещах делимых.
Слайд 39 εἰ δεῖ συντόμως εἰπεῖν, ἡ θεότης· καὶ οἷον ἐν ἡλίοις τρισὶν ἐχομένοις
εἰ δεῖ συντόμως εἰπεῖν, ἡ θεότης· καὶ οἷον ἐν ἡλίοις τρισὶν ἐχομένοις
Напротив того, если выразиться короче, Божество в Разделенных неделимо, как в трех солнцах, которые заключены одно в другом, одно растворение света. Посему когда имеем в мысли Божество, первую причину и единоначалие, тогда представляемое нами –– одно. А когда имеем в мысли Тех, в Которых Божество, Сущих от первой Причины, и Сущих от Нее довременно и равночестно; тогда Поклоняемых –– три
Слайд 40
4. христологическое богословие
4. христологическое богословие
Слайд 41АПОЛЛИНАРИЙ (младший) († 390), еп. Лаодикии Сирийской, сын пресв. АполлинарияАПОЛЛИНАРИЙ (младший) (†
АПОЛЛИНАРИЙ (младший) († 390), еп. Лаодикии Сирийской, сын пресв. АполлинарияАПОЛЛИНАРИЙ (младший) (†
Λόγος
λόγος
ψυχή ψυχή
σάρξ σάρξ
Слайд 42 Εἴ τις εἰς ἄνουν ἄνθρωπον ἤλπικεν, ἀνόητος ὄντως ἐστὶ καὶ οὐκ ἄξιος
Εἴ τις εἰς ἄνουν ἄνθρωπον ἤλπικεν, ἀνόητος ὄντως ἐστὶ καὶ οὐκ ἄξιος
Если кто понадеялся на человека, не имеющего ума, то он действительно не имеет ума и не достоин быть всецело спасенным, ибо невосприятие не уврачевано, но что соединилось с Богом, то и спасается. Если Адам пал одной половиной, то воспринята и спасена одна половина. А если пал всецелый, то со всецелым родившимся соединился и всецело спасается. Посему да не завидуют нам во всесовершенном спасении и да не приписывают Спасителю одних только костей, жил и облика человеческого.
Ерistula 101. 32-33
Слайд 43Ерistula 101. 13-21
Οὐδὲ γὰρ τὸν ἄνθρωπον χωρίζομεν τῆς θεότητος, ἀλλ' ἕνα
Ерistula 101. 13-21
Οὐδὲ γὰρ τὸν ἄνθρωπον χωρίζομεν τῆς θεότητος, ἀλλ' ἕνα
Мы не отделяем в Нем человека от Божества, но учим, что один и тот же - прежде не человек, но Бог и Сын Единородный, предвечный, не имеющий ни тела, ни чего-либо телесного, а, наконец, и человек, воспринятый для нашего спасения, подлежащий страданию по плоти, бесстрастный по Божеству, ограниченный по телу, не ограниченный по духу, один и тот же - земной и небесный, видимый и умопредставляемый, вместимый и невместимый, чтобы всецелым человеком и Богом воссоздан был всецелый человек, падший под грех.
Слайд 44 Εἴ τις εἰσάγει δύο Υἱούς, ἕνα μὲν τὸν ἐκ τοῦ Θεοῦ καὶ
Εἴ τις εἰσάγει δύο Υἱούς, ἕνα μὲν τὸν ἐκ τοῦ Θεοῦ καὶ
Если кто вводит двух сынов - одного от Бога и Отца, а другого от Матери, а не одного и того же, то да лишится он усыновления, обещанного правоверным. Ибо хотя два естества - Бог и человек (как в человеке душа и тело), но не два сына, не два Бога (как и здесь не два человека, хотя Павел (2Кор.4:16) наименовал человеком и внешнее, и внутреннее в человеке).
Слайд 45 Καὶ εἰ δεῖ συντόμως εἰπεῖν, ἄλλο μὲν καὶ ἄλλο τὰ ἐξ ὧν
Καὶ εἰ δεῖ συντόμως εἰπεῖν, ἄλλο μὲν καὶ ἄλλο τὰ ἐξ ὧν
Короче говоря, в Спасителе есть иное и иное, потому что не тождественно невидимое с видимым и довременное с тем, что под временем; но не имеет в Нем места иной и иного Сего да не будет! Ибо то и другое вместе - и Бог очеловечился, и человек обожился, или как ни наименовал бы кто сие.
Слайд 46 Λέγω δὲ ἄλλο καὶ ἄλλο, ἔμπαλιν ἢ ἐπὶ τῆς Τριάδος ἔχει. ᾿Εκεῖ
Λέγω δὲ ἄλλο καὶ ἄλλο, ἔμπαλιν ἢ ἐπὶ τῆς Τριάδος ἔχει. ᾿Εκεῖ
Когда же говорю "иное и иное", понимаю сие иначе, нежели как нужно понимать Троицу. Там Иной и Иной, чтобы не слить Ипостасей, а не иное и иное, ибо Три Ипостаси по Божеству суть едины и тождественны.