Слайд 2Географическое расположение
Народам Арабского Востока принадлежит важное место в истории культуры человечества. Не
случайно средневековые географы называли Арабский Восток грудью мира: здесь в течение многих столетий билось сердце мировой цивилизации.
Слайд 3Аравийский полуостров
Культура народов, населявших Аравийский полуостров, известна с глубокой древности.
Античные географы
называли южную, земледельческую Аравию “счастливой” . Здесь с середины первого тысячелетия до н.э. существовали богатые государства: Минейское, а позднее Сабейское.
В первом тысячелетии до н.э. в северо-западной части полуострова (так называемой “каменистой Аравии” ) возникло государство Набатеев. Процветание этих царств определялось выгодным экономическим положением на мировых путях сообщения и обширной посреднической торговлей с Египтом, Передней Азией и Индией.
Слайд 6Столица государства Набатеев – город Петра - уникальный комплекс скальных храмов, гробниц,
театров и других сооружений.
Слайд 8Бедуины
Основную массу населения Аравии с древних времен составляли кочевники, занимавшиеся скотоводством
в степях и полупустынях полуострова.
Слайд 9Государство Омейядов
Политическое объединение арабов в начале VII века происходило под эгидой
мировой религии — ислама. В VII веке арабы завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Египет и Иран.
Слайд 10Южная стена Храмовой горы, мечеть Аль-Акса, дворец Омейядов.
Слайд 11Новая религия оказала огромное влияние на развитие арабского государства, вызвав необычайный расцвет
культуры, который продолжался и после распада государства Омейядов.
Слайд 12Орнамент
Когда речь идет о влиянии ислама на изобразительное искусство, обычно указывают на
запрещение изображать живые существа под страхом религиозной кары. Религиозная традиция решительно отвергала возможность изображения божества.
В мечетях и других культовых зданиях не разрешалось помещать также изображения людей. Коран и другие богословские книги украшались только орнаментом.
Слайд 14Восточный орнамент
“Несчастье тому, — читаем мы в комментариях к Корану, — кто
будет изображать живое существо! В день последнего суда лица, которых художник представил, сойдут с картины и придут к нему с требованием дать им душу. Тогда этот человек, не могущий дать своим созданиям души, будет сожжен в вечном пламени” ; “Берегитесь изображать господа или человека, а пишите только деревья, цветы и неодушевленные предметы” .
Слайд 15Арабеска
Первоначально в арабеске (искусство орнамента) преобладали растительные мотивы. Позднее получил распространение
гирих — линейно-геометрический орнамент, построенный на сложном сочетании многоугольников и многолучевых звезд.
Слайд 17Мукарны
Широкое применение в архитектуре Арабского Востока получили сталактиты (мукарны) — декоративное заполнение
сводов, ниш и карнизов в виде призматических фигурок с нитеобразным вырезом, расположенных выступающими один над другим рядами. Возникли сталактиты из конструктивного приема — особой кладки кирпича для создания в углах помещений перехода от квадрата стен к кругу купола.
Слайд 18Прикладное искусство
Исключительно важная роль в художественной культуре стран Арабского Востока принадлежала прикладному
искусству. В художественных ремеслах нашли яркое выражение местные древние традиции искусства, тесно связанного с народным бытом. Арабам — мастерам прикладного искусства — было свойственно высокое эстетическое “чувство вещи”, позволявшее, не нарушая практических функций предмета, придавать ему красивую форму и умело располагать на его поверхности узор.
Слайд 19Архитектура жилищ
Общие для многих народов Ближнего и Среднего Востока особенности архитектуры были
связаны с природно-климатическими условиями стран и возможностями строительной техники. В архитектуре жилищ издавна были выработаны приемы планировки домов с внутренними дворами и с защищенными от зноя террасами.
Слайд 20Арки и купола
Строительная техника породила особые конструкции из глины, кирпича и камня.
Зодчие того времени создали разнообразные формы арок — подковообразных и особенно стрельчатых, изобрели свои системы сводчатых перекрытий. Исключительного мастерства и художественной выразительности достигли они в кладке больших куполов.
Слайд 21Мечеть и медресе Хасана, Каир, 1363 год.
Слайд 22Мечеть Ибн -Тулуна, 9 век. Мечеть является одним из старейших действующих монументов.