Презентация на тему Древнерусская иконопись

Содержание

Слайд 2

 Странные застывшие лица, вернее лики с выразительными глазами, смотрят на нас с икон ,

Странные застывшие лица, вернее лики с выразительными глазами, смотрят на нас с
проникая прямо в душу. А знаете ли вы, что называется ИКОНОЙ?

Слайд 3

Икона – это картина, изображающая святых и эпизоды из Библии. “Икона”

Икона – это картина, изображающая святых и эпизоды из Библии. “Икона” в
в переводе с греческого обозначает “образ”, “изображение”.

На Руси иконы так и называли - “образа”.

Слайд 4

Иконы возникли еще до зарождения древнерусской культуры в Византии и получили широкое

Иконы возникли еще до зарождения древнерусской культуры в Византии и получили широкое
распространение во всех православных странах. Там храмы в основном строили из камня. Каменные стены штукатурили и украшали наравне с иконами, мозаиками и фресками (картинами, написанными по сырой штукатурке), скульптурными изображениями святых.

Слайд 5

Русская православная церковь возражала против скульптур в храмах, т.к. боялась нового идолопоклонничества

Русская православная церковь возражала против скульптур в храмах, т.к. боялась нового идолопоклонничества
(ведь раньше славяне-язычники поклонялись идолам), поэтому иконопись нигде не достигла такого развития, как на Руси. Церкви у нас были в основном деревянными. Своим удобством размещения в храме, яркостью, прочностью красок иконы, написанные на досках, как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей.

Слайд 6

Властно приковывая к себе взоры молящихся, иконы превращали даже самую бедную церквушку в

Властно приковывая к себе взоры молящихся, иконы превращали даже самую бедную церквушку
сказочную сокровищницу красоты и покоя. Когда перед иконой зажигали свечи, то яркие краски начинали сиять, переливаться. Это было очень красиво и так не похоже на всё остальное, окружавшее людей в их обычной непростой жизни, что им казалось: они чувствуют присутствие Бога.         Если присмотреться к иконам, то можно увидеть общее, что изображается без исключения на всех иконах, является символом иконы - это нимб, сияющий круг вокруг голов святых. Нимб символизирует святость. А основной символ христианства – крест, он напоминает о мученической смерти распятого Христа.

Слайд 7

В древности к иконе как к предмету поклонения относились с большим

В древности к иконе как к предмету поклонения относились с большим уважением.
уважением. Икона считалась самым лучшим и ценным подарком.
В старину иконы были в каждом доме, на почётном месте - в красном углу - висели образа. Пред ними горела лампада. Иконы устанавливали у развилок дорог, у колодцев, вывешивали на воротах, при въезде в город. Над проездной аркой Спасской башни Московского Кремля до сих пор есть белокаменная ниша, где висела когда-то икона Спасителя, давшая башне название. 

Слайд 8

 Икона «Богоматерь Владимирская»Константинополь. 12 век

Икона "Богоматерь Владимирская", присланная в начале XII века

Икона «Богоматерь Владимирская»Константинополь. 12 век Икона "Богоматерь Владимирская", присланная в начале XII
на Русь из Константинополя, находилась сначала в Вышгородском женском монастыре близ Киева. В 1158 году князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, взял икону с собой, отправляясь в Ростово-Суздальскую землю. В том же году был заложен Успенский собор во Владимире , в котором и была помещена икона. С XV века икона "Богоматерь Владимирская" находилась в Успенском соборе Московского Кремля, в местном ряду иконостаса, слева от царских врат.  Икона "Богоматерь Владимирская" принадлежит к числу наиболее древних и прославленных святынь русской Церкви.

Слайд 9

Андрей Рублев (? – около 1430)

Иконописец.        Первое дошедшее до нас летописное свидетельство об Андрее

Андрей Рублев (? – около 1430) Иконописец. Первое дошедшее до нас летописное
Рублеве содержится в Троицкой летописи, согласно которой мастер расписывал Благовещенский собор Московского Кремля (1405) вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца. С именем Андрея Рублева исследователи также связывают миниатюры Евангелия Хитрово, фрески Успенского собора на Городке в Звенигороде (около 1400) и иконы  так называемого "Звенигородского чина" (начало XV века) – "Спас", "Архангел Михаил", "Апостол Павел".          К бесспорным работам выдающегося иконописца относятся росписи Успенского собора во Владимире, созданные в 1408 году совместно с Даниилом Черным, и  "Троица" (1425–1427) - храмовая икона Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, выполненная по заказу Никона Радонежского.         

Слайд 10

Троица Ветхозаветная. Андрей Рублев.  1422-1427.

Троица Ветхозаветная. Андрей Рублев. 1422-1427.

Слайд 11

В последние годы  жизни Андрей Рублев был иноком Спасо-Андроникова монастыря в Москве,

В последние годы жизни Андрей Рублев был иноком Спасо-Андроникова монастыря в Москве,
где расписывал Спасский собор. Похоронен на территории монастыря. Причислен Русской Православной Церковью к лику святых.        Искусство Андрея Рублева было тесно связано с формированием идейных и нравственных идеалов  его эпохи. Стремление к укреплению русской  государственности и национального самосознания были особенно актуальны после Куликовской битвы (1380). Призывы к миру, единству и всеобщему согласию, содержащиеся в учении преподобного Сергия Радонежского и его последователей, воплотились в иконописи Андрея Рублева. Отличительные черты его стиля – особая мягкость и плавность линий, тяготеющих к закругленности, что прослеживается и в композиционных построениях; светлый, лишенный резких контрастов колорит; удивительная  гармония и одухотворенность образов.

Слайд 12

Спас.  Андрей Рублев. 1420-е гг.

Спас. Андрей Рублев. 1420-е гг.

Слайд 13

Апостол Павел. Андрей Рублев.

Апостол Павел. Андрей Рублев.

Слайд 14

Архангел Михаил.  Андрей Рублев. Первая четверть XV в.

Архангел Михаил. Андрей Рублев. Первая четверть XV в.

Слайд 15

Феофан Грек (? – после 1405)

  Иконописец.        Византийский художник, работавший на Руси в последней

Феофан Грек (? – после 1405) Иконописец. Византийский художник, работавший на Руси
трети XIV – начале XV  века. Согласно "Посланию Епифания Премудрого Кириллу Тверскому" (1415), Феофан расписывал церкви в Константинополе, Халкидоне, Галате, Кафе, Великом и Нижнем Новгороде и Москве (всего более 40 храмов). Из бесспорных произведений Феофана до наших дней дошли только фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде (1378).        В Москве, по летописным свидетельствам, Феофан Грек вместе с Семеном Черным выполнял росписи церкви Рождества Богородицы с приделом воскрешения Лазаря (1395), вместе с учениками работал в Архангельском  соборе Московского Кремля (1399) и совместно с Андреем Рублевым и Прохором с Городца расписывал Благовещенский собор Московского Кремля (1405). С именем Феофана исследователи также связывают некоторые иконы из  деисусного чина  Благовещенского собора Московского Кремля и еще ряд памятников, в числе которых икона "Богоматерь Донская" (1380–1390-е).

Слайд 16

Богоматерь Донская. Икона. Феофан Грек. ГТГ.

Богоматерь Донская. Икона. Феофан Грек. ГТГ.

Слайд 17

Преображение. Икона. Феофан Грек

Преображение. Икона. Феофан Грек

Слайд 18

Пантократор. Фреска. Феофан Грек

Пантократор. Фреска. Феофан Грек

Слайд 19

Успение. Феофан Грек (?). Конец XIV в. (Около 1392 г. ?).

Успение. Феофан Грек (?). Конец XIV в. (Около 1392 г. ?).

Слайд 20

Старец Макарий Египетский.Фреска. Феофан Грек

Старец Макарий Египетский.Фреска. Феофан Грек

Слайд 21

 Дионисий (?–1503)

Иконописец.        Наиболее ранней из известных работ Дионисия были росписи Рождественского собора Пафнутьево-Боровского монастыря,

Дионисий (?–1503) Иконописец. Наиболее ранней из известных работ Дионисия были росписи Рождественского
исполненные между 1467 и 1476 годами, совместно с монастырским старцем Митрофаном. Сведения об этом сохранились в летописях и в Житии преподобного Пафнутия Боровского - основателя монастыря. Сами росписи до нас не дошли, поскольку монастырский собор был разрушен и выстроен заново в конце XVI века.        В 1481 году Дионисий возглавил артель иконописцев, создавшую первоначальный иконостас Успенского собора Московского Кремля. Дляместного ряда этого иконостаса могли быть предназначены две житийные иконы с изображениями  московских святителей – митрополитов Петра и Алексия. В 1484 году вместе с сыновьями Феодосием и Владимиром начал расписывать Успенский собор Иосифо-Волоколамского монастыря по заказу основателя обители преподобного Иосифа Волоцкого.        

Слайд 22

Алексий Митрополит, с житием.  Дионисий. Начало XVI в

Алексий Митрополит, с житием. Дионисий. Начало XVI в

Слайд 23

Петр Митрополит, с житием.  Дионисий. Начало XVI в

Петр Митрополит, с житием. Дионисий. Начало XVI в

Слайд 24

Дмитрий Прилуцкий, с житием.  Дионисий (?). Около 1503 г

Дмитрий Прилуцкий, с житием. Дионисий (?). Около 1503 г

Слайд 25

Искусство Дионисия воплотило лучшие художественные достижения последней трети XV – начала XVI 

Искусство Дионисия воплотило лучшие художественные достижения последней трети XV – начала XVI
века, отразившие духовные искания того времени. Ясность композиционного решения, удлиненные пропорции фигур, высветленный колорит с преобладанием чистых, звучных красок придают произведениям мастера особую одухотворенность.

Слайд 26

Симон Ушаков   (1626–1686)

Иконописец.        "Жалованный иконописец" Оружейной палаты. Руководил иконописной мастерской (1664–1686), работал в Золотой

Симон Ушаков (1626–1686) Иконописец. "Жалованный иконописец" Оружейной палаты. Руководил иконописной мастерской (1664–1686),
и Серебряной палатах (1648–1664), создавал рисунки для церковной утвари, ювелирных украшений, шитья и т.п. Написал иконы для церкви Троицы в Никитниках, прихожанином которой он был, церкви Георгия Неокесарийского на Большой Полянке ("Богоматерь Елеуса Киккская", 1668) и многих других церквей.         Искусство Ушакова сохранило свое влияние на развитие русской иконописи вплоть до  XIX века. Оно явилось компромиссом между средневековой традицией и новыми тенденциями европейской живописи. Нововведения художника – "живоподобная" светотеневая моделировка ликов, стремление к передаче реального объема – нашли теоретическое обоснование в "Слове к  люботщательному иконного писания".         К наиболее известным работам Ушакова относится "Богоматерь Владимирская (Древо Московского государства – Похвала Богоматери Владимирской)" (1668).

Слайд 27

Архангел Михаил, попирающий диавола. Икона С. Ушакова.1676. ГТГ

Архангел Михаил, попирающий диавола. Икона С. Ушакова.1676. ГТГ

Слайд 28

Тайная вечеря. Икона С. Ушакова.1685. Сергиево-Посадский музей-заповедник

Тайная вечеря. Икона С. Ушакова.1685. Сергиево-Посадский музей-заповедник

Слайд 29

Богоматерь Владимирская (Древо Московского государства. Похвала Богоматери Владимирской). Икона С. Ушакова. 1668.

Богоматерь Владимирская (Древо Московского государства. Похвала Богоматери Владимирской). Икона С. Ушакова. 1668. ГТГ
ГТГ

Слайд 30

Троица. Икона С. Ушакова. 1671. ГРМ

Троица. Икона С. Ушакова. 1671. ГРМ

Слайд 31

Спас Нерукотворный. Икона С. Ушакова. 1678. ГТГ

Спас Нерукотворный. Икона С. Ушакова. 1678. ГТГ