Презентация на тему Архаика

Содержание

Слайд 2

В архаический период уже стала складываться особая государственная система, объединяющая затем

В архаический период уже стала складываться особая государственная система, объединяющая затем греческие
греческие государства: не единое государство, расширяющееся в стремлении к мировому господству, как на Востоке, а ряд небольших государств в границах, определяемых островной природой и родовой организацией.
Каждый греческий полис (город-государство) имел свой диалект, собственных богов и героев, календарь и монету.
Доминантой в создании древнего грека – гражданина полиса – являлось ощущение свободы, нарастающее в архаический период, достигшее апогея в классический период и болезненно утрачиваемый в эллинистический.

Слайд 3

Различия в характерах, пристрастиях граждан отдельных полисов вели к соперничеству и

Различия в характерах, пристрастиях граждан отдельных полисов вели к соперничеству и самоутверждению
самоутверждению древних греков в своем обособленном уголке – полисе.
Однако впечатляющим свидетельством принадлежности греков к некоему единству были греко-персидские войны, оборонительные для греков, а также возможность участвовать в Олимпийских играх.

Стадион в Древней Олимпии.

Слайд 4

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ, в античности древнейшие и самые знаменитые из всегреческих игр. Справлялись

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ, в античности древнейшие и самые знаменитые из всегреческих игр. Справлялись
в честь Зевса Олимпийского через каждые четыре года, летом, в Элиде (области на северо-западе Пелопоннеса) в Священном городе Олимпии у подножия горы Олимп.

Реконструкция храма Зевса в Олимпии.

Слайд 5

Судьи и участники забега.

Судьи и участники забега.

Слайд 6

Скачки на колесницах.

Скачки на колесницах.

Слайд 7

В апреле 1896 по инициативе Пьера де Кубертена в Афинах состоялась Первая

В апреле 1896 по инициативе Пьера де Кубертена в Афинах состоялась Первая
Олимпиада, положившая начало современному олимпийскому движению.

О спорт, ты – мир!

Слайд 9

В период архаики появились все важнейшие тенденции, характерные для зрелого искусства

В период архаики появились все важнейшие тенденции, характерные для зрелого искусства Древней
Древней Греции.
В это время складывается рабовладельческое общество, в недрах которого появляются первые ростки демократии.
Развиваются наука, литература, философское мышление, театр. Наступает время первого расцвета греческого искусства.
Складывается греческий архитектурный ордер (система пропорционального соотношения между несомыми и несущими чертами постройки), ставший одним из важнейших элементов архитектурных сооружений последующих столетий.

Слайд 10

Все достижения архитектуры того времени как конструктивные, так и декоративные связаны

Все достижения архитектуры того времени как конструктивные, так и декоративные связаны со
со строительством храмов.
Храм, посвященный богу-покровителю города, строился на деньги

города-полиса, и, таким образом, принадлежал всему обществу. Номинально оставаясь жилищем бога, он служил земным общественным целям: был хранилищем городской казны, художественных ценностей, считавшихся достоянием всего города-полиса.
Храм возводился на самом высоком месте, обычно на акрополе, доминируя над городскими постройками, в центре городской площади, служившей местом общественных собраний, празднеств, религиозных шествий.

Слайд 11

В процессе развития греческого храмового зодчества сложилось несколько типов храмов.

Типы греческих

В процессе развития греческого храмового зодчества сложилось несколько типов храмов. Типы греческих
храмов.
1 — периптер,
2 — псевдопериптер,
3 — псевдодиптер,
4 — амфипростиль,
5 — простиль,
6 — храм в антах,
7 — толос,
8 — моноптер,
9 — диптер.

Слайд 12

Классическим, наиболее распространенным типом греческого храма стал периптер (что означает "оперенный") -

Классическим, наиболее распространенным типом греческого храма стал периптер (что означает "оперенный") -
прямоугольный храм, со всех сторон окруженный колоннами.

Слайд 13

В результате длительной эволюции храма сложилась архитектурная система, впоследствии названная ОРДЕРОМ (что

В результате длительной эволюции храма сложилась архитектурная система, впоследствии названная ОРДЕРОМ (что
означает "порядок"). В узком смысле ордер - это система соотношений между колоннами (несущая часть) и антаблементом (несомая часть).

Слайд 14

Греческий архитектурный ордер состоял из следующих элементов: колонна, поставленная на базу или

Греческий архитектурный ордер состоял из следующих элементов: колонна, поставленная на базу или
без базы, стоящая на стилобате -верхней плите каменного основания); колонну украшает капитель, на которую опирается несущая балка - архитрав, вместе с декоративным фризом и карнизом, образующий антаблемент. Двускатная крыша и карниз создали треугольные фронтоны.

Слайд 15

В пору архаики ордер сложился в двух вариантах: дорическом и ионическом

В пору архаики ордер сложился в двух вариантах: дорическом и ионическом Дорический
Дорический периптер стоял на каменном основании - стереобате (обычно из трех ступеней). Колонна, украшенная вертикальными желобками - каннелюрами, не имела базы, ее завершала простая по форме круглая подушка - эхин, над ней - квадратная плита - абака. Фриз представлял собой чередование квадратных плит - метопы - и вертикально вытянутых плит - триглифы. Метопы и фронтоны украшались скульптурными рельефами.

Слайд 16

По мнению греков, дорический ордер - воплощение идеи мужественности, строгости, простоты, колонны

По мнению греков, дорический ордер - воплощение идеи мужественности, строгости, простоты, колонны
в дорических храмах часто заменялись мужскими скульптурными группами - атлантами.

Слайд 19

Ионический ордер был более легким, изящным, нарядным. Стройная колонна имела в основании

Ионический ордер был более легким, изящным, нарядным. Стройная колонна имела в основании
базу и была украшена капителью в виде двух изящных завитков, которые называются волютами. Вдоль всего храма сплошной лентой шел фриз, украшенный непрерывным изображением рельефа, так называемого зоофора.

Слайд 21

Колонны ионического ордера заменялись женскими фигурами - кариатидами.

Портик с кариатидами в Афинском

Колонны ионического ордера заменялись женскими фигурами - кариатидами. Портик с кариатидами в Афинском акрополе.
акрополе.

Слайд 22

Позднее, в эпоху классики, получил развитие третий ордер - коринфский, близкий по

Позднее, в эпоху классики, получил развитие третий ордер - коринфский, близкий по
пропорциям ионическому, но еще более стройный и праздничный.
Изящная колонна коринфского ордера увенчана пышной, колоколообразной капителью из стилизованных листьев аканта (или аканфа).

Слайд 23

Коринфская колоннада храма Юпитера.

Коринфская колоннада храма Юпитера.

Слайд 24

Греческий архитектурный ордер нашел применение не только в античном зодчестве, но

Греческий архитектурный ордер нашел применение не только в античном зодчестве, но стал
стал основным элементом архитектуры Возрождения, барокко, классицизма.

Восхищаясь мраморной белизной величественных руин древнегреческих святынь, мы забываем, что античные мастера покрывали стены храмов многоцветными росписями.
Шедевры греческого зодчества гордились своим полихромным (многоцветным) убранством, блистая на солнце множеством красок: синей, красной, зеленой, золотой.
Время уничтожило многоцветный наряд древних храмов, но даже время не властно над совершенством античных сооружений.

Храм Геры в Пестуме

Слайд 25

Скульптура.
Эпоха архаики - время рождения греческой монументальной скульптуры. Статуи высекали из различных

Скульптура. Эпоха архаики - время рождения греческой монументальной скульптуры. Статуи высекали из
пород камня, дерева, делали из обожженной глины (терракоты). Наивысшее достижение архаической скульптуры - разработка образа человека в статуях богов и богинь, героев, воинов - куросов, девушек - кор.
До середины 6в. до н.э. создавались статуи богов и богинь строго фронтальные, словно застывшие в торжественном покое, условностью абстрактно-геометрических форм напоминающие искусство Древнего Египта.

Слайд 26

Кора хиосского мастера. Мрамор. Около 520г. до н.э. Афины. Национальный археологический музей.

Кора хиосского мастера. Мрамор. Около 520г. до н.э. Афины. Национальный археологический музей.

Слайд 27

Через все архаическое искусство проходит образ куроса ("курос" - в переводе

Через все архаическое искусство проходит образ куроса ("курос" - в переводе с
с греческого - юноша). Высекая из мрамора обнаженную фигуру(по мнению древних греков, совершенство человека можно было раскрыть через целомудренное изображение здоровой наготы, прославляющей природное начало), скульптор стремился подчеркнуть характерные признаки атлетически развитого тела - широкие плечи, узкую талию, крепкие ноги с четко выраженными выступами коленных чашечек, напоминающие столбы.
Статуя, которую мастер создавал по заказу жителей города-полиса, должна была выразить представление общества о красоте мужественного и энергичного человека, способного в трудный для города час защитить свою родину от врага, стихии и, может быть, от гнева богов.

Слайд 28

Курос. Ок. 530г. до н.э. Афины. Национальный археологический музей.

Курос. Ок. 530г. до н.э. Афины. Национальный археологический музей.

Слайд 29

Самые ранние по времени статуи воинов-куросов отличаются резкой, грубоватой трактовкой форм,

Самые ранние по времени статуи воинов-куросов отличаются резкой, грубоватой трактовкой форм, замкнутостью,
замкнутостью, статичность. и строгой фронтальностью изображения. К середине 6в. на устах куроса появляется улыбка, характерная для скульптурных изображений того времени, получившая название "архаической".
Со второй половины 6в. до н.э. заметен интерес к пропорциям тела человека, стремление к передаче реального человеческого образа.
Одним из достижений архаической скульптуры стали статуи девушек-кор в нарядных одеждах, найденные в афинском акрополе.

Слайд 30

Кариатиды Эрехтейона. Афинский акрополь.

Кариатиды Эрехтейона. Афинский акрополь.

Слайд 31

Они изображают юных жриц (служительниц культа) Афины. Найдено несколько десятков таких

Они изображают юных жриц (служительниц культа) Афины. Найдено несколько десятков таких изображений.
изображений.
Стройные фигуры кор пропорциональны, чуть удивленная улыбка играет на нежном лице. Тщательно высеченные пряди волос и складки одежды ниспадают в плавном ритме. Такова, например, кора в пеплосе.

Слайд 32

Вазопись.
Подлинные произведения древнегреческой живописи почти не сохранились, Об уровне живописного

Вазопись. Подлинные произведения древнегреческой живописи почти не сохранились, Об уровне живописного искусства
искусства можно судить по вазам, в большом количестве сохранившимся до наших дней.
Период архаики - время расцвета художественных ремесел, особенно вазописи.

Слайд 33

По сравнению с геометрическим стилем гомеровского периода в вазописи орнамент уступает

По сравнению с геометрическим стилем гомеровского периода в вазописи орнамент уступает сюжетно-повествовательным
сюжетно-повествовательным изображениям. В росписи на вазах в 7веке мастера используют контурный рисунок белой и пурпурной красками.
Построение композиции - фризовое. Фризы идущих друг за другом изображений животных, людей чередовались с орнаментом. Такое размещение изображений делало росписи похожими на восточные ковры. Вот почему этот стиль вазописи называют "ковровым".

Бой греческих фаланг.

Слайд 34

В конце 7в. до н.э. ковровый стиль вытесняется чернофигурным, достигшим своего

В конце 7в. до н.э. ковровый стиль вытесняется чернофигурным, достигшим своего высочайшего
высочайшего расцвета в 6в. до н.э.

Чернофигурная амфора. Ахилл с телом убитого им Гектора.
На оранжево-красном фоне обожженной глины, свободном от орнамента, четко выделяются фигуры людей, изображенные черным лаком.
Детали прорисовывались процарапанными линиями или красками, белой и пурпурной.

Слайд 35

Наибольшей известностью пользовались афинские мастера. Подписи на вазах, свидетельствующие о высокой

Наибольшей известностью пользовались афинские мастера. Подписи на вазах, свидетельствующие о высокой оценке
оценке искусства керамики современниками, знакомят нас с десятками талантливых мастеров.
Крупнейшим мастером чернофигурной вазописи был Эксекий, живший во второй половине 6в. до н.э.
Любимые темы мастеров чернофигурной вазописи - мифологические сюжеты, сцены гомеровского эпоса.
Чернофигурная техника прекрасно справлялась с задачами украшения ваз, но условный плоскостный характер изображения ограничивал художников в передаче движения.
Изысканная декоративность росписи, несколько мешающая реалистической передаче образов - черта, свойственная искусству архаики.

Слайд 36

Эксекий. Килик "Дионис, плывущий по морю".
На внешней стороне этого сосуда

Эксекий. Килик "Дионис, плывущий по морю". На внешней стороне этого сосуда изображены
изображены сцены битв и глаз, который должен был уберечь пьющего от сглаза. Дни килика расписано на мифологический сюжет.
Эксекий использует легенду о том, как незадачливые пираты похитили бога Диониса, не зная, что похищенный - бог, и собирались продать его в рабство.
Корабль вышел в открытое море, и вдруг вино полилось по палубе, мачту обвила виноградная лоза, сочные кисти винограда склонились над парусом,

появились дикие звери, сопровождавшие Диониса. Охваченные паникой пираты стали прыгать за борт и, не долетая до воды, превращались в дельфинов. Композиция виртуозно вписана в круг чаши.

Слайд 37

ИТАК

В это время складывается рабовладельческое общество, в недрах которого появляются первые

ИТАК В это время складывается рабовладельческое общество, в недрах которого появляются первые
ростки демократии.
Развиваются наука, литература, философское мышление, театр. Наступает время первого расцвета греческого искусства. Эпоха архаики - время рождения греческой монументальной скульптуры..
Период архаики - время расцвета художественных ремесел, особенно вазописи.