Содержание
- 2. ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ — русский художественный промысел лаковой росписи по металлу, сложившийся в начале 19 века в
- 3. Возникновение промысла связано с лукутинской лаковой миниатюрой на папье-маше, изготовлявшейся в расположенном неподалеку Федоскине.
- 4. Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской откупившихся на волю крестьян — братьев Вишняковых. В 1825
- 5. Организация артелей
- 6. С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии:
- 7. В начале 20 века спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что привело к упадку промысла.
- 8. В 1922 в деревне Новосильцево из оставшихся художников сформировалась «Новосильцевская трудовая артель», выпускавшая подносы.
- 9. Артели появились в других селах: в Жостове — в 1924 «Жостовская трудовая артель» и «Спецкустарь», в
- 10. В 1928 все мелкие артели объединились в специализированную артель «Металлоподнос» с центром в деревне Жостово.
- 11. С 1938 года мастеров по росписи подносов готовили в школе бригадного ученичества, прямо на производстве. Обучали
- 12. В 1960-е годы спецартель была преобразована в Жостовскую фабрику художественной росписи, где работают заслуженные мастера: Б.
- 13. ФОРМИРОВАНИЕ ОСОБОЙ МАНЕРЫ РОСПИСИ Формирование особой манеры росписи
- 14. К середине 19 века в Жостове формируется своя оригинальная художественная манера и приемы росписи. Распространенные мотивы
- 15. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и
- 16. Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции. Художник пишет не с натуры, а ориентируясь
- 17. В основе жостовского искусства лежит свободный кистевой мазок, находящийся в прямой связи с традицией народной росписи
- 18. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет - имеет несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться
- 19. Особенности производства
- 20. Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы штампуют, затем подносы проходят вальцовку для придания
- 21. Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь на собственную
- 22. При росписи жостовских подносов используются масляные краски на скипидаре, наносимые мягкими беличьими кистями. Многослойная роспись выполняется
- 23. Орнаментальный узор наносится "твореным" золотом (золотым порошком, разведенном в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белой
- 24. Вначале делается замалевка (основные силуэты букета), затем выправка: накладываются тени, прописываются светлые места, наносятся плотные мазки,
- 25. После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в печи и полируют тонким
- 26. Сильными сочными мазками полупрозрачной краски художник подчеркивает затененные места — наносит «тенежку», после чего осуществляет «бликовку»
- 27. Завершают работы по выявлению основных форм букета «чертежка» и «посадка семенцов» — прорисовка тонкими линиями прожилок,
- 28. И, наконец, в просветах между цветами и листьями выписывается травный узор — делается «привязка». Борта подноса
- 29. И, наконец, в просветах между цветами и листьями выписывается травный узор — делается «привязка». Борта подноса
- 30. После завершения росписи поднос покрывается несколькими слоями масляного лака с просушкой и полировкой. Последняя операция -
- 32. Скачать презентацию