Болеро – испанский народный танец

Содержание

Слайд 2

«Болеро – испанский народный танец, зародившийся в Испании в конце XVIII столетия.

«Болеро – испанский народный танец, зародившийся в Испании в конце XVIII столетия.

Слайд 3

Танцуется такое болеро под аккомпанемент гитары и барабана, а сами танцующие отбивают

Танцуется такое болеро под аккомпанемент гитары и барабана, а сами танцующие отбивают
на кастаньетах дополнительно сложные ритмические фигуры, сплетающиеся в необычайно прихотливый узор.

Из энциклопедии Искусства

Слайд 4

Удивительная динамическая сила, стреми­тельный порыв его музыки показывает, что Равель был совершенным

Удивительная динамическая сила, стреми­тельный порыв его музыки показывает, что Равель был совершенным
мастером своего искусства.
Эмиль Ветермоз

Жозеф Морис Равель (Ravel)
(1875-1937)

Слайд 5

Равель Морис Жозеф родился 7 марта 1875 года в небольшом французском городке

Равель Морис Жозеф родился 7 марта 1875 года в небольшом французском городке
Сибурне, недалеко от испанской границы. Нет ничего удивительного в испанских привязанностях французского композитора. Ведь его мать Мария Делург была испанкой.

Слайд 6

Русские связи Равеля дали внешний толчок к написанию «Болеро», так как долгие

Русские связи Равеля дали внешний толчок к написанию «Болеро», так как долгие
годы Равель был связан с деятелями русской культуры, особенно с композиторами, покорившими Париж в начале 90-х годов.

Слайд 7

Это, прежде всего, знаменитый русский театральный деятель Сергей Павлович Дягилев с его

Это, прежде всего, знаменитый русский театральный деятель Сергей Павлович Дягилев с его
«Русским балетом» и «Русскими сезонами» в Париже.

Слайд 8

«Болеро» Мориса Равеля – это симфонический шлягер ХХ века. «Болеро» появилось в

«Болеро» Мориса Равеля – это симфонический шлягер ХХ века. «Болеро» появилось в
1928 году. На написание «Болеро» Равеля подвигнула Ида Рубинштейн - известная русская балерина, ученица Михаила Фокина, знаменитого русского балетмейстера-новатора.

Слайд 9

Её портрет, написанный Валентином Серовым, украшает коллекцию живописи Русского музея.

Её портрет, написанный Валентином Серовым, украшает коллекцию живописи Русского музея.

Слайд 10

По замыслу композитора действие должно было проходить на открытом воздухе: на фоне

По замыслу композитора действие должно было проходить на открытом воздухе: на фоне
стены… заводского корпуса! (композитор всегда питал пристрастие к индустриальному пейзажу).

Слайд 11

Завод, рисовавшийся Равелю в «Болеро», существовал в действительности и находился неподалёку от

Завод, рисовавшийся Равелю в «Болеро», существовал в действительности и находился неподалёку от
того места, где композитор приобрёл небольшой дом под Парижем. Гуляя здесь с друзьями, Равель часто говорил, указывая на этот завод: «Завод из “Болеро”».

Слайд 12

«Болеро» - настоящий композиторский фокус Равеля: из обворожительной темы вырастает образ грандиозный

«Болеро» - настоящий композиторский фокус Равеля: из обворожительной темы вырастает образ грандиозный
по своим масштабам танец, в котором ощутима «высвободившаяся энергия и воля огромной массы людей».

Слайд 13

Не случайно эта музыка приобрела национально-патриотическое звучание и стала своего рода «испанской

Не случайно эта музыка приобрела национально-патриотическое звучание и стала своего рода «испанской
марсельезой» в период гражданской войны в Испании 1936 года.

Слайд 14

«Болеро» имело оглушительный успех в Европе. Тему «Болеро» напевали всюду – в

«Болеро» имело оглушительный успех в Европе. Тему «Болеро» напевали всюду – в
коридорах отелей, в метро, на улице. Поистине это тема века. Её способен был напеть каждый любитель музыки.

Слайд 15

В равелевском «Болеро» есть и нечто воинственное – в звучании малых барабанов.

В равелевском «Болеро» есть и нечто воинственное – в звучании малых барабанов. Барабаны – глашатаи войны.
Барабаны – глашатаи войны.

Слайд 16

Но жив народ, и песнь его жива,
Танцуй, Равель, свой исполинский танец.

Но жив народ, и песнь его жива, Танцуй, Равель, свой исполинский танец.

Танцуй, Равель! Не унывай, испанец!
Вращай, История, литые жернова,
Будь мельничихой в грозный час прибоя!
О, болеро, священный танец боя!
Н. Заболоцкий

Слайд 17

Вопросы для контрольного слушания
Что главное в музыке этого произведения?
Какой характер? Меняется

Вопросы для контрольного слушания Что главное в музыке этого произведения? Какой характер?
он или нет?
Сколько тем в произведении?
Какие из средств музыкальной выразительности остаются неизменными, а какие меняются? (интонация, темп, тембр, динамика, лад, регистр, ритм, построение).

Слайд 18

Болеро Равеля – сочетание навсегда. Музыкальный памятник странному времени между двумя войнами.

Болеро Равеля – сочетание навсегда. Музыкальный памятник странному времени между двумя войнами.
Нескончаемо текучая фраза, которая никогда не должна кончиться.