Слайд 2Истоки
русской духовной музыки
Роман Сладкопевец (VI в, Сирия, г. Эмесс)
Кондак -
![Истоки русской духовной музыки Роман Сладкопевец (VI в, Сирия, г. Эмесс) Кондак](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/838701/slide-1.jpg)
жанр церковной византийской гимнографии в форме стихотворной повествовательной проповеди, посвящённой тому или иному церковному празднику. В православии: краткое песнопение, прославляющее Бога, Богородицу или какого-н. святого.
Иоанн Домаскин (673 – 777 г.н.э. Сирия, г. Дамаск)
богословские и гимнографические сочинения
Церковные песнопения
Работа по систематизации восьмигласия - Октоих или Осмогласник («Осмо» - восемь, «икос» - глас)
Слайд 3Осмогласие (Октоих)
Музыкальная система, состоящая из восьми гласов.
Как практическое руководство к изучению
![Осмогласие (Октоих) Музыкальная система, состоящая из восьми гласов. Как практическое руководство к](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/838701/slide-2.jpg)
теории церковного пения, передал древнюю церковную мелодию на нотах.
Песнопение каждого гласа исполнялась в течение одной недели. Весь цикл охватывал 8 недель, начиная после пасхального воскресения. (Цикличность греческого богослужения).
Записывались безлинейно, с помощью крюков (знаменная нотопись)
Слайд 4Осмогласие (8 гласов)
Глас – особая мелодия на которой распевается молитва. Каждый глас
![Осмогласие (8 гласов) Глас – особая мелодия на которой распевается молитва. Каждый](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/838701/slide-3.jpg)
имеет свою структуру, состоящая из нескольких строк-мотивов, которые чередуются между собой
Делится на три разновидности:
тропарный (распеваеются тропари и кондаки)
Стихирный (распеваются стихиры)
Ирмосовый (распеваются ирмосы и каноны)
Слайд 5Крещение Руси (988 г.н.э.)
Традиции греческой церкви:
Осьмигласие (Иоанн Дамаскин)
Крюковая запись (знаменная нотопись)
![Крещение Руси (988 г.н.э.) Традиции греческой церкви: Осьмигласие (Иоанн Дамаскин) Крюковая запись](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/838701/slide-4.jpg)
Крюковое пение – знаменное пение
Слайд 7Знаменное пение.
Основные характерные признаки
Запись производилась знаками (знаменами)
Использовалась во многих песнопениях годового
![Знаменное пение. Основные характерные признаки Запись производилась знаками (знаменами) Использовалась во многих](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/838701/slide-6.jpg)
цикла
Мобильность, универсальность, удобство записи
Эпический, величественный склад
Мелодия строится в основном на основных ступенях лада
Слайд 9Рогожский-хор-1-глас.-Антифоны-громко
![Рогожский-хор-1-глас.-Антифоны-громко](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/838701/slide-8.jpg)
Слайд 10Варианты знаменного пения:
Демественный (большой и малый)
Путевой (большой)
Иргизский
Киевский
Болгарский
И
![Варианты знаменного пения: Демественный (большой и малый) Путевой (большой) Иргизский Киевский Болгарский И др.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/838701/slide-9.jpg)
др.
Слайд 11Строчное (путевое) пение
Появилось на основе русских народных многоголосных песен
Чаще двух- и трех-голосное
![Строчное (путевое) пение Появилось на основе русских народных многоголосных песен Чаще двух-](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/838701/slide-10.jpg)
пение, реже четырехголосное;
Все голоса строчной партитуры - мелодические
Голоса записывались по строкам поочередно красным и чёрным цветом один над другим -«цветная» партитура (троестрочие)
Ведущий голос – путь
Исполнители строчного (путевого) пения – путники.
Путь – мелодия знаменного пения
Верх – мелодия над путью (исполнители - вершники)
Низ – мелодия, лежащая ниже пути (исполнители - нижники)
Диапазон – от G большой октавы до d первой октавы
(полный церковный звукоряд)
Слайд 12Особенности русского многоголосия
Диссонансы возникают свободно, без подготовки
Диссонансы не имеют разрешения
Диссонансы могут следовать
![Особенности русского многоголосия Диссонансы возникают свободно, без подготовки Диссонансы не имеют разрешения](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/838701/slide-11.jpg)
друг за другом
Диссонирующие «отрезки» чередуются с консонирующими.
Иногда одна и та же фраза, повторяясь несколько раз в варьированном виде, дается то в консонансном, то в диссонансном виде
Одновременно используются м7, ч4, ч5. параллельные секунды
Мелодический склад многоголосия
Слайд 13Партесное пение
(вторая половина 17 века)
Партес – партия (пение по партиям)
Изменилась система
![Партесное пение (вторая половина 17 века) Партес – партия (пение по партиям)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/838701/slide-12.jpg)
нотописи (запись на пяти линейках «киевскими» нотами) с простейшими соотношениями длительностями
Основные лады: мажор и гармонический минор
Знаменный распев в партесном изложении стал ритмически
более простым
Возникли хроматизмы, отклонения и модуляции
Расширился диапазон мелодий, значительно обогатилась интервалика мелодий, появились широкиё интервальные ходы
Слайд 14Хоровые жанры, написанные в партесном стиле.
Псалом – вид домашних песнопений.
Кант –
![Хоровые жанры, написанные в партесном стиле. Псалом – вид домашних песнопений. Кант](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/838701/slide-13.jpg)
(духовный или светский песенный жанр):
Трехголосие с параллельным движением 2 верхних голосов и басом, создающим гармоническую опору,
Квадратность группировки тактов
- Близость к народному складу
- Сочетание мелодии старинного типа (чаще знаменной попевки) с новой организацией формы и мажоро-минорной основой
Партесный концерт – (чаще праздничное исполнение музыки):
- Развитая многохорная полифония имитационная и контрастная, оперирующая чаще всего 12голосием.
- Использование подголосочности (от народного многоголосия) и канонов
- Были установлены 4 партии: дисконт, альт, тенор, бас
- Динамические контрасты, использование хорового tutti
- Один из выдающихся мастеров хорового партесного стиля стал
дьяк В.П. Титов (1650-1710)
Слайд 15Хоровой концерт (к 18 века)
Композиторы, формировавшие новый концертный стиль духовной музыки:
Николай Павлович
![Хоровой концерт (к 18 века) Композиторы, формировавшие новый концертный стиль духовной музыки:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/838701/slide-14.jpg)
Дилецкий (1630 - 1681(?)
Василий Поликарпович Титов (1650 – 1710(?)
Бельдасаре Галуппи (1706 - 1785)
Максим Сазонович Березовский (1745 - 1777)
Артемий Лукьянович Ведель (1767 - 1808)
Степан Аникиевич Дегтярёв (1766 - 1813)
Дмитрий Степанович Бортнянский (1751 - 1825)