Серебряного века силуэт. К 150-летию со дня рождения А.Н. Скрябина

Содержание

Слайд 2

Александр Скрябин родился в 1872 году в дворянской семье. Его отец – Николай Александрович Скрябин,

Александр Скрябин родился в 1872 году в дворянской семье. Его отец –
выдающийся дипломат. Мать умерла, когда ребенку был год. Воспитывали Александра Скрябина Елизавета Ивановна Скрябина (урождённая Подчерткова) и её сестра, Мария Ивановна Подчерткова (бабушки) и тетя Любовь Александровна Скрябина, которая и стала его первой учительницей музыки.

Скрябин Николай Александрович [1890-е - 1900-е гг.] - отец композитора

Скрябина Любовь Петровна (урожденная Щетинина).
Около 1869 - мать композитора

Скрябина Любовь Александровна 1925 - тетя композитора

Слайд 3

Саша Скрябин в возрасте полутора лет, 1873

Скрябин А. Н. в возрасте 7-ми

Саша Скрябин в возрасте полутора лет, 1873 Скрябин А. Н. в возрасте 7-ми лет, 1879
лет, 1879

Слайд 4

Скрябин Александр Николаевич в возрасте трех лет с родственниками, 1875

Скрябин Александр Николаевич в возрасте трех лет с родственниками, 1875

Слайд 5

Уже в пять лет мальчик исполнял на фортепиано несложные пьесы и подбирал услышанные однажды мелодии,

Уже в пять лет мальчик исполнял на фортепиано несложные пьесы и подбирал
а в восемь начал сочинять собственную музыку. Тетя отвела племянника к известному пианисту Антону Григорьевичу Рубинштейну. Тот был так поражен музыкальным талантом Скрябина, что попросил родных не заставлять мальчика ни играть, ни сочинять, когда у него не было на то желания.

И.Е. Репин.
Портрет А.Г. Рубинштейна. 1881.

Слайд 6

В 1882 году по семейной традиции юного дворянина Скрябина отправили учиться во Второй московский кадетский корпус

В 1882 году по семейной традиции юного дворянина Скрябина отправили учиться во
в Лефортове. Именно там состоялось первое публичное выступление 11-летнего музыканта. Юный композитор исполнил по слуху «Песнь гондольера» Ф. Мендельсона и «Гавот» И. С. Баха.

Фото из журнала "Искры"
1 января 1912

На это же время пришлись и его дебютные композиторские опыты — в основном фортепианные миниатюры. На творчество Скрябина в то время повлияло увлечение Шопеном, он даже спал с нотами известного композитора под подушкой.

А. Н. Скрябин-кадет с отцом Н. А. Скрябиным. 1882

Слайд 7

Аттестат об окончании Второго Московского кадетского корпуса, выданный А. Н. Скрябину 18

Аттестат об окончании Второго Московского кадетского корпуса, выданный А. Н. Скрябину 18
августа 1889 г.

В мае 1889 года Скрябин окончил свое обучение в кадетском корпусе со средним баллом 9,17 из десяти.

Кадет А. Н. Скрябин, 1886

Слайд 8

Николай Зверев с учениками.  Александр Скрябин (слева, сидит), 1888 г.

В 1885 г.

Николай Зверев с учениками. Александр Скрябин (слева, сидит), 1888 г. В 1885
Скрябин начинает обучаться игре на фортепиано у Николая Сергеевича Зверева.
Звереву Скрябина рекомендовал Сергей Иванович Танеев, который в те годы уже был известным композитором и пользовался непререкаемым авторитетом.
Сам он вёл занятия по теории композиции. Танеев не только оценил способности мальчика, но и искренне полюбил его.

Слайд 9

Композитор Сергей Иванович Танеев (1856-1915) и дирижер, директор Московской консерватории Василий Ильич

Композитор Сергей Иванович Танеев (1856-1915) и дирижер, директор Московской консерватории Василий Ильич
Сафонов
(1851-1918)

В 1888 году, за год до окончания кадетского корпуса, Александр Скрябин стал студентом Московской консерватории по классу композиции и фортепиано.
К моменту поступления в Консерваторию он написал более 70 музыкальных сочинений.
Молодого музыканта заметил директор Василий Сафонов. По его воспоминаниям, у юноши было «особое разнообразие звука», он «обладал редким и исключительным даром: инструмент у него дышал».
Скрябина отличала особая манера использования педалей: зажимая их, он продолжал звук предыдущих нот, которые накладывались на последующие. Сафонов говорил: «Не смотрите на его руки, смотрите на его ноги!».

Слайд 10

Имея проблемы с композицией, юноша блестяще окончил исполнительский факультет и удостоился малой

Имея проблемы с композицией, юноша блестяще окончил исполнительский факультет и удостоился малой
золотой медали в 1892 году.
Имя выпускника начертано на мраморной доске Малого зала Московской консерватории в ряду великих воспитанников учебного заведения.

Интересный факт: большая золотая медаль досталась его однокурснику Сергею Рахманинову, который и композиторское отделение закончил на отлично.

Слайд 11

Диплом А. Н. Скрябина об окончании Московской консерватории, 1892

Диплом А. Н. Скрябина об окончании Московской консерватории, 1892

Слайд 12

А. Н. Скрябин (справа) и пианист И. Гофман, 1892 г.

После окончания консерватории

А. Н. Скрябин (справа) и пианист И. Гофман, 1892 г. После окончания
Скрябин неоднократно выступал в концертах, исполняя свои произведения, и много сочинял. Впрочем, это не отменяло развлечений, обычных для человека 21 года: «...На новый год – 1893 – мы решили повеселиться: целая компания молодежи, человек двадцать пять, должна была костюмироваться с тем, чтобы ехать в два-три знакомых дома. <...> Я нарядилась дедом-морозом, а моей парой оказалась одна из веселых масок, ехавших с нами, – грациозная испанка – Скрябин… Скрябин-испанка в одном доме, где среди гостей была наша мать, так расшалился, что уселся с ней рядом на диван и все время опахивал ее веером» (О. В. Секерина).

Слайд 13

Вскоре после окончания консерватории у него обострилась болезнь правой руки.
Скрябин пишет: «В двадцать

Вскоре после окончания консерватории у него обострилась болезнь правой руки. Скрябин пишет:
лет развившаяся болезнь руки. Самое важное событие в моей жизни. Судьба посылает препятствие к столь желанной цели: блеска, славы. Препятствие, по словам докторов, непреодолимое. Первая серьезная неудача в жизни. Первое серьезное размышление: начало анализа…»
 Чтобы продолжать выступать, Александр Скрябин написал произведения для левой руки — «Прелюдию» и «Ноктюрн. Опус 9».

Письмо. Скрябин Александр Николаевич - Монигетти Владимиру Ивановичу. 1891 г. Написано левой рукой, 1891

Слайд 14

11 февраля (ст. стиль) 1894 года в Малом зале Санкт-Петербургской консерватории состоялся

11 февраля (ст. стиль) 1894 года в Малом зале Санкт-Петербургской консерватории состоялся
первый авторский концерт Скрябина.
На концерте присутствовал М.П. Беляев, впервые услышавший игру Скрябина. А. К. Глазунов вспоминал впоследствии: «...Я обратил внимание на талантливость А. Н. Скрябина и способствовал тому, что издатель М. П. Беляев очень заинтересовался произведениями молодого Скрябина».
С тех пор Беляев долгие годы поддерживал музыканта и помогал ему материально. Меценат организовал большое турне Скрябина по Европе. О музыканте на Западе писали: «исключительная личность, композитор столь же превосходный, как и пианист, столь же высокий интеллект, как и философ; весь — порыв и священное пламя». В 1898 году Скрябин возвратился в Москву и закончил Третью сонату, которую начал писать еще в Париже.

Митрофан Петрович Беляев — лесопромышленник, меценат, музыкальный издатель

Слайд 15

Рояль Беккер кабинетный, подарен А. Н. Скрябину
М. П. Беляевым в 1895

Рояль Беккер кабинетный, подарен А. Н. Скрябину М. П. Беляевым в 1895
г.

Несмотря на занятость в консерватории, Скрябин продолжал писать музыку: в 1900 году он закончил большое произведение для оркестра. Композитор пренебрег музыкальными традициями: в Первой симфонии не четыре, как обычно, а шесть частей, причем в последней поют солисты с хором. Вслед за Первой он закончил Вторую симфонию, еще более новаторскую, чем прошлые его работы. Ее премьера вызвала неоднозначную реакцию музыкального сообщества. Композитор Анатолий Лядов писал: «Ну уж и симфония… Скрябин смело может подать руку Рихарду Штраусу… Господи, да куда же девалась музыка… Со всех концов, со всех щелей лезут декаденты» . Символистские и мистические произведения Скрябина стали отражением идей Серебряного века в музыке.

В этом же году Александр Скрябин занялся преподаванием: ему был необходим стабильный источник дохода, чтобы содержать семью. В 26 лет он стал профессором фортепианного класса Московской консерватории.

Слайд 16

В 1905 году умер покровитель Александра Скрябина, Митрофан Беляев, и композитор оказался в сложном материальном положении.

В 1905 году умер покровитель Александра Скрябина, Митрофан Беляев, и композитор оказался
Однако это не мешало ему работать: в это время он начал писать «Поэму экстаза». Сам автор говорил, что музыка была навеяна революцией и ее идеалами, поэтому эпиграфом поэмы он выбрал призыв «Вставай, поднимайся, рабочий народ!».
В это время Скрябин много концертировал и в 1906 году отправился на полгода на гастроли в Америку. Поездка оказалась удачной: концерты проходили с большим успехом. А во Франции в 1907 году некоторые произведения Скрябина исполнили в цикле «Русских сезонов» Сергея Дягилева.

А. Н. Скрябин, 1890-е гг.

Слайд 17

В 1909 году Александр Скрябин вернулся в Россию, где к нему пришла настоящая слава. Его произведения

В 1909 году Александр Скрябин вернулся в Россию, где к нему пришла
играли на лучших площадках Москвы и Санкт-Петербурга, сам композитор отправился в концертное турне по волжским городам с симфоническим оркестром Сергея Кусевицкого. 
С. Кусевицкий вез свой оркестр на специально заказанном пароходе. Для Скрябина на нем был рояль Бехштейн, специально изготовленный для этой поездки. С кортежем ехали и «почетные путешественники» - владелец фабрики роялей Дидерихс, музыкальные критики Оскар Риземан и Елена Тидебель, зарубежные корреспонденты, доктор Богородский. В поездке участвовал известный немецкий художник Роберт Штерль - автор портрета и ряда зарисовок А. Скрябина. 

Скрябин на пароходе во время волжских гастролей, весна 1910 г.

Слайд 18

Рояль Бехштейн, специально изготовленный для А.Скрябина

Рояль Бехштейн, специально изготовленный для А.Скрябина

Слайд 19

Р.Штерль. Концерт для фортепиано. 1910 г. На картине С.Кусевицкий - дирижер и

Р.Штерль. Концерт для фортепиано. 1910 г. На картине С.Кусевицкий - дирижер и А.Скрябин
А.Скрябин

Слайд 20

Она предназначена для особого, еще не созданного инструмента — «световой клавиатуры», конструкция

Она предназначена для особого, еще не созданного инструмента — «световой клавиатуры», конструкция
которого самому Скрябину представлялась лишь приблизительно.
Предполагалось, что каждая клавиша будет соединена с источником света определенной окраски. Параллельно смене музыкальных образов и гармоническому развитию зал должен был освещаться различно окрашенными световыми волнами.
Так, начальные звучания «Прометея» должны были возникать в лиловато-сероватом сумраке; дальше предполагалось погружение зала в волны синего, затем багрово-красного цвета, сменяемого в последнем разделе снова лиловыми и синими тонами. При этом, по мысли Скрябина, меняться должна была не только окраска световых волн, но и их интенсивность и форма.

В 1911 году Скрябин написал одно из самых знаменитых своих произведений — симфоническую поэму «Прометей».
Композитор обладал цветным слухом, дающим ощущение цвета во время исполнения музыки. Он решил воплотить свое визуальное восприятие в поэме.
Композитор сконструировал цветовой круг и использовал его при исполнении поэмы, а партию света в партитуре прописал отдельной строкой — «Luce», то есть «свет».

Слайд 21

В то время технически осуществить свето-цвето-симфонию было невозможно, поэтому премьера прошла без световой партии.

В то время технически осуществить свето-цвето-симфонию было невозможно, поэтому премьера прошла без
Для постановки поэмы потребовалось девять репетиций вместо обычных трех.
По воспоминаниям современников, знаменитый «прометеев аккорд» прозвучал как голос хаоса, рождающегося из недр. Все были в восторге от этого начала. Сергей Рахманинов спрашивал: «Как это у тебя так звучит? Ведь совсем просто оркестровано». На что Скрябин отвечал: «Да ты на самую гармонию-то клади что-нибудь. Гармония звучит».

https://youtu.be/OKLqYuRgKss
Скрябин. «Прометей» («Поэма огня»). Исполнение со световой партитурой

Слайд 22

В 1912 году Скрябин снял квартиру в доме № 11 по Большому

В 1912 году Скрябин снял квартиру в доме № 11 по Большому
Николо-Песковскому переулку (теперь улица Вахтангова), около Арбата. Здесь он прожил с семьей последние три года жизни. В эти годы определяется тот довольно устойчивый жизненный уклад, в рамках которого протекает последний период творческого пути Скрябина. Непрерывная активная работа, концертные выступления, перед которыми он всегда очень волновался.

Мемориальный музей А.Н. Скрябина
https://scriabinmuseum.ru

Переигранные им в юности пальцы правой руки беспокоили его всю жизнь. «Я ведь инвалид»,— говаривал он. «Я наверно сегодня оскандалюсь»,— повторял он обычно перед концертами. В моменты волнения он их особенно ненавидел: «И вообще какая это гадость, эти выступления... Пора их кончить!! Я вовсе не для этого сделан, я вовсе не пианист...»

Слайд 23

Воспоминания современников позволяют воссоздать человеческий облик композитора тех лет. Уделяя большое внимание

Воспоминания современников позволяют воссоздать человеческий облик композитора тех лет. Уделяя большое внимание
своей внешности, Скрябин всегда был одет очень тщательно, элегантно, даже в домашней обстановке.
Небольшого роста, с маленькой бородкой и закрученными вверх, по моде того времени, усами, он своим видом разочаровывал тех, кто ожидал найти в нем нечто соответствующее грандиозности его творческих замыслов.

Слайд 24

Тепличное воспитание в детские годы способствовало выработке у него повышенной мнительности.
Он

Тепличное воспитание в детские годы способствовало выработке у него повышенной мнительности. Он
вечно боялся всяких инфекций, на улице обязательно носил перчатки, без которых не брал в руки денег, считал, что нельзя есть печенье, упавшее на скатерть («мы руки ведь кладем на скатерть»,— говорил он), опасался сквозняков и т. д. При встрече с малознакомыми людьми он держался изысканно вежливо, официально-светской безукоризненной корректностью устанавливая между собой и собеседником некую необходимую дистанцию. Наоборот, в общении с человеком, в котором ощущал искреннее к себе расположение, его взгляд становился детски доверчивым, интонации голоса — мягкими и простыми.
Обычно скромный, даже застенчивый, очень податливый и непрактичный в житейски-бытовом плане, Скрябин в вопросах художественных, музыкальных, везде, где дело касалось искусства, проявлял страстную убежденность и непоколебимость.

Слайд 25

Первые месяцы 1915 года Скрябин много концертировал. В феврале состоялись два его

Первые месяцы 1915 года Скрябин много концертировал. В феврале состоялись два его
выступления в Петрограде, имевшие очень большой успех. В связи с этим был назначен дополнительно третий концерт на 15 апреля в Малом зале Петроградской консерватории. Этому концерту суждено было оказаться последним.
Вернувшись в Москву, Скрябин через несколько дней почувствовал себя нездоровым и 20 апреля слег. У него появился карбункул на губе, такой же, какой сделался год тому назад во время его пребывания в Лондоне. Однако на этот раз нарыв оказался злокачественным, вызвав общее заражение крови. Температура сильно поднялась. Весть о тяжелом заболевании Скрябина проникла в музыкальный мир, в печати появились тревожные сообщения. Пришлось отложить намеченный концерт, предназначавшийся для сбора средств в помощь пострадавшим от войны. Сделанные врачами несколько операций разреза карбункула не помогли. В один из моментов страданий композитор вскричал: «Нет, это невыносимо... Так значит, конец... Но это катастрофа!»

Александр Пирогов.
Портрет Александра Скрябина. ХХ век.

Слайд 26

Ранним утром 27 апреля 2015 года Александра Николаевича не стало...
Отпевали Скрябина в

Ранним утром 27 апреля 2015 года Александра Николаевича не стало... Отпевали Скрябина
Николопесковской церкви, напротив его последнего дома (церковь, увы, не сохранилась).
Очевидцы писали, что весь переулок был забит людьми, пришедшими проститься с композитором, и даже подойти к церкви смогли не все. Когда траурная процессия двигалась по Арбату, улица была забита людским потоком по всей ширине, а окончание процессии терялось где-то вдалеке. Гроб композитора несли на кладбище на руках...
Похоронили композитора на кладбище Новодевичьего монастыря.

Слайд 27

Первый образовательный канал, 2015 г. Передача "Музеи России". Мемориальный музей Александра Николаевича

Первый образовательный канал, 2015 г. Передача "Музеи России". Мемориальный музей Александра Николаевича
Скрябина
https://youtu.be/UK6oxKe4Jvc
Москва. Музей Скрябина. Слайд шоу по музею под музыку гениального композитора... https://youtu.be/S1Mp8PfbGcU
Скрябин играет Скрябина. 41 композиция.
https://page.ligaudio.ru/mp3/скрябин%20играет%20скрябина

Интернет-источники:

Игорь Бэлза. Этюды о Скрябине. Цикл из 4 передач. (1989)
В этом цикле доктор искусствоведения, автор монументального исследования, посвященного творчеству А. Скрябина, Игорь Федорович Бэлза рассказывает о жизни и творчестве замечательного композитора XX века А.Н.Скрябина.
Каждая передача посвящена определенному периоду жизни композитора, и звучат его произведения в исполнении С. Рихтера (фортепьяно), А. Наседкина (фортепьяно), ГАСО СССР п/у Е. Светланова, Академического Большого хора Гостелерадио СССР, Большого симфонического оркестра Гостелерадио СССР п/у В. Федосеева, Г. Нейгауза (фортепьяно), В. Постниковой (фортепьяно) и др.
1 передача. Шуринька. Первые испытания и победы. https://youtu.be/5ENlHsvm_8Q
2 передача. Полет к звезде. https://my.mail.ru/inbox/vl-promsij/video/41460/78564.html
3 передача. Экстаз. https://youtu.be/QPbXdm8UFLI
4 передача. Прометей. https://ok.ru/video/1998631537358

Слайд 28

Телеканал «Культура». Программа цикла «Больше, чем любовь». Александр Скрябин, Вера Скрябина, Татьяна

Телеканал «Культура». Программа цикла «Больше, чем любовь». Александр Скрябин, Вера Скрябина, Татьяна
Шлецер. Знаменитые романы и любовные истории. Истории великой любви. https://youtu.be/y9CKVa260TA

Телеканал «Спас»,2001г. Избранники. Россия. Век ХХ. Александр Скрябин.
https://youtu.be/N9JLs58QQuM

ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД. ТО Экран, 1986
Александр Скрябин. Иду сказать людям...
В фильме участвует доктор искусствоведения И.Бэлза. В исполнении Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения звучат фрагменты "Поэмы экстаза" А.Скрябина, дирижер В.Федосеев. https://youtu.be/KZaj1YIHlsA
Телеканал «Культура», 2006 г. Гении. Александр Скрябин.
https://youtu.be/VHU0g55TYCk
Программа: «Михаил Казиник. Обнимаю вас музыкой».
Выпуск №13 - Александр Скрябин. Автор: Михаил Казиник, 2020 г. https://youtu.be/UYJixjShBes
Литература о А. Н. Скрябине: https://www.livelib.ru/author/347061-aleksandr-skryabin

Имя файла: Серебряного-века-силуэт.-К-150-летию-со-дня-рождения-А.Н.-Скрябина.pptx
Количество просмотров: 68
Количество скачиваний: 0