Симфоническая картина Праздненства К. Дебюсси

Содержание

Слайд 2

Ашиль Клод Дебюсси́ 

1862-1918

Французский композитор.
Ведущий представитель музыкального импрессионизма.

Ашиль Клод Дебюсси́ 1862-1918 Французский композитор. Ведущий представитель музыкального импрессионизма.

Слайд 3

Дебюсси был не только одним из самых значительных французских композиторов, но также

Дебюсси был не только одним из самых значительных французских композиторов, но также
одной из самых значительных фигур в музыке на рубеже XIX и XX веков;

Слайд 4

Родился 22 августа 1862 года в Сен-Жермен-ан-Ле (пригород Парижа) в семье мелкого торговца - владельца небольшой посудной фаянсовой лавки. Когда

Родился 22 августа 1862 года в Сен-Жермен-ан-Ле (пригород Парижа) в семье мелкого
Клоду исполнилось два года, его отец продал свой магазинчик, и вся семья переехала в Париж. Юный Клод в 8 лет начал брать первые уроки фортепиано; в возрасте десяти лет, Клод поступил в Парижскую консерваторию.

Слайд 5

Летом в возрасте 18-20 лет Дебюсси работал домашним пианистом Н. Ф. фон

Летом в возрасте 18-20 лет Дебюсси работал домашним пианистом Н. Ф. фон
Мекк (покровительницы Петра Ильича Чайковского) и учителем музыки ее детей; вместе с семьей фон Мекк путешествовал по Европе и провел некоторое время в России, где проникся симпатией к музыке композиторов «Могучей кучки» (но не Чайковского).

Слайд 6

Парижскую консерваторию Клод окончил в 1884 году. Он получил Римскую премию
Постепенно известность

Парижскую консерваторию Клод окончил в 1884 году. Он получил Римскую премию Постепенно
молодого музыканта росла. Большую роль сыграло его сочинение для оркестра «Прелюдия к «Послеполуденному отдыху Фавна». Успехи был огромный. Два дня подряд исполнение «Фавна» шло в большом зале, а не в камерной обстановке.

Слайд 7

В 1901 году Клод впервые выступил как музыкальный критик.
Дебюсси был большим почитателем

В 1901 году Клод впервые выступил как музыкальный критик. Дебюсси был большим
русской музыки. Он не упустил шанс съездить в Россию.
В 1913 году он выступил в Москве и Петербурге со своими собственными произведениями.
Клод написал три симфонических эскиза «Море»

Слайд 8

Он написал 12 прелюдий к фортепиано. Когда началась первая мировая война, Клод

Он написал 12 прелюдий к фортепиано. Когда началась первая мировая война, Клод
не подходил к роялю вовсе. Он говорил, что сейчас не до этого. Однако в 1914 году он пишет «Героическую колыбельную», а через год – «Рождество детей, которые лишились крова». Вскоре у Клода созрел план написать шесть сонат для разных инструментов. Однако этот план сбылся не до конца. Он завершил только три сонаты, которые воскресили классический дух.

Слайд 9

В 1915 году обострилась его болезнь, что начала прогрессировать в начале войны.

В 1915 году обострилась его болезнь, что начала прогрессировать в начале войны.
Будучи тяжело больным, Клод Дебюсси дописал третью сонату и находил изредка в себе силы выступить на публике. Еще он создал эскизы «Оды в честь Франции». Этим он подчеркнул свою любовь к родине и патриотизм.
В 1918 году композитор скончался.

Слайд 10

Импрессионизм

Это новое направление в искусстве конца 19-начала 20 века. От французского слова

Импрессионизм Это новое направление в искусстве конца 19-начала 20 века. От французского
impression – впечатление. Сначала оно возникло в живописи. Художники, работая на открытом воздухе, старались отразить в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира, добиваясь ощущения растворенности предметов в сверкающем солнечном свете, вибрации воздуха. Все это порождало светлую, трепетную живопись.

Слайд 11

Художники-импрессионисты

Первая выставка импрессионистов – 1874 год.
Они работали на пленере (на открытом воздухе).
Применяли

Художники-импрессионисты Первая выставка импрессионистов – 1874 год. Они работали на пленере (на
особую технику мазка.
Изображали мимолетность, мгновенность впечатления.

Слайд 12

Особенности импрессионизма

Одну и ту же картину писали много раз.
Изображали предмет в разном

Особенности импрессионизма Одну и ту же картину писали много раз. Изображали предмет
состоянии (утром, днем, вечером, в туман, дождь, в солнечном свете).

Слайд 13

«Собор в Руане»

Клод Моне

«Собор в Руане» Клод Моне

Слайд 14

Огюст Ренуар «На качелях»

Эдгар Дега
«Голубые танцовщицы»

Огюст Ренуар «На качелях» Эдгар Дега «Голубые танцовщицы»

Слайд 15

Музыканты-импрессионисты

Название музыкальных произведений было очень живописно.
Изменились гармонии, ритмы, тембры.
Их музыка звучала на

Музыканты-импрессионисты Название музыкальных произведений было очень живописно. Изменились гармонии, ритмы, тембры. Их
выставках художников-импрессионистов.

Слайд 16

Клод Дебюсси

Основоположник импрессионизма в музыке. Его музыка основана на зрительных образах, наполнена

Клод Дебюсси Основоположник импрессионизма в музыке. Его музыка основана на зрительных образах,
игрой светотени, прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен. Влияние живописи на композитора было столь велико, что многим своим сочинениям он дал названия, связанные с изобразительным искусством: «Эстампы», «Эскизы». Понимание того, как оркестр может нарисовать живописные картины, пришло к Дебюсси от русского композитора от Римского-Корсакова. Его звукопись была близка манере письма Моне, Писсарро, Дега и других художников-импрессионистов.

Слайд 17

Музыкальная живопись Дебюсси

В симфонической музыке – тембры и краски за счет различных

Музыкальная живопись Дебюсси В симфонической музыке – тембры и краски за счет
инструментов.
В фортепианной музыке – за счет своеобразных, необычных сочетаний звуков, прозрачных аккордов, кружевных гармоний.

Слайд 18

«Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе» - фортепианная пьеса.
«Что видел западный

«Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе» - фортепианная пьеса. «Что видел
ветер», «Феи прелестные танцовщицы», «Затонувший собор», «Шаги на снегу», «Снег танцует», «Девушка с волосами цвета льна» - все это фортепианные прелюдии.

Произведения:

Слайд 19

Как исполнять музыку импрессионистов


Вполголоса
Шепотом
В колорите печального и холодного

Как исполнять музыку импрессионистов Вполголоса Шепотом В колорите печального и холодного пейзажа
пейзажа
Напевая
Как воспоминания об ушедшем
В серых тонах
В розовом свете
Как лунные блики

Слайд 20

Триптих «Ноктюрны»

Триптих – это серия из трех пьес.
«Облака» – это

Триптих «Ноктюрны» Триптих – это серия из трех пьес. «Облака» – это
первая пьеса.
«Празднества» -это вторая пьеса.
«Сирены» – это третья пьеса.

Слайд 21

Вторая пьеса триптиха – «Празднества»

Ренуар «Бал в Муллен де ля Галетт»

Движение.
Пляшущий

Вторая пьеса триптиха – «Празднества» Ренуар «Бал в Муллен де ля Галетт»
ритм атмосферы со взрывами внезапного света.
Праздник, смешение музыки со светящейся пылью.
Разноцветная толпа, мерцающие огни, фейерверк.

Слайд 22

Современники композитора сравнивали звуковой колорит пьесы «Празднества» с полотном Антуана Ватто «Путешествие

Современники композитора сравнивали звуковой колорит пьесы «Празднества» с полотном Антуана Ватто «Путешествие
на остров Киферу». Однако, на память, скорее приходят не образы живописи 18 века, а парижские пейзажи французских импрессионистов с их расплывчатыми бликами разноцветной толпы, мерцающими огнями, искрами фейерверков, шумными улицами Парижа.

Слайд 23

Антуан Ватто «Путешествие на остров Киферу»

Антуан Ватто «Путешествие на остров Киферу»

Слайд 24

Пьер Огюст Ренуар «Большие бульвары»

Пьер Огюст Ренуар «Большие бульвары»

Слайд 25

Термины

Ноктюрн («ночной») – небольшая пьеса лирического характера.
Триптих – это серия

Термины Ноктюрн («ночной») – небольшая пьеса лирического характера. Триптих – это серия
из трех пьес, трех картин, трех новелл, объединенные одной идеей, одним характером.
Импрессионизм – направление европейской живописи конца 19 века, заключающееся в передаче общего впечатления, которое производят краски предметов и фигур при различном освещении, избегая всяких подробностей в рисунке.

Слайд 26

Известные импрессионисты

Живопись
Клод Моне
Эдуард Мане
Огюст Ренуар
Эдгар Дега

Известные импрессионисты Живопись Клод Моне Эдуард Мане Огюст Ренуар Эдгар Дега Борисов-Мусатов
Борисов-Мусатов

Музыка
Клод Дебюсси
Морис Равель
Игорь Федорович Стравинский

Слайд 27

Оркестр в «Облаках»

Нет тяжелой меди.
Звучат только струнные и деревянные духовые.

Оркестр в «Облаках» Нет тяжелой меди. Звучат только струнные и деревянные духовые.
Английский рожок исполняет тему облаков.

Слайд 28

Третья пьеса триптиха – «Сирены»

Для оркестра с женским хором
Сирены – это полу-женщины,

Третья пьеса триптиха – «Сирены» Для оркестра с женским хором Сирены –
полу-птицы, которые своим волшебным, неземным пением заманивали мореплавателей в древней Элладе (Греции). Путешественники гибли на прибрежных рифах.
Поет женский хор с закрытыми ртами. Слов нет, одни звуки, рожденные игрой волн, парящие в воздухе, исчезающие, едва возникнув, и снова возрождающиеся.
Намек на мелодию, как мазки на полотнах импрессионистов.
Это море и его бесчисленные ритмы.