Романсы Модеста Мусоргского

Содержание

Слайд 2

Романсы и Песни композитора

Мусоргский сочинял камерную вокальную музыку на протяжении всей жизни.

Романсы и Песни композитора Мусоргский сочинял камерную вокальную музыку на протяжении всей
Им было создано около 70 произведений, разнообразных как по содержанию, так и по форме его воплощения. Это лирика — поэтически-светлая и драматически-исповедальная; яркие реалистические зарисовки народной жизни — «народные картинки»; музыкальные портреты, поражающие глубиной психологических характеристик.

Слайд 3

Мусоргский явился продолжателем традиций М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского. От Глинки он

Мусоргский явился продолжателем традиций М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского. От Глинки он
унаследовал искусство обобщенного выражения наиболее существенных, типичных сторон образа через песенную мелодию. Песенность музыкального языка Мусоргского, как и Глинки, обусловлена глубоким проникновением в дух и склад народной песни.

Слайд 4

От Даргомыжского композитор перенял исключительную чуткость в отношении декламации, бережный подход к

От Даргомыжского композитор перенял исключительную чуткость в отношении декламации, бережный подход к
произнесению каждого слова, умение тонко и правдиво воспроизводить характерные речевые интонации. Мусоргский называл его «великим учителем музыкальной правды». Помимо общей социально-обличительной направленности творчества, Мусоргского роднят с Даргомыжским пытливый интерес к жизни, быту и индивидуальным характерам простых людей, искусство музыкального портрета. При этом Мусоргский достиг еще большей глубины в передаче сложных психологических переживаний своих героев.
Для него так же неразделимо единство мысль - слово - интонация, поэтому он стремится не к натуралистическому (как у Даргомыжского) копированию говоров, а к глубокому проникновению в выраженную словом мысль.

Слайд 5

У Мусоргского преобладают народные типажи героев: крестьянин («Калистрат», «Семинарист»), юродивый («Светик Савишна»,

У Мусоргского преобладают народные типажи героев: крестьянин («Калистрат», «Семинарист»), юродивый («Светик Савишна»,
опера «Борис Годунов»), женщина из народа («Гопак», оперные персонажи), дети («Детская», «Сиротка»). Почти всегда тот или иной образ обрисован не от лица автора, а словами самого персонажа. Такой особенностью обладают и романсы-сценки Даргомыжского («Старый капрал», «Я все еще его люблю» и др.). Также следует отметить характер монолога, свойственный таким музыкальным повествованиям. Таким образом, посредством монолога герой раскрывает себя.
Развивая традиции Даргомыжского, композитор использует жанры монолога-сцены, монолога-рассказа, баллады, драматической и сатирической песни.
Песни и романсы Мусоргского поражают яркостью и новизной музыкального языка. В вокальных партиях певучие интонации крестьянских песен — лирических, колыбельных, плачей и причитаний — гармонично сочетаются с декламационностью, воспроизводящей, по словам автора, человеческую речь во всех ее «тончайших изгибах».

Слайд 6

В вокальном творчестве Мусоргского нашли наиболее последовательное выражение эстетические принципы «Могучей кучки».

В вокальном творчестве Мусоргского нашли наиболее последовательное выражение эстетические принципы «Могучей кучки».
Это проявилось в социально-обличительной и народно-бытовой тематике его произведений, поиске единства слова и музыки, поиске верной интонации, стремлении к доступности музыки для широких демократических кругов.
Вокальная форма романсов Мусоргского основана на типе музыкальной композиции, которые позволяют непрерывно развивать музыкальную мысль, точно следовать за всеми тонкостями текста. Ведь с одной стороны, Мусоргский опирался на речевые интонации, с другой - на прозаические тексты. Этим задачам вполне соответствовали строфическая и сквозная формы.
Круг поэтов, к которым обращался Мусоргский, весьма широк: это стихи современных русских авторов — А. Кольцова, Н. Некрасова, А. Плещеева, Л. Мея, А. Толстого, В. Курочкина, А. Голенищева-Кутузова, а также поэзия И. В. Гёте и Г. Гейне; нередко композитор сам писал тексты для своих произведений.

Слайд 7

«КАЛИСТРАТ»
сл. Некрасова

«СЕМИНАРИСТ»

«КАЛИСТРАТ» сл. Некрасова «СЕМИНАРИСТ»

Слайд 8

«СИРОТКА»

«КОЛЫБЕЛЬНАЯ ЕРЕМУШКЕ»

«СИРОТКА» «КОЛЫБЕЛЬНАЯ ЕРЕМУШКЕ»

Слайд 9

«ЗАБЫТЫЙ» сл. Голенищева-Кутузова под впечатлением
от одноименной картины Верещагина

«ЗАБЫТЫЙ» сл. Голенищева-Кутузова под впечатлением от одноименной картины Верещагина

Слайд 10

Жанры
Монологи-рассказы, монологи-сцены, в которых присутствуют и слова от автора, и прямая речь

Жанры Монологи-рассказы, монологи-сцены, в которых присутствуют и слова от автора, и прямая
героя.
Образы и темы
Новое содержание: тяжёлая крестьянская жизнь, одиночество художника, внутренний мир ребёнка.
Авторы текстов
А. С. Пушкин, А. Н. Плещеев, А. А. Голенищев-Кутузов, А. В. Кольцов, Н. А. Некрасов, Л. А. Мей, Т. Г. Шевченко, А. Н. Островский, собственные поэтические тексты.
Музыкальный язык
Главным выразительным средством становится декламация, в которой соединяются песенные (колыбельные, плясовые, плач и т.д.) и речевые интонации.
В характере героя передаются особенности его речи, интонации, жесты, походка.
Партия фортепиано
Равноправный, исполнительски сложный участник ансамбля.
Часто сливается с голосом, а не просто «досказывает» мысли и чувства персонажа.

Слайд 11

Домашнее задание

Распределить музыкальные вокальные произведения из ВК от 8.12 по двум циклам: "Детская" "Песни

Домашнее задание Распределить музыкальные вокальные произведения из ВК от 8.12 по двум
и пляски смерти"
Объяснить свое решение, почему вы именно так, а не иначе музыкальные номера распределили. оформить в таблице с двумя столбиками
«ДЕТСКАЯ» «ПЕСНИ и ПЛЯСКИ СМЕРТИ»