Слайд 2Предисловие
Выдающиеся достижения музыкальной культуры первой половины 19 в. были связаны с именем
Михаила Ивановича Глинки (1804-1857), являющегося основоположником русской классической музыки. В творчестве композитора нашли ярчайшее отражение передовые устремления своего времени, дух исторической эпохи. Подобно Пушкину в литературе, классический период в истории русской музыки начинается именно с творчества Глинки, а впоследствии оно во многом определит дальнейшие пути развития русской музыкальной культуры.
Слайд 3План
Глинка – основоположник русской музыкальной классики
Рождение русской национальной оперы
Слайд 4Глинка – основоположник русской музыкальной классики
Заметное место в творчестве композитора занимает камерно-вокальная
музыка. Восемьдесят романсов и песен были созданы им на стихи А. С. Пушкина, В. А. Жуковского и М. Ю. Лермонтова. Музыка к романсам давала возможность почувствовать и пережить каждое слово пушкинского стихотворения. К шедеврам вокальной лирики принадлежит романс: «Я помню чудное мгновенье…», посвященный Екатерине Керн, дочери А. П. Керн, некогда воспетой Пушкиным.
Слайд 5Глинка – основоположник русской музыкальной классики
В 1840 г. М. И. Глинка создал
романсовый цикл из двенадцати произведений «Прощание с Петербургом» на стихи Н. В. Кукольника, в котором особенно ощутимы народные мелодии. «Гармоническая галерея романсов» представлена лирическими пьесами «Рыцарский романс», «Баркарола», «Жаворонок». Сюда же входила известная «Попутная песня», в которой слышались шум и суета дорожного путешествия, радостное ожидание новых встреч.
Слайд 6Глинка – основоположник русской музыкальной классики
Не менее разнообразны и интересны работы М.
И. Глинки в области симфонической музыки, восходящие к лучшим фольклорным традициям. Ему принадлежит знаменитая симфоническая увертюра-фантазия на русские темы «Камаринская» (1848). Все в этом произведении глубоко национально и самобытно, все поражает красотой народных мелодий: их величавыми и спокойными, безудержно веселыми и плясовыми интонациями.
Слайд 7Глинка – основоположник русской музыкальной классики
Увертюры «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде»,
созданные под впечатлением путешествия по Испании, - яркий пример воплощения в музыке народных испанских мотивов. В письме к матери из Гранады Глинка сообщал:
«Прилежно занимаюсь изучением испанской музыки. Здесь более, чем в других городах Испании, поют и пляшут… Эта музыка и пляска так оригинальны, что до сих пор я не могу еще совершенно подметить напева, ибо каждый поет по-своему».
Глинка сумел создать живые и веселые мелодии хоты – испанских песен, «неразлучных с пляской».
Слайд 8Рождение русской национальной оперы
Мысль о создании русской национальной оперы никогда не покидала
композитора, ему особенно хотелось передать в ней характер русского народа, его героико-патриотический дух. Исторические события начала 17 в., связанные с борьбой против польских завоевателей, как нельзя лучше подходили для воплощения замысла. Сюжет оперы «Жизнь за царя» был подсказан В. А. Жуковским и одним из стихотворений из цикла «Думы» К. Ф. Рылеева – поэта, казненного за участие в восстании декабристов. Предсмертные слова Ивана Сусанина, приведшего польских захватчиков в занесенный снегом дремучий лес, определили общую тональность оперы:
Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнет за правое дело!
Главный персонаж оперы Иван Сусанин воспринимается как воплощение русского народного характера.
Слайд 9Рождение русской национальной оперы
Музыка увертюры передавала основной драматургический конфликт. Торжественные и решительные
аккорды сменяла простая и задушевная мелодия. За внезапно врывающимися звуками польской мазурки
следовала светлая, немного печальная музыка, напоминающая слушателям мелодии колыбельной песни.
Слайд 10Рождение русской национальной оперы
Зритель, привыкший видеть на сцене таинственные средневековые замки, картины
жизни далеких и чужих стран, увидел простую русскую деревню и толпу крестьян.
Хору Глинка придавал особое значение. Хор стал действующим лицом оперы, впервые он активно участвовал во всем происходящем на сцене, направлял ход событий, выражая главную патриотическую идею произведения.
С интересом следили зрители за развитием действия. Из крестьянского села, живущего повседневными делами и мирными заботами, оно перемещалось в замок польского магната. И вновь действие возвращалось к спокойному течению крестьянской жизни.
Слайд 11Рождение русской национальной оперы
Суровый зимний лес неприветливо и настороженно встречает польский отряд,
измученный нелегкой дорогой. Расположившись у костра на ночлег, все засыпают, не спится только Ивану Сусанину. Он знает: это его последняя ночь. «Ты взойдешь, моя заря!» – поет он.
В последней сцене звучал мощный народный хор, прославляющий Родину и ее верного сына. «Славься, славься, святая Русь!» - все громче и величественнее звучали его слова. Никогда еще русская сцена не слышала ничего подобного. Это был первый триумф русской оперной сцены.
Слайд 12Рождение русской национальной оперы
А. С. Пушкин, присутствовавший на премьере оперы 27 ноября
1836 г., был очарован музыкой Глинки и впоследствии написал шутливый канон в его честь:
Пой в восторге, русский хор
Вышла новая новинка.
Веселися, Русь! наш Глинка –
Уж не Глинка, а фарфор!
За прекрасную новинку
Славить будет глас молвы
Нашего Орфея Глинку
От Неглинной до Невы…
Слайд 13 Тест
«Выдающиеся достижения музыкальной культуры первой половины … в. были связаны с
именем Михаила Ивановича Глинки». Укажите век:
XIX
XVII
XVIII
Укажите то, что относилось к творчеству Глинки:
лирическая миниатюра
симфоническая музыка
камерно-вокальная музыка
Что из перечисленного принадлежит творчеству Глинки:
«Русалка»
«Кольцо Нибелунга»
«Я помню чудное мгновенье…»
«Арагонская хота» была создана под впечатлением путешествия в:
Португалии
Италии
Испании