Слайд 2Лекция 3
Мужское и женское тело: гендерные аспекты
Слайд 3 Понятием «пол» обозначают совокупность анатомо-физиологических особенностей людей, которые присущи мужчинам или
женщинам.
Слайд 4Понятие «гендер» (социокультурный пол) означает совокупность социальных и культурных норм, которые выполняют
люди в том или ином обществе в зависимости от их биологического пола.
Слайд 5Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто иметь то или
иное анатомическое строение, а означает следовать предписанным обществом ролям
Слайд 6Женщиной не рождаются, ею становятся.
Симона де Бовуар
Классическая работа Симоны де Бовуар «Второй
пол» дала не только толчок дальнейшему развитию феминизма, но и поставила многие проблемы гендерного конструирования современного западного общества.
В данной концепции тело женщины трактуется как то, что определяет ее место в системе социальной иерархии.
Слайд 7В концепции Бовуар, зависимое положение женщины, ее социальная репрезентация в качестве пассивного
субъекта, заключено в восприятии строения половых органов и самого полового акта, при котором женщина занимает подчиненное положение.
Слайд 8Гендер формируется социумом как некая социальная модель, задающая социальное положение и роль
мужчины и женщины в обществе и его основных институтах (семье, религии, политической системе, экономике, культуре и образовании, и др.)
Слайд 9Гендерные системы имеют значительные различия в разных обществах, однако почти везде они имеют
свойства асимметричности: все «мужское/ маскулинное» (черты характера, речь, модели поведения, профессии и сферы деятельности) считаются первичными и значимыми и, напротив, все «женское/ фемининное» характеризуется как вторичное, незначительное и подчиненное.
Слайд 10Природная дифференциация «мужского-женского» закреплена в культуре через символику, в которой значимые понятия
и явления ассоциируются либо с «мужским/ маскулинным», либо с «женским/ фемининным» началами. В этом символическом ряду «мужское» отождествляется с богом, творчеством, светом, силой, активностью, рациональностью и т. д.; «женское» ассоциируется с противоположными понятиями и явлениями - природой, тьмой, хаосом, пустотой, пассивностью.
Слайд 11Гендер выступает одним из значимых способов социальной стратификации общества, который в сочетании
с другими, такими как раса, демография, национальность, класс, возраст, организует и упорядочивает систему социальной иерархии.
Слайд 12 Гендерная революция ХХ в. подорвала оппозицию мужского и женского, сделала ее
менее жесткой и более подвижной. Это отражается в потребительских стандартах, в эстетике, в поведении.
Слайд 13Формирование гендерного сознания индивидуума осуществляется посредством распространения и поддержания через социальные каналы
различных стереотипов, норм и предписаний; нарушение которых влечет за собой для индивидуума наказания
Слайд 14
Помимо общих для всех культур представлений о мужественности и женственности, существуют национальные
и культурные стереотипы и предрассудки.
Слайд 15Гендерные представления «офактурены»:
силами повседневности (обыденный уровень),
силами художественной культуры (специальный уровень),
силами
образования, системы СМИ (трансляционный уровень)
Слайд 16Человек является объектом воздействия гендерной системы с момента своего рождения и до
самой смерти. В процессе воспитания семья, система образования, средства массовой информации, искусство внедряют в сознание людей гендерные нормы, соответствующие их полу, формируют правила поведения, которым они должны следовать, т.е., создают предписания о том, каким должен быть «настоящий мужчина» или «настоящая женщина».
Слайд 17Таким образом, в отличие от половой принадлежности, гендерный статус и гендерно-дифференцированные модели
поведения не детерминируются однозначно природой (естественные сексуально-репродуктивные различия служат лишь основой, канвой, по которой каждое общество и культура «вышивает» свой собственный рисунок), а задаются всей сложившейся в обществе системой отношений.
Слайд 18 Процессы глобализации привели к радикальным изменениям в межличностных связях и отношениях.
Н.С. Юлина: «в современном мире, как и в прошлом, доминируют властные структуры, обеспечивающие успех тем, кто обладает агрессивностью, инициативой, конкурентоспособностью, т.е. мужскими чертами. Для того, чтобы преуспеть на общественном поприще, женщины должны имитировать мужское ролевое поведение».