Социальный конструкционизм Кеннота Джерджена

Содержание

Слайд 2

Кеннот Дж. Джерджен

Родился 9 декабря 1935 г.
Профессор психологии частного гуманитарного колледжа Суортмор-колледжа

Кеннот Дж. Джерджен Родился 9 декабря 1935 г. Профессор психологии частного гуманитарного
(Пенсильвания, США).
Один из главных представителей постмодернистского направления в психологии.
В 1962 г. получил степень доктора философии. 
При его идейном и личном участии в 1991 году был создан Таосский институт .

Слайд 3

Социальная психология как история» — одна из его известнейших работ.
В сферу научных интересов

Социальная психология как история» — одна из его известнейших работ. В сферу
К. Дж. Джерджена входят:
- вопросы идентичности в современном мире;
- законы и принципы социального взаимодействия;
-практическое применение теории социального конструкционизма в терапи;
- терапевтические отношения и процесс личных изменений;
- позитивное старение ("Positive Aging")

Слайд 4

Основные принципы социального конструкционизма
Объединение экзогенной и эндогенной концепций знания. В одиночку эти

Основные принципы социального конструкционизма Объединение экзогенной и эндогенной концепций знания. В одиночку
концепции недооценивают значения социальной ситуации, в рамках которой осуществляется процесс познания человеком окружающего мира.
Предметом исследования являются человеческие отношения, они же являются опорой при объяснении человеческих действий.
Осмысление мира - результат совместной деятельности людей, вступающих в определенные отношения.
Слова, действия обретают смысл лишь в определённом контексте.
Социальный конструкционизм ничего не отвергает.

Слайд 5

Откуда человек получает знания?

Экзогенная традиция

Знание появляется, когда внутренне состояние индивида отражает состояние

Откуда человек получает знания? Экзогенная традиция Знание появляется, когда внутренне состояние индивида
внешнего мира.
Важно внимательно наблюдать за миром.
Большую роль в формировании знаний играет окружающая природа.
Ученик - tabula rasa.

Эндогенная традиция

Важны способы индивидуального разума.
Важно уметь рассуждать, анализировать.
Большую роль в формировании знаний играют врождённые способности.
Важно осмысление полученной информации.

Слайд 6

Знание - это продукт отношений.
Производство знаний - это текущий процесс координации между

Знание - это продукт отношений. Производство знаний - это текущий процесс координации
людьми.

Ориентировочные положения принципов социального конструирования знания:
Незаданность
Многоголосие
Контекстуализация

Слайд 7

Социализированное представление Я

(Шоттер, Сэмпмон, Херманс и Кемпен,
Выготский, Бахтин)

То, как человек

Социализированное представление Я (Шоттер, Сэмпмон, Херманс и Кемпен, Выготский, Бахтин) То, как
переживает своё Я, определяется обратной социальной связью.
Я - это хранилище установок других людей в отношении меня.

Я - это носитель определённых отношений, которые превращаю в новые отношения.

Слайд 8

Важен контекст выражения

Важен контекст выражения

Слайд 9

Упадок и крушение личности

Упадок и крушение личности

Слайд 12

Действующие традиции:
Мистическая традиция
Пророческая традиция
Мифическая традиция
4. Цивилизованный голос
5. Автобиография
6. Беллетристика

Читатель – непросвещённый, незнающий,

Действующие традиции: Мистическая традиция Пророческая традиция Мифическая традиция 4. Цивилизованный голос 5.
беспрекословно слушает другого.

Читатель – потенциальный комментатор, которого отсылают к собственному опыту и разуму для вынесения суждений.

Направлены на разрушение иерархических отношений между автором и аудиторией, нацелены на диалог.

Слайд 13

Подводя итоги…

Никто не может претендовать на истину;
Отношения – источник описания мира. Мы

Подводя итоги… Никто не может претендовать на истину; Отношения – источник описания
сами конструируем мир, в котором живём;
Слова получают своё значение только в процессе использования. Значение может меняться в зависимости от контекста;

Слайд 14

4. Люди, говорящие на одном языке, включённые в одного сообщество, принимают способы

4. Люди, говорящие на одном языке, включённые в одного сообщество, принимают способы
жизни, традиции, значения этого сообщества;
5. Человек относительно свободен в выборе сообществ, а следовательно значений;
6. Социальный конструкционизм может лежать в основе психотерапии – реконструкция прошлого, настоящего, будущего, (Конструирование новых нарративов, Уайт, Эпстон).