Дорога. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Слайд 5

Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Дорогами путешественников: автор + жанр путешествия

А.Н.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека Дорогами путешественников: автор + жанр путешествия
Радищев
«Путешествие из Петербурга в Москву» (1790)

*Первый в России русский революционный писатель, провозгласивший право народа на насильственное свержение деспотической власти помещиков и царя, предшественник декабристской и революционно-демократической мысли XIX в.

Человек, его общественные отношения, творческие возможности, его нравственное достоинство –
вот что интересует автора путешествия.

Цикл очерков, повествующих о поездке и дорожных впечатлениях: жанр путешествия позволил объединить самый разнородный материал об огромном и пёстром мире, многоликом и многоголосом, познавая который герой Радищева обретает истинное знание жизни.

Книгой «безымянный путешественник» нанёс сокрушительные удары по всем устоям тогдашней императорской России: крепостному праву, господствующей православной церкви, царской власти. Испуганная Екатерина II говорила: «Бунтовщик похуже Пугачёва».

«Путешествие…» – путевые заметки, главы именованы названиями тех почтовых станций, на которых останавливался герой-путешественник.

Показаны все слои общества: поместные и служилые дворяне, чиновники-разночинцы, дворовые слуги, крепостные крестьяне.

Форма путевого дневника позволила Радищеву глубоко раскрыть мысли, чувства, глубокие переживания путешественника, передать его впечатления от увиденного – неприглядные картины жизни крепостной России: произвола, безнаказанности, воровства и грабительства, попрания закона…

Слайд 6

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Дорогами путешественников: главы для анализа и

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека Дорогами путешественников: главы для анализа
идея «Путешествия…»

С каждой главой разворачиваются разнообразные, но одинаково типические картины безнаказанно свершающихся безобразий, произвола, несправедливости, грабительства…

Глава «Любани»: встреча путешественника с крепостным, который работает шесть дней недели на барщине, чтобы обеспечить пропитание своей семье. Мечта крестьянина о том, чтобы с него брали оброк. Варварская эксплуатация крестьян производит гнетущее впечатление, и автор предупреждает: «Страшись, помещик жестокосердный, на челе каждого из твоих крестьян вижу твоё осуждение».

Глава «Пешки»: поразительное зрелище крестьянской нищеты: задымлённая изба, жалкая крестьянская одежда, хлеб «из трёх четвертей мякины»…

Глава «Спасская полесть» посвящена обличению «чудища стозевна» – самодержавной власти. Это глава-аллегория. Военачальники и министры утопают «в роскоши и веселии» вместо того, чтобы исполнять свой долг. Речь идёт о неправедной власти тирана, екатерининском царствовании, внешне блистательном, а по сути своей несущем народу неисчислимые бедствия.

В главу «Тверь» включена ода «Вольность»: в ней дана картина народного восстания. Восставшие вершат строгий суд над царём-преступником, забывшем о своём долге перед народом. Суровый приговор гласит: «Умри! Умри же ты сто крат!» Оду «Вольность» Екатерина II признала «совершенно явно и ясно бунтовской, где царям грозится плахою…»

В главе «Чёрная грязь» выражена надежда, что будущее небезнадёжно, поэтому включено посвящение – «Слово о Ломоносове», гимн человеческому гению, дерзанию, деянию

Народ в изображении Радищева –
не безликая масса. Каждое лицо «Путешествия…» наделено своими отличительными чертами.

Что испытываете вы, читая страшные истории,
рассказанные Радищевым в его книге?

В чём заключается гражданский подвиг Радищева?

Ответы – варианты заключения

Слайд 7

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Дорогами литературных героев: М.Ю. Лермонтов: мотив

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека Дорогами литературных героев: М.Ю. Лермонтов:
странничества

Поэма «Мцыри»
как романтическое произведение

Важнейшие черты романтизма:
исключительный герой;
необыкновенная судьба;
особые обстоятельства, возвышенные мотивы поступков;
трагическая обречённость.

О чём и что пишем?

*«Мцыри» – один из лучших образцов русской романтической поэмы

1. Характер и судьба Мцыри необычны, их никак назвать типичными

2. Героем движут возвышенные мотивы: ОН БЕЖИТ ИЗ МОНАСТЫРЯ В ПОИСКАХ СВОБОДЫ, пытается возвратиться на родину, которой его лишили с детства. «…знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть», которая заставляет его идти на смертельный риск.

3. Мцыри обречён на гибель: духовно и телесно ослабев в монастыре, НЕ ВЫНЕС ТОЙ СВОБОДЫ, к которой так стремился.

4. Лермонтов переносит действие в НЕОБЫЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА: история пути Мцыри разворачивается на фоне буйной природы Кавказа.

Романтическая дорога героя связана с мотивами изгнания, бегства, поиска свободы.
Образ одинокого путника.