Презентация на тему Художественный стиль речи

Содержание

Слайд 2

Художественный стиль — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Текст

Художественный стиль — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Текст
в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Слайд 3

Мир художественной литературы - это "перевоссозданный" мир, изображаемая действительность представляет собой в

Мир художественной литературы - это "перевоссозданный" мир, изображаемая действительность представляет собой в
определенной степени авторский вымысел, а значит, в художественном стиле речи главнейшую роль играет субъективный момент. Вся окружающая действительность представлена через видение автора. Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в

этом мире: его предпочтения, осуждения, восхищение, неприятие и т.п. С этим связаны эмоциональность и экспрессивность, метафоричность, содержательная многоплановость художественного стиля речи.

Слайд 4

Для художественного стиля речи типично внимание к частному и случайному, за которым

Для художественного стиля речи типично внимание к частному и случайному, за которым
прослеживается типичное и общее. Вспомните "Мертвые души" Н.В. Гоголя, где каждый из показанных помещиков олицетворял некие конкретные человеческие качества, выражал некоторый тип, а все вместе они являлись "лицом" современной автору России.

Слайд 5

Основой художественного стиля речи является литературный русский язык. Слово выполняет номинативно-изобразительную функцию.
Лексический

Основой художественного стиля речи является литературный русский язык. Слово выполняет номинативно-изобразительную функцию.
состав в художественном стиле речи имеет свои особенности. В число слов, составляющих основу и создающих образность этого стиля входят образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте свое значение. Это слова широкой сферы употребления. Узкоспециальные слова используются в незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определенных сторон жизни.

Слайд 6

В художественном стиле речи очень широко используется речевая многозначность слова, открывающая в

В художественном стиле речи очень широко используется речевая многозначность слова, открывающая в
нем смыслы и смысловые оттенки, а также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. Автор использует не только лексику литературного языка, но и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и просторечья.

Слайд 7

На первый план в художественном тексте выходят эмоциональность и экспрессивность изображения. Многие

На первый план в художественном тексте выходят эмоциональность и экспрессивность изображения. Многие
слова, которые в научной речи выступают как четко определенные абстрактные понятия, в газетно-публицистической речи - как социально-обобщенные понятия, в художественной речи несут конкретно-чувственные представления. Таким образом, стили являются дополнением друг друга. Например, прилагательное "свинцовый" в научной речи реализует свое прямое значение - "свинцовая руда", "свинцовая, пуля", в художественной образует экспрессивную метафору - "свинцовые тучи", "свинцовая ночь". Поэтому, в художественной речи важную роль играют словосочетания, которые создают некое образное представление.

Слайд 8

Для художественной речи, особенно поэтической, характерна инверсия, т.е. изменение обычного порядка слов

Для художественной речи, особенно поэтической, характерна инверсия, т.е. изменение обычного порядка слов
в предложении с целью усиления смысловой значимости слова или придания всей фразе особой стилистической окраски.

Слайд 9

Синтаксический строй художественной речи отражает поток образно-эмоциональных авторских впечатлений, поэтому здесь можно

Синтаксический строй художественной речи отражает поток образно-эмоциональных авторских впечатлений, поэтому здесь можно
встретить все разнообразие синтаксических структур. Каждый автор подчиняет языковые средства выполнению своих идейно-эстетических задач.

Слайд 10

В художественной речи возможны и отклонения от структурных норм для выделения автором

В художественной речи возможны и отклонения от структурных норм для выделения автором
какой-нибудь мысли, черты, важных для смысла произведения. Они могут выражаться в нарушении фонетических, лексических, морфологических и других норм.

Слайд 11

Языковые особенности художественного стиля речи

Неоднородность лексического состава: сочетание книжной лексики с разговорной,

Языковые особенности художественного стиля речи Неоднородность лексического состава: сочетание книжной лексики с
просторечной, диалектной и т.п.
Отцвели разномастные травы. На гребнях никла безрадостная выгоревшая полынь. Ночи истлевали быстро. По ночам на обугленно-черном небе, несчетные, сияли звезды; месяц - казачье солнышко, темнея ущербленной боковиной, светил скупо, бело; просторный Млечный Шлях сплетался с иными звездными путями. Терпкий воздух был густ, ветер сух, полынен; земля, напитанная все той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе. (М.А.Шолохов)

Слайд 12

2. Использование всех пластов русской лексики в целях реализации эстетической функции.
Дарья нам

2. Использование всех пластов русской лексики в целях реализации эстетической функции. Дарья
минуту замешкалась и отказала:
- Нет, нет, я одна. Туды я одна.
Куда «туды» - она и близко не знала и, выйдя за ворота, направилась к Ангаре. (В. Распутин)

Слайд 13

3. Активность многозначных слов всех стилевых разновидностей речи.
Бурлит река вся в кружеве

3. Активность многозначных слов всех стилевых разновидностей речи. Бурлит река вся в
белой пены.
На бархате лугов алеют маки.
На рассвете родился мороз.
(М. Пришвин).

Слайд 14

4. Воплощение образной мысли автора
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня.
Я

4. Воплощение образной мысли автора Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени
на башню всходил. И дрожали ступени.
И дрожали ступени под ногой у меня
(К. Бальмонт)

Слайд 15

5. Большая предпочтительность использования конкретной лексики и меньшая – абстрактной.
Сергей толкнул

5. Большая предпочтительность использования конкретной лексики и меньшая – абстрактной. Сергей толкнул
тяжелую дверь. Под его ногой едва слышно всхлипнула ступенька крыльца. Еще два шага – и он уже в саду.
Прохладный вечерний воздух был напоен дурманящим ароматом цветущей акации. Где-то в ветвях переливчато и тонко выводил свои трели соловей.

Слайд 16

6. Широкое употребление народно-поэтических слов, эмоциональной и экспрессивной лексики, синонимов, антонимов.
Шиповник,

6. Широкое употребление народно-поэтических слов, эмоциональной и экспрессивной лексики, синонимов, антонимов. Шиповник,
наверное, с весны еще пробрался по стволу к молодой осинке, и вот теперь, когда время пришло справлять осинке свои именины, вся она вспыхнула красными благоуханными дикими розами. (М. Пришвин).
В Эртелевом переулке помещалось «Новое время». Я сказал «помещалось». Это не то слово. Царило, властвовало. (Г. Иванов)

Слайд 17

7. Глагольное речеведение (писатель называет каждое движение и изменение состояния поэтапно).

7. Глагольное речеведение (писатель называет каждое движение и изменение состояния поэтапно). Григорий
Григорий спустился к Дону, осторожно перелез через плетень астаховского база, подошел к прикрытому ставнями окну. Он слышал только частые удары сердца…Тихо постучал в переплет рамы… Аксинья молча подошла к окну, всмотрелась. Он увидел, как она прижала к груди руки и услышал сорвавшийся с губ ее невнятный стон. Григорий знаком показал, чтобы она открыла окно, снял винтовку. Аксинья распахнула створки. Он стал на завалинку, голые руки Аксиньи схватили его шею. Они так дрожали и бились на его плечах, эти родные руки, что дрожь их передалась и Григорию. (М.А. Шолохов «Тихий Дон»)
Имя файла: Презентация-на-тему-Художественный-стиль-речи-.pptx
Количество просмотров: 2457
Количество скачиваний: 100