АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ В РАБОТЕ С СОВРЕМЕННЫМИ ДЕТЬМИ Психологов и педагогов всё больше заботит отставание эмоционального развития с

Содержание

Слайд 2

Негативные тенденции в развитии современного дошкольника

- Сужение уровня сюжетно-ролевой игры;
- Недостаточная социальная

Негативные тенденции в развитии современного дошкольника - Сужение уровня сюжетно-ролевой игры; -
компетентность;
- Развитие потребности в экранной стимуляции, что приводит к блокированию собственной деятельности ребенка, к неспособности концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствию интересов, гиперактивности, повышенной рассеянности.

Слайд 3

Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана,

Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана,
им трудно воспринимать слышимое и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом.

Слайд 4

- все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной

- все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной
напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности. Возникновение и закрепление тревожности как устойчивого образования связано с неудовлетворением ведущих потребностей возраста.

Слайд 5

- Обеднение и ограничение общения детей со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения,

- Обеднение и ограничение общения детей со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения,
низкий уровень коммуникативной компетентности;
- Перекос акцента на интеллектуальное развитие ребенка в ущерб социальному, в том числе, личностному развитию.

Слайд 6

Функции художественной литературы в развитии ребенка

Познавательно-нравственная:

Эстетическая:
- приобщение к словесному искусству

Функции художественной литературы в развитии ребенка Познавательно-нравственная: Эстетическая: - приобщение к словесному
как таковому,
- развитие хорошей разговорной речи, ориентация ребенка на собственное словесное творчество;
- воспитатение культуры чувств и переживаний

- развитие и активизация воображения, образного мышления;
- расширение представлений, осведомленности о мире;
- освоение моделей человеческого поведения в разных обстоятельствах;
- формирование эмоционально-ценностных установок.

Слайд 7

КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ

Круг детского чтения можно представить через жанровое разнообразие следующим образом:
Поэзия:
-

КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ Круг детского чтения можно представить через жанровое разнообразие следующим
авторские поэмы и повести в стихах (большие литературные формы);
- фольклорные стихотворные тексты, авторские стихи (малые литературные формы).
Проза:
- авторские сказочные и реалистические повести, циклы рассказов со сквозными персонажами (большие литературные формы);
- фольклорные сказки, авторские рассказы сказочные и реалистические (малые литературные формы).

Слайд 8

Таким образом, в круг детского чтения так или иначе входят художественные произведения

Таким образом, в круг детского чтения так или иначе входят художественные произведения
для длительного чтения. Это тексты,
1. создающие вымышленные миры
.

Слайд 9

2. создающие комбинированные миры

2. создающие комбинированные миры

Слайд 10

3. создающие реалистические миры

3. создающие реалистические миры

Слайд 11

А также художественные тексты для непродолжительного чтения. Это:
1. Фольклорные волшебные сказки.
2. Авторские

А также художественные тексты для непродолжительного чтения. Это: 1. Фольклорные волшебные сказки.
сказки и истории.
3. Реалистические рассказы.
4. Фольклорные стихотворные тексты.
5. Авторские стихотворные повествования.
6. Лирические стихи

Слайд 12

Художественная литература как смысловой фон других видов совместной деятельности взрослых и ребенка

Если

Художественная литература как смысловой фон других видов совместной деятельности взрослых и ребенка
внимательно отнестись к большим литературным текстам, то можно обнаружить в них кладезь интригующих тем, вопросов, поводов для организации с детьми интересной познавательно-исследовательской, продуктивной и игровой деятельности. Персонажи больших художественных произведений для детей — это обычно удивительные экспериментаторы, исследователи, путешественники. Поэтому события, происходящие с ними, их вопросы и путешествия, устройство мира, в котором они живут, их путешествия могут послужить мотивом, отправным моментом для интересной исследовательской деятельности взрослого с детьми.

Слайд 13

Вот всего лишь несколько примеров:
1. Неужели разбойник смог так легко справиться с

Вот всего лишь несколько примеров: 1. Неужели разбойник смог так легко справиться
Самоделкиным с помощью магнита? (Ю. Дружков. Приключения Карандаша и Самоделкина). Давайте посмотрим, как действует магнит, в самом ли деле он обладает такой волшебной силой?
2. Полетит или не полетит воздушный шар? – гадают малыши из Цветочного города, наблюдая за приготовлениями Знайки (Н.Носов. Приключения Незнайки и его друзей). В чем тут дело? Попробуем сами провести такой опыт…

Слайд 14

3. Удачно ли выбрал Винни-Пух плавательное средство для спасения от наводнения? (А.

3. Удачно ли выбрал Винни-Пух плавательное средство для спасения от наводнения? (А.
Милн. Винни-Пух и все-все-все). Что надежнее – пустой горшок или зонтик, да и вообще, не утонет ли пустой горшок? Почему один предмет тонет, а другой нет?
4. Удобно ли измерять Удава попугаями? (Г. Остер. Сказочные рассказы). Придумаем свои мерки. А, может быть, воспользоваться подходящими инструментами?

Слайд 15

5. Наметим на карте маршрут Равви и Шаши из Индии в Россию

5. Наметим на карте маршрут Равви и Шаши из Индии в Россию
(С. Баруздин. Равви и Шаши). Или маршрут путешествия доктора Дулитла (Х. Лофтинг. Путешествия Доктора Дулитла), или кругосветного путешествия капитана Врунгеля (А. Некрасов. Приключения капитана Врунгеля), а заодно познакомимся со сторонами света и компасом.
6. Нарисуем карту страны Незнайки (Н.Носов. Приключения Незнайки и его друзей).

Слайд 16

Использование художественных текстов для создания иллюстраций, коллажей.
Драматизация наибелее интересных отрывков художественных текстов.
Подбор

Использование художественных текстов для создания иллюстраций, коллажей. Драматизация наибелее интересных отрывков художественных
пословиц или поговорок к произведению.
Придумывание необычных окончаний к знакомым сказкам

Слайд 17

Соотнесение содержания текста с характером музыкального произведения, которое может усилить понимание сюжета

Соотнесение содержания текста с характером музыкального произведения, которое может усилить понимание сюжета
литературного произведения
Рисование обстановки и условий, в которых действовали герои литературного произведения

Слайд 18

Организация чтения художественной литературы

- чтение детям художественных текстов должно быть ежедневным; регулярное

Организация чтения художественной литературы - чтение детям художественных текстов должно быть ежедневным;
интересное чтение должно войти в привычку, стать обычаем, ритуалом жизни группы.
- время для чтения (всегда одно и то же) должно быть определено в распорядке дня. Продолжительность чтения составляет примерно 20-25 минут (в старшей и подготовительной группе).
- чтение книги должно проходить в непринужденной обстановке, каждый ребенок добровольно присоединяется к читающим, это не вменяется ему в обязанность. Не желающие в данный момент слушать книгу должны соблюдать лишь одно правило: заниматься своими делами тихо, не мешая всем остальным.

Слайд 19

- читая книгу, воспитатель выступает как партнер детей по восприятию ее содержания:

- читая книгу, воспитатель выступает как партнер детей по восприятию ее содержания:
проявляет эмоции, соответствующие содержанию текста, - удивление, изумление, сострадание и др.
- воспитатель сам подбирает подходящие для детей его группы художественные тексты, сам определяет последовательность их чтения, руководствуясь принципом чередования: большие литературные формы для длительного чтения — малые литературные формы для непродолжительного чтения; стихотворные произведения — прозаические произведения.
- художественные произведения для длительного чтения следует читать несколько дней подряд, без перебивок.
- периоды между чтением больших художественных текстов используются для чтения коротких произведений.

Слайд 20

- воспитатель не должен стремиться к обязательному обсуждению с детьми художественного текста

- воспитатель не должен стремиться к обязательному обсуждению с детьми художественного текста
непосредственно после чтения. Это уместно, если у детей возникают вопросы и суждения-реплики относительно прочитанного, а также если воспитатель намерен использовать текст как смысловой фон для непосредственно следующей за чтением совместной деятельности с детьми.
- художественные тексты для длительного чтения и их последовательность воспитатель может наметить предварительно на 2-3 месяца с учетом интересов своей группы.
- в подборе и планировании последовательности чтения коротких текстов воспитатель руководствуется событиями, происходящими в окружающем мире (сезоны, праздники, памятные даты).

Слайд 21

-

- воспитатель должен подбирать конкретные художественные тексты, исходя из их художественного

- - воспитатель должен подбирать конкретные художественные тексты, исходя из их художественного
потенциала и в соответствии с особенностями детей группы, с тем, чтобы они увидели в книге источник удовлетворения своей любознательности и интереса к окружающему, почувствовали красоту и выразительность художественного слова.
- обращаться к художественным текстам при развертывании других культурных практик (в продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой деятельности, проводить аналогии между событиями, происходившими с персонажами и собственной жизнью).
- обращать внимание на иллюстрации к художественным текстам, порой они являются неотъемлемой частью конкретного произведения; использовать в работе с детьми только книги с высокохудожественными иллюстрациями (Т. Маврина, Е. Чарушин, В. Сутеев, В. Конашевич, Ю. Васнецов, Н. Радлов, И. Билибин, В. Чижиков, В. Лебедев, В. Пахомов и др).

Слайд 22

Узнай автора иллюстраций

Узнай автора иллюстраций

Слайд 23

Методический ринг «Эффективная работа с художественной литературой в детсом саду»

Цель: совершенствоваение

Методический ринг «Эффективная работа с художественной литературой в детсом саду» Цель: совершенствоваение
профессиональных знаний педагогов о формах, методах и приемах работы с художественной литературой, выявление общей эрудиции, включение в активный диалог.
Форма проведения: групповая работа (оппоненты, группы поддержки оппонентов и группа анализа).

Слайд 24

1. На развитие ребенка-дошкольника должна работать сама книга, а не ее специальное

1. На развитие ребенка-дошкольника должна работать сама книга, а не ее специальное
препарирование на обязательных обучающих занятиях. Для этого чтение должно быть интересным и непринудительным. Дошкольнику нужны не уроки литературы, книга нужна ему, чтобы увидеть многоликий мир, удивиться этому миру и понять его, пережить вместе с героем необыкновенные приключения, посмеяться вместе с ним, а иногда и поплакать над его судьбой (Н.А. Короткова)

1 раунд: Разные взгляды на организацию работы с художественной литературой

Слайд 25

2. Необходимо проводить такой анализ литературных произведений всех жанров, при котором дети

2. Необходимо проводить такой анализ литературных произведений всех жанров, при котором дети
научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров
(О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш)

Слайд 26

2 раунд:

Команде № 1 составить требования к книжному уголку в подготовительной

2 раунд: Команде № 1 составить требования к книжному уголку в подготовительной
к школе группе.
Команде № 2 составить требования к книжному уголку в младшей группе.