Акварель М.Ю. Лермонтова «Парус»

Содержание

Слайд 2


И. Айвазовский. Буря на Ледовитом океане. 1864

И. Айвазовский. Буря на Ледовитом океане. 1864

Слайд 3

М.Ю. Лермонтов писал эту картину на берегу Финского залива.

М.Ю. Лермонтов писал эту картину на берегу Финского залива.

Слайд 4

Долго при свете месяца мелькал белый парус между тёмных волн…

Долго при свете месяца мелькал белый парус между тёмных волн…

Слайд 5

И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?

И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?

Слайд 7


«Может быть, я не прав, но лермонтовская «Тамань» и пушкинская «Капитанская

«Может быть, я не прав, но лермонтовская «Тамань» и пушкинская «Капитанская дочка»...
дочка»... прямо доказывают тесное родство сочного русского стиха с изящною прозой».
А.П. Чехов

Слайд 8

«...образец повести, по-моему, «Тамань», — пусть все литераторы соберутся, и ни

«...образец повести, по-моему, «Тамань», — пусть все литераторы соберутся, и ни один
один не найдёт слова, которое можно было бы прибавить или убавить, там всё как цельный музыкальный аккорд».
Д.В. Григорович

Слайд 9

«Сколько надо было иметь ума и сколько настоящей силы, чтобы так

«Сколько надо было иметь ума и сколько настоящей силы, чтобы так глубоко,
глубоко, как Лермонтов, чувствуя чары лунно-синих волн и чёрной паутины снастей на светлой полосе горизонта, оставить их жить, светиться, играть, как они хотят и могут, не заслоняя их собою, не оскорбляя их красоты... Или
в последней сцене, покинув на берегу
слепого мальчика, так и покинуть его
тихо и безутешно плачущим и не
обмолвиться напоследок ни словом о
родстве своём...»
И. Анненский

Слайд 10

ПАРАЛЛЕЛИ

Парус - парус - мятежность
контрабандистов бесприютность
Слепой - странствующий -

ПАРАЛЛЕЛИ Парус - парус - мятежность контрабандистов бесприютность Слепой - странствующий - бесперспективность офицер отчаяние
бесперспективность
офицер отчаяние

Слайд 11


Что касается до героя романа —
он и тут

Что касается до героя романа — он и тут является тем же
является тем же таинственным лицом, как и в первых повестях. Вы видите человека с сильною волею, отважного, не бледнеющего никакой опасности, напрашивающегося на бури и тревоги, чтобы занять себя чем-нибудь и наполнить бездонную пустоту своего духа, хотя бы и деятельностию без всякой цели».
В.Г. Белинский

Слайд 12

Григорий Александрович ПЕЧОРИН

ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ
Берег обрывом спускался к морю… и внизу с

Григорий Александрович ПЕЧОРИН ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ Берег обрывом спускался к морю… и
беспрерывным ропотом плескались тёмно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей
стихию…

Слайд 13

В.Г. Белинский:

«Повесть эта отличается каким-то особенным колоритом: несмотря на прозаическую действительность

В.Г. Белинский: «Повесть эта отличается каким-то особенным колоритом: несмотря на прозаическую действительность
её содержания, всё в ней таинственно, лица — какие-то фантастические тени, мелькающие в вечернем сумраке, при свете зари или месяца. Особенно очаровательна девушка: это какая-то дикая, сверкающая красота»...

Слайд 14

ПЕЧОРИН

ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ
… настоящая русалка…моя ундина… Странное существо!.. эти глаза, казалось,

ПЕЧОРИН ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ … настоящая русалка…моя ундина… Странное существо!.. эти глаза,
были одарены какою-то магнетическою властью… в ней было много породы… необыкновенная гибкость её стана…правильный нос - всё это было для меня обворожительно.

Слайд 15


Светлана Светличная в роли Ундины (1967)

Светлана Светличная в роли Ундины (1967)

Слайд 16

«Взойдём в лодку», - сказала моя спутница… Она как кошка вцепилась

«Взойдём в лодку», - сказала моя спутница… Она как кошка вцепилась в
в мою одежду… между нами началась отчаянная борьба… я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости… пальцы её хрустели, но она не вскрикнула: её змеиная натура выдержала эту пытку…я мгновенно бросил её в волны.
…причалил к пристани…кто-то в белом сидел на берегу…не очень удивился, а почти обрадовался, узнав мою русалку.

Слайд 17

Печорин

Его зоркая наблюдательность, настойчивый, последовательный интерес к неизвестному, а пуще всего

Печорин Его зоркая наблюдательность, настойчивый, последовательный интерес к неизвестному, а пуще всего
влечение к опасности и действию, напрягая его безотказно работающую, почти смертоносную волю, создали из заурядно-житейских обстоятельств остро захватывающие приключения...
Е.Н. Михайлова

Слайд 18

Печорин

В «Тамани», как и в «Бэле», Печорин показан снова не в

Печорин В «Тамани», как и в «Бэле», Печорин показан снова не в
кругу людей одинакового с ним социального положения и культурного уровня, но в среде, глубоким рубежом отделенной от привилегированной господствующей верхушки.
Е.Н. Михайлова

Слайд 19

ПЕЧОРИН И КОНТРАБАНДИСТЫ
ПЕЧОРИН
КОНТРАБАНДИСТЫ
Янко
ундина
слепой
старуха

ПЕЧОРИН И КОНТРАБАНДИСТЫ ПЕЧОРИН КОНТРАБАНДИСТЫ Янко ундина слепой старуха

Слайд 20

ПЕЧОРИН И КОНТРАБАНДИСТЫ

ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ
ЗАНЯТИЯ
КУЛЬТУРА (речь)

ПЕЧОРИН И КОНТРАБАНДИСТЫ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ ЗАНЯТИЯ КУЛЬТУРА (речь)

Слайд 21

…некоторая недоговорённость и неясность в жизни контрабандистов и в их взаимных

…некоторая недоговорённость и неясность в жизни контрабандистов и в их взаимных отношениях,
отношениях, оставляющая достаточно простора для работы нашего воображения...
С.В. Шувалов. (1925)

Слайд 22

Глава «Тамань»

в оценке русских писателей

Глава «Тамань» в оценке русских писателей

Слайд 23

«„Тамань”. Это совершенство. Я видел снимок с рукописи: она вся до

«„Тамань”. Это совершенство. Я видел снимок с рукописи: она вся до того
того исчерчена, что ничего нельзя разобрать. В повести нет ни одного лишнего слова, ничего, ни одной запятой нельзя ни прибавить, ни убавить».
Л.Н. Толстой

Слайд 24

«Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова. Я бы так

«Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова. Я бы так сделал:
сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах — по предложениям, по частям предложения... Так бы и учился писать».
А.П. Чехов

Слайд 25

«…как мог Лермонтов, будучи почти мальчиком, сделать это? Мечтаю написать такую

«…как мог Лермонтов, будучи почти мальчиком, сделать это? Мечтаю написать такую вещь...
вещь... тогда бы и умереть можно!» А.П. Чехов
Памятник М.Ю. Лермонтову
в Геленджике

Слайд 26

«Тамань» - один из самых прекрасных перлов нашей литературы».
И.А. Бунин

«Тамань» - один из самых прекрасных перлов нашей литературы». И.А. Бунин

Слайд 27

…зачем я жил?
для какой цели
я родился?..

…зачем я жил? для какой цели я родился?..
Имя файла: Акварель-М.Ю.-Лермонтова-«Парус».pptx
Количество просмотров: 684
Количество скачиваний: 2